среда, 7 сентября 2016 г.

Индуистская мифология

См.также - Краткая хронология философии индуизма

Самые ранние свидетельства религиозных взглядов на территории Индии относят к мезолиту (пещерная живопись в Синганпуре, изображающая животных и танцующих людей в масках). С древности на Индийском субконтиненте жили дравидские, австро-азиатские, тибето-бирманские и некоторые другие племена. Предположительно дравидские племена были основным населением т.н. цивилизации долины Инда. В долине Инда находят остатки городов 3-2 тысячелетия до н.э., которые были современниками шумеро-аккадских городов (между ними велась торговля). Среди находок того периода - изображения предположительно богини -матери и мужского божества "хозяина зверей" в окружении антилоп, слона, буйвола, тигра и носорога. Изображения этих и других животных (гавиала, козла, змей) встречаются в памятниках цивилизации также отдельно, вероятно они позже могли развиться в образ вахан  (ездовых животных) или аспектов божеств.
Родиной индо-арийских языков, на которых в настоящее время разговаривает большинство жителей Индии, считают более северные регионы. Вытеснение и уменьшение ареала других языков на территории современной Индии вероятно происходило постепенно в процессе завоевания и ассимиляции.

Общепризнанным священным языком индуизма считается санскрит (относящийся к индоиранской ветви индоевропейской семьи). В ритуальной практике индуизма до сих пор в употреблении тексты и обороты, встречающиеся в текстах сложенных 3-4 тыс. лет назад на ведйском санскрите (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа). Имена многих индуистских богов имеют санскритскую этимологию и встречаются в ведах. Однако образы и функции божеств современного индуизма могут заметно отличаться от образов ведийского периода, несмотря на то что 4 веды и упанишады (созданные несколько позже) по прежнему считаются главным священными книгами в большинстве направлений индуизма.

В 1-м тысячелетии до н.э. из индийской философии того времени выделились в отдельные религии буддизм и джайнизм, которые рассматривают как реакцию на ортодоксальность и ритуализированность брахманизма. В дальнейшем индуизм взаимодействовал с буддизмом и джайнизмом. 

К концу 1 тысячелетия до н.э. - началу 1 тысячелетия до н.э. формируется собственно индуизм в результате взаимодействия ведийской философии, брахманизма, дравидских,  тибето-бирманских, австроазиатских верований.

В индуистской мифологии у богов появляются "ваханы", животные на которых передвигаются божества и являющиеся их символическими атрибутами.

Источниками по разным этапам становления индуистской мифологии служат эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", пураны, другие литературные произведения. В поздеведийский период вместо более ранних верховных богов (Индры, Варуны) на первый план выходит бог-творец и бог-предок Праджапати, который постепенно становится "современным" Брахмой. В свою очередь с развитием индуизма Брахма начинает восприниматься как второстепенный бог-эманация Вишну или Шивы. При этом сами Вишну или Шива могут считаться второстепенными по отношению к друг другу в зависимости от религиозного направления.

Эпос "Махабхарата" складывался постепенно. Возможно, его первоисточником были некие легенды из кшатрийской среды, которые позже (начиная примерно с 300 г. до н.э.) были компилированы с брахманскими легендами о богах и философией.

Примерно 300 г. - 1200 г. н.э. датируется "пуранический период", время составления пуран, мифологических сказаний в центре которых оказываются главные божества шиваизма, вишнуизма или шактизма.

В Ригведе к богам часто применяется эпитет асура (предположительно означающий "обладающий" жизненной силой), но уже в более поздних ведах появляется мотив разделение сверхъестественных существ на богов и асуров, и восприятие последних подобно "демонам" в европейской средневековой мифологии. Это противостояние усиливается в эпосе и пуранах, и вокруг него строится множество мифологических сюжетов. При этом Брахма может исполнять желания асуров в награду за подвижничество, и приобретенные таким образом способности позволяют асурам получать временное преимущество перед второстепенными божествами, в итоге демонического антагониста побеждает аватара Вишну, Деви или Шивы. Другая распространенная завязка мифологического сюжета - проклятие отшельника, которое может настигать даже богов. 

В период пуранизма формируются основные направления современного индуизма - шиваизм и вишнуизм, внутри которых существует много подразделений (сект).  Периодом 9-12 веков датируется жизнь основателей адвайты-веданты (Шанкара, 9 в.), кашмирского шиваизма (Васугупта, 9 -10 в.), шри-вайшнавизма (Рамануджа, 10-11 в.), вирашиваизма (Басава, 12 в.).

Как ответвление шиваизма могут рассматривать шактизм (главная идея которого почитание шакти, творческой энергии, воплощенной в образе богини-супруги Шивы). Шактизм однако получил особое распространение в регионах населенных неиндоевропейскими народами, где до сих пор сильны элементы культа богини-матери. Элементы шактизма присутствуют и в некоторых концепциях вишнуистских сект.

Численность последователей кокретных направлений определить довольно трудно, исследователи которые симпатизируют (а тем более являются адептами) конкретному направлению, склонны насчитывать у этого направления большее число последователей. При этом существует концепция тримурти, трех верховных богов Брахмы, Вишну и Шивы, каждый из которых считается тождественным двум другим

Агамы - религиозно-философские тексты неведийского происхождения, относятся к вишнуизму, шиваизму и шактизму

Агни - бог огня. Занимает важнейшее положение в 4 ведах, но позже уступает свое значение божествам из тримурти. Мог изображаться сидя на лотосе, с 7 руками, 2 головами, 7 языками, 3 ногами, часто верхом на баране или колеснице. Атрибуты - топор, четки, факел, пламенное копье.
Апсары - если в мифологии ведийского периода, апсары имеют образ скорее природных духов связанных с водами и деревьями, в индуистской мифологии более поздних периодов они приобретают  функции небесных куртизанок и танцовщиц и четко установленную связь с главными богами. "Рамаяна" (I 45) сообщает, что они возникли при пахтанье океана  богами и асурами. По "Хариванше" и "Ваю-пуране" десять (или одиннадцать) наиболее почитаемых апсар (среди них Менака, Урваши, Прамлоча и др.) родились из "воображения" Брахмы, а остальные были дочерьми Дакши. Апсары нередко по поручению богов соблазняют аскетов, которых подвижничество могло бы сделать равными богам. Их мужьями считаются гандхарвы - небесные певцы и музыканты (персонажи также встречающиеся уже в ведах).

Асуры - демонические существа, обладающие сверхъестественными силами, но как правило совершающие зло и противостоящие богам. Уже в древнейшей из основных упанишад Брихадараньяке (1.3) изображается типичное для пуран и эпоса противостояние богов и асуров, при этом асуры и боги происходят от Праджапати, но асуры старше. Асуры опасаясь, что боги их победят, придают способность делать и ощущать злое: речи, обонянию, зрению, слуху, разуму, но не смогли поразить злом жизненное дыхание (прану) и были побеждены таким образом. 

Атман - одно из ключевых понятий в религиозно-мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение ("я", "себя"), затем в значении "тело", позже в упанишадах - как психическое начало на индивидуальном и универсальном уровне (основа и первопричина всего). На универсальном уровне Атман не имеет каких-либо конкретных характеристик. Подробнее

Баларама - в эпосе и пуранах старший брат Кришны. Может считаться аватарой Вишну (одновременно с Кришной) или же змея Шеши, на котором возлежит Вишну. Вишну берет два волоса, черный и белый (оба свои, или же белый змея Шеши) и "отправляет" их на землю, в результате чего рождаются Кришна и Баларама. Баларама растет вместе с Кришной и участвует в его подвигов. Его атрибут - плуг (эпитет Халаюдха "вооруженный плугом"). Цвет кожи Баларамы светлый, а цвет одежды темно-синий, что зеркально по отношению к телу и цвету одежды Кришны.

Бали — жертвоприношение пищи духам-бхутам, животным и птицам, одно из обязательных
ежедневных обрядовых действий, предписываемых домохозяину-грихастха.

Брахма - божество из тримурти (триады верховных богов), творец мира. Подробнее

Брихаспати  - в эпосе и пуранах жрец и наставник богов, предводитель семи риши из рода Ангираса; он правит планетой Юпитер, которая называется тем же именем. Брихаспати появляется в сюжете похищения Сомой жены Брихаспати Тары, войны богов с асурами и возвращения Тары к мужу; в сюжете жертвоприношения Дакши, где Брихаспати успокаивает разъярённого Рудру. Во многих сюжетах Брихаспати выступает как наставник богов.


Будха (др.-инд. budha, «мудрый») - сын бога Сомы, персонификация планеты Будха — Меркурия. Сын Будхи Пуруравас стал основателем так называемой Лунной Династии. 

Бхуты - демонические существа из свиты Шивы (одно из имён Шивы — Бхутешвара, «Владыка Бхуты»); могут считаться духами умерших (претами). Бхуты живут на кладбищам и питаются человеческим мясом, могут быть хранителями деревни или дома, где они живут. Могут принимать облик свиней, лошадей, великанов, карликов и т.д.

Варна (др.-инд. vбrna, «цвет», «внешний облик», «вид», «род», «качество», «достоинство», «разряд людей») - разделение людей в индийском общесте, закрепляемое в ряде мифов. Известны 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Уже в Ригведе есть единично сообщение о следующем появлении из тела первочеловека Пуруши «Когда Пурушу расчленили..., его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра — вайшья, из ног родился шудра» (РВ X 90). В более поздних источниках этом сюжет повторяется с конкретизацией. В Ману-смрити сообщается о создании этих групп из тела Брахмы и установлении им занятий для каждой из групп, при этом шудры противопоставляются остальным варнам, и обязаны заниматься только "служением". Одновременно в Ману-смрити сообщается другой вариант происхождения варн:от Кави (Бхригу) — брахманы, от Ангираса — кшатрии, от Пуластьи — вайшьи, от Васиштхи — шудры. Брахманы, кшатрии и вайшьи проходили через посвящение ("второе рождение") и назывались дваждырожденными. Шудрам в таком праве отказывалось. В «Тайттирия-брахмане» брахман и шудра противопоставляется по цвету кожи как "божественная" варна и "асурская". В Брахманах, в отличие от Ригведы, слово "асурский" уже имеет преимущественно отрицательную коннотацию. Подобные моменты позволяют исследователям полагать, что в варну шудр изначально определялись захваченные пришлыми индо-арийскими народами местные народы Индии, которые разговаривали на дравидских (и других) языках и обладали более темным цветом кожи.  Система варн и каст подвергалась критике в ряде направлений индуизма, в частности вирашиваизмом. 

Варуна - в ведийском пантеоне Варуна занимал одно из главных мест, но в индуизме его значение снижается, Варуна выступает как хранитель Запада в числе Локапал. Варуна продолжает считаться связанным с водами, но его власть ограничена. В одном из сюжетов Варуна похищает Бхадру, дочь Сомы, жену мудреца Утатхьи, и уводит её в свой дворец на дне моря; Утатхья просит реку Сарасвати не питать море, и осушает океан. В результате Варуна вынужден вернуть Бхадру мужу. 

Вач (речь) - в индуистском эпосе богиня мудрости и красноречия, отождествляемая с Сарасвати. 

Веталы (др.-инд. vetala, ед. ч.) - злые духи, вампиры, которые могут вселяться в мёртвые тела. Считаются частью свиты Шивы. 

Видьядхары (др.-инд. vidyadhara, ед. ч. «держатель знания») - добрые духи воздуха, спутники Индры либо Куберы (вместе с киннарами и якшами). Могут менять свой облик и вступать в брки с людьми. 

Вишвакарман - имея более разносторонний образ в ведийской мифологии (в частности отождествление с Праджапати), в индуистском эпосе Вишвакарман выступает как строитель и ремеленник: он строит для демонов-ракшасов город Ланка («Рамаяна»), дворец для бога богатства Куберы и для Варуны (в мифе о хранителях мира), создаёт прекрасную деву (сказание о Сунде и Упасунде), отдаёт Кали топор, перстни и ожерелья; делает летающую колесницу «Пушпака» для Куберы, гирлянду для Сканды (Мбх. III), оружие.

Вишну (др.-инд. Visnu), один из трех главных богов индуистской мифологии составляющий вместе с Брахмой и Шивой т.н. божественную триаду — тримурти. Хотя Вишну известен еще в ведийской мифологии, его значение значительно возрастает к индуистскому периоду. Подробнее

Вьяса (др.-инд. Vyasa, "разделитель") - легендарный "разделитель" или  составителем собраний вед и пуран, а также легендарный автор  "Махабхараты", одновременно указанный в ней как дед главных соперников пандавов и кауравов. В "Махабхарате" сообщается что данное ему имя было Кришна ("черный") по цвету кожи. В пуранах сообщается, что более двадцати "вьяс", вополощений Вишну или Брахмы жили в разное время для того чтобы открывать людям веды.

Гана  (др.-инд. ganб, "толпа", "множество", "совокупность", "группа", "община" и т.д.) - группа второстепенных божеств (адитьи, вишвы, васу, тушиты, абхасвары, анил, махараджики, садхьи, рудры). Выступают как помощники Шивы и возглавляются его сыном Ганешей. 

Ганга  - персонификация реки Ганг. Сестра Парвати. Вытекает из пальца Вишну, падая с неба падает на голову Шивы, а дальше стекает вниз семью потоками, вливаясь в океан, уходит в подземный мир паталу. Изображается верхом на макаре (морское существо которое является также ездовым животным Варуны) с сосудом и лотосом в руках. В индуизме считается, что воды реки очищают от грехов и болезней. 


Ганеша  или Ганапати (Ganapati), в индуистской мифологии "владыка ганы", божеств, которые составляют свиту Шивы, бог мудрости и устранения препятствий. В ведийский период эпитет "Ганапати" употребляется по отношение к Рудре, а отдельного персонажа с таким именем нет. Сын Шивы и Парвати, изображается головой слона и одним бивнем. Существует несколько разных вариантов мифов о получении Ганешей головы слона (человеческую голову испепеляет бог Шани или отрезает в гневе Шива). 

Гуна (др.-инд. gunб, "качество", "свойство", "веревка") - свойство  (часто одно из трех: саттва, раджас, тамас), присущее природе  (пракрити). Три гуны в представлении философии санкхья три  гуны не разделяются, они связаны подобно пламени, маслу и  фитилю в лампе. Гуны вляются причиной разнообразия мира (в  зависимости от того, какая из них преобладает в конкретной вещи).  Функции гун:саттва - пракаша (проявление), раджас -  действие (правритти), тамас -  сдержанность (ниямана)(ист.2).Историк религии Сурендранатх Дасгупта интерпретирует понятие гун следующим образом (ист.3): саттва - элемент интеллекта, раджас - элемент энергии, тамас - элемент массы, стабильной материи или препятствий. 


Деви ("богиня") - персонификация "женского" аспекта вселенной и мирового сознания, супруга мужского божества из тримурти (чаще всего Шивы), которая выступает в различных аспектах (Парвати, Дурга, Кали, Сати и др.). Подробнее

Дхарма - бог персонификация понятия "дхармы" - закона, морального правопорядка, добродетели. В мифах может быть сыном Брахмы или Атри, риши, родившегося из мысли Брахмы. Жены Дхармы - десять дочерей Дакши, олицетворяющих различные аспекты "дхармы" (славу, счастье, твердость, веру и т.п.). 

Индра - царь богов (кроме верховных божеств тримурти), хозяин небесного царства. Значимость Индры в мифологии индуизма значительно снижена по сравнению с положением ведийского верховного бога и божества грозы, имеющего черты культурного героя. При этом Индра по прежнему связан с дождем.  Индра становится одним из хранителей сторон мира - локапал, по воле Брахмы он охраняет восток вместе со своим слоном Айраватой. В "Махабхарате" описан город Индры Амаравати с тысячью воротами. В послеведийской мифологии Индра уже не справляется самостоятельно с противникой Вритрой, пока на помощь ему не приходит Вишну. При этом Индра активный участник многих мифов. Существует представление о рае Индре (индралоке или сварге), расположенном на вершине горы Меру. После смерти туда попадают храбрые воины, которые проводят там время до нового воплощения на земле.

Индра и Шачи на слоне Айравата
Иштадэвата - личное божество, корому поклоняется индуист наряду с божествами селения и семейным. Божество иштадэвату выбирают самостоятельно, также совершается и поклонение. 

Кала - в индийском эпосе божество времени, или аспект Ямы или Шивы как божества времени. Кала описывается как поглотитель человеческого существования. 

Кальпа - мифологический период времени соответствующий по некоторым исчислениям 8,6 миллиардам лет. В середине этого периода происходит уничтожение мира, и наступает "ночь" Брахмы, по окончанию которой начинается новая кальпа. Когда такие дни и ночи составят 100 лет, уничтожается весь космос и все боги включая Брахму, но еще через 100 лет хаоса новый Брахма рождается и космос опять упорядочивается.

Кама - бог любви. В мифе о Парвати и Шивы, Кама чтобы вызвать у Шивы любовь к Парвати нарушает его подвижничество. В результате Шива на время испепеляет Каму, но потом воскрешает по просьбе жены Камы Рати. Кама изображается верхом на попугае, с луком из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов, насылающими любовную страсть. Знамя Камы изображает фантастическое морское животное макару (также вахана Варуны).

Карма  (karma, "деяние", "поступок") - любое действие (и совокупность действий) с которым связаны последствия, которые могут происходить уже в следующем воплощении. Концепция кармы подробно изображена уже в брахманах (поздняя часть вед)

Киннары (др.-инд. kimnaras, букв. "что за люди") - полубожественные существа представляемые в виде людей с конскими головами или птиц с человеческми головами. Считатются детьми риши Кашьяпы (вместе с ракшасами, нагами и обезьянами) или Брахмы. Входят в свиту Куберы. Являются небесными певцами и музыкантами. 

Кубера - бог богатства ии хранитель севера. Его свиту составляют гухьяки ("скрытые" охранители сокровищ), якши и киннары. Его обителью считается гора Кайласа (как и у Шивы). Кубера изначально родился в семье мудрецов риши и был причислен к богам Брахмой за благочестие. Ешл представляют с большим животом, двумя руками, тремя ногами, восемью зубами и одним глазом. В тиббетском буддизме Кубера присутствует под именем Вайшравана как "защитник веры". 

Лакшми - богиня счастья и процветания, супруга Вишну (в сформировавшемся индуизме). Подробнее

Майя - иллюзия, способность богов и других существ менять свой облик, в философии также одновременно причина существования вселенной и ее иллюзорность связанная с верховным божеством. Может персонифицироваться как богиня, в том числе аспект Дурги или жены Камы Рати.  В шиваизме майя - сила, служащая источником вселенной ("когда майя разрушена, мир не может существовать"(Шива-самхита 1.64). 

Макара  - фантастическое водное животное. Может напоминать внешне крокодила, акулу, дельфина, рыбу. Иногда имеет черты слона, барана, растений. Изображения Макары популярны с 3-2 вв. до н.э., но встречают и на печатях городов цвилизации долины Инда. Макара служит ездовым животным для речных богинь Нади, для богини Ганги, богов Варуны и Сомы. 

Ману - первочеловек. Сюжет о первом человеке Ману встречается уже в ведах, в пуранах и эпосе сообщается о 14 Ману (7 из которых должны появиться в будущем) для каждого из манвантар (отрезков времени длиной 306 миллионов лет). Ману нынешний эпохи - сын Вивасвата и Саранью. Пережил потоп, от которого ему помогла спастись рыба, которую он вырастил. В разных вариантах эта рыба - воплощение Брахмы или Вишну. 

Наги  - существа со змеиным туловищем и человеческой головой. Наги живут в подземном мире и враждуют с птицами и царем птиц Гарудой. Наги обладают мудростью и знанием магии, могут оживлять мертвых и менять свою внешность. Могут жить среди людей в полностью человеческом облике. Сюжет брака женщины-нагини с человеком - один из сюжетов мифов (аналоги есть в мифологиях множества народов).

Нарака - подземный ад, в который попадают грешники и подвергаются там различны мучениям. Участь умерших определяется в Ямапуре (столице царства Ямы). 

Патала - общее название семи подземных областей, в которых живут дайтьи, данавы, наги и другие божества, противостоящие богам, обитающим в небе. Нижняя называется "нагалока", т.к. ее населяют змеи наги, может описываться как более прекрасная чем небо Индры. 

Пишачи - класс демонов, кторые могут насылать болезни и нападать на людей. В поздневедийской литературе боги, люди и питары ("отцы") противостоят демоническим асурам, ракшасам и пишачам. Последние воспринимаются как проклятые души питаров (предков) или как отдельный вид существ происходящих от Кашьяпы или Брахмы. 

Пракрити. В философии санкхья пракрити - является основной субстанцией из которой развивается мир. В состоянии покоя все элементы пракрити (гуны) уравновешены, находятся в самьявастхе.  Когда равновесие нарушается происходит развитие и процесс становления (под влиянием пуруши). Первичным продуктом развития пракрити является "Махат" ("великий"). Это интеллект в космологическом аспекте, а относительно индивидуума он проявляет себя как буддхи- способность различать и воспринимать объекты. В более поздних текстах пракрити отождествляется с майей и шакти. 

Ракшасы (др.-инд. raksas или raksasa, «тот, кто охраняет» или «тот, от кого хоронятся») - вид демонических существ. Присутствуют уже в ведах. По некоторым мифам их создал Брахма  чтобы «охранять» первозданные воды. Ракшасами могут становиться в результате проклятия. 

Рати (др.-инд. rati, «удовольствие», «наслаждение»), богиня страсти, супруга бога любви Камы.

Реинкарнация - перевоплощение живых существ. Существует упоминание реинкарнации уже в Ригведе (10.14), где она рассматривается как желаемое явление. В упанишадах формируется концепция, в которой высшей целью считается уже прекращение перевоплощение на земле и постоянное пребывание в небесном мире (мирах Брахмана). В Брихадараньяка-упанишаде (6.2) рассматриваются три варианта посмертного существования и пути к нему: путь предков, путь богов, и перевоплощение животными тех "кто не знает этих двух путей". "Путь предков"заключается в "жертвоприношении, подаянии и подвижничестве", в результате чего души идут в мир предков, а далее в Луну и становятся там пищей для богов, после чего возрождаются среди людей. По "пути богов" идут те, кто обладает знанием, которое сообщается в упанишадах, а также "в лесу чтут веру и истину", они попадают в мир богов, и потом постоянно находятся в "мирах Брахмана".
В Чхандогья-упанишаде (5.10)  заявляется что, те кто в лесу чтут веру и подвижничество достигают Брахмана. а те кто живут домохозяевами и совершают жертвы, подаяние и благотворительность после ухода в мир предков идут в Луну, где они пребывают "пока не иссякнут плоды их добрых деяний, а потом проливаются дождем и становятся растениями, а через некоторое время людьми или животными. В дальнейшей философии мокша ("освобождение от сансары") может рассматриваться как достижение мира верховного божества или нирваны. 

Сансара - в индийской философии круговорот рождений, включает в себя шесть видов существ (боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки), рождение в том или ином виде и обстоятельствах определяется кармой (суммой совершенных поступков).

Сарасвати - богиня покровительница искусств и знаний, присутствует в ведах как персонификация реки и рек вообще. В индуизме супруга Брахмы (иногда также называется женой Вишну). 

Сканда - предводитель войска богов. Чаще всего рассматривается как сын Шивы и Парвати, но в некоторых мифах - сын Агни и Свахи. Сканда был включен в индуистский пантеон около рубежа нашей эры. Может считаться также богом покровителем воров.

Сурья - божество солнца, известное с ведийских времен.

Сурья. 19-й век


Сома - божество Луны, известен с ведийских времен (будучи тогда преимущественно божеством напитка сомы и растений). В Махабхаратемесяц-Сома взял в жены двадцать семь дочерей Дакши, но посещал лишь одну из них, Рохини; за это Дакши поразил зятя болезнью, тот стал худеть; одновременно стали чахнуть растения и животные; боги упросили Дакшу смилостивиться

Тримурти и тридеви - представление о трех главных богах и их супругах, соответствующих трем аспектах мироздания. Часто встречается интерпретация Брахмы как творца мира, Вишну как хранителя, и Шивы как разрушителя мира. Однако в шиваизме и вишнуизме (реже брахманиме) Шива и Вишну (иногда Брахма) соответственно воплощают все эти аспекты, и другие божества считаются их ипостасями. В Шива-самхите авидья с преобладающей гуной тамас соответствует Дурге, с гуной раджас - Сарасвати, гуной саттва - Лакшми. 

Шакти - (др.-инд. sakti, «сила») - может рассматриваться как творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги. Шактистские направления считают высшим божеством - Шакти или Деви (Парвати, Дургу, Кали), супругу Шивы. 

Шива - один из верховных богов входящих в тримурти вместе с Брахмой и Вишну. Подробнее

Якши - сверхъестественные существа, часто благосклонные к людям. 

Яма - хозяин царства мертвых. Божество известно с ведийского периода. 

Ямуна - богиня одноименной реки, изображалась верхом на черепахе.

Также см. Индуистская индонезийско-малайская мифология в статье Мифология народов Западной Индонезии и Малайзии


Источники:
1.Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева.
2.Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия, М. 1956-1957.
3.Dasgupta, Surendranath, A history of Indian philosophy (1922)
4. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, словарь.
5. Упанишады, перевод А.Я. Сыркина

1 комментарий:

  1. Дорогая Богиня Кали - Я христианка, я не собираюсь менять свою веру, но мои друзья, Индусы, из Индии, актеры Болливуда, муж и жена, но для меня они не просто идолы, они мне как брат и сестра, но мои враги, мои враги, делают мне пакости, идут к черным магам-колдуют,смерть и порчу наводят на меня, взламывают аккаунты, сплетни несут обо мне моим друзьям, гадости и пакости говорят, и делают черноту не только на меня ,но и на моих друзей, и самое ужасное- что мои враги-это моя нация,и моя религия, для которых-религия христианство-это игрушки, кто может праздновать праздник демонов хеллоуин-потом пойти и праздновать дивали-потом заходить в церковь, я не хочу менять веру, для меня моя вера-не игрушка, я просто хочу объединить религии богов - христианство- богов индуизма, богов веры моих индийскийх друзей, И восстановить справедливость, и я знаю, что ты наказываешь зло, что ты богиня справедливости, и наказываешь врагов, пожалуйста, накажи моих врагов, https://www.instagram.com/likahyannn / - Эта девушка и этот instagram: / /https://www.instagram.com/melinezakariann / -https://www.instagram.com/melinezakariann /и маг ЭНУ Григорян, который помогает им, чтобы наводить колдовство черную магию,и все на меня, и все колдуны, которые совершают черные обряды, наводят смерть и порчу на меня, я болею из за этого физический, пожалуйста, накажите врагов и всех их помощников, верните все их зло бумерангом, пусть они сгорят дотла со своим злом. У моих друзей хороший период - они ждутбейбика, пополнения в семье, , а мои враги и их враги делают совместную пакость, для всех нас, верните зло моим врагам, и врагам моих друзей, врагам, уничтожьте моих врагов до тла, пустьих злые –демонические дела-сгорят до тла-и вернутся им бумерангом! . Спасибо!

    ОтветитьУдалить