среда, 23 мая 2018 г.

Краткая хронология философии индуизма


2 тысячелетие до н. э. - примерное время создания 4-х вед. 

первая половина 1-го тысячелетия до н.э. - примерное время создания самых древних из основных упанишад. 

6 в. до н.э. - примерное время возникновения учения адживика в среде шраманов. Подлинные тексты не сохранились, известны неприязненные комментарии современников, судья по которым учение отвергало  обряды предписываемыми ведами, но отрицало также и моральную силу кармы, заявляя о автоматическом достижении нирваны по истечении периода в 8.400000000 махакальп. Сторонники адживики верили, что посвящение в их орден является свидетельством последнего перевоплощения перед нирваной и всеми силами стремились приблизить желанный конец. Отсюда их постоянные изнурительные посты и частая смерть от голода и истощения.

6- нач. 5 вв. до н.э. - Будда Шакьямуни, основатель буддизма

6-5 вв. до н.э. - упадок ведийской религии, Вишну становится главным богом кшатриев (воинов), а Шива-Рудра – главным богом брахманов (жрецов).

6-2 вв. до н.э. - ориентировочное время жизни Канады, основателя школы вайшешика. Вайшешика развила атомистическую теорию о том, что все составные физические объекты состоят из четырёх видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Мир создан из атомов, по движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе вайшешика была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной (мировой цикл).

4 в до н.э. - 2 в н.э. - ориентировочное время создания Рамаяны Вальмики

4 в. до н.э. - 2 в. н.э. - создание Веданта-сутр, основы веданты, основного направления индийской философии. 

3 в. до н.э. - экспансия империи Маурьев,  переход ее главы Ашоки к буддизму и распространение буддизма 

3 - 2 вв. до н.э. -  основание пурва-мимансы. Миманса сформировалась как результат исследования Вед, связанного с необходимостью сохранения сложного и обширного текста, передававшегося долгое время исключительно в устной форме, и правильного совершения ритуалов. Исходя из убеждения в вечности и самодостаточности Вед, последователи мимансы выдвинули учение об изначально существующих звуках речи как особых субстанциях, доступных восприятию лишь в своих случайных проявлениях. Для мимансы характерна полемическая направленность против субъективно-идеалистических и нигилистических школ , мадхьямика и объективного идеализма веданты, что сближает ее со школами ньяя и вайшешика.

3 в. до н.э. - 1 в. н.э. - эпоха Сангам в тамильской литературе

2 в. до н.э. - жизнь Патанджали, основание йоги как школы ортодоксальной (брахманской) индийской философии. Йогическая техника в ее двух связанных друг с другом аспектах — самоограничении (аскетизм) и вхождении в состояние созерцания (медитация) — в большей или меньшей степени разделялась всеми направлениями древне-индийской мысли, кроме мимансы и чарваки.

начало н.э. - школа ньяя. Ньяя подчёркивает важность умозрения для познания реальности. Но условия и методы истинного познания могут быть определены, согласно ньяя, с помощью логики и её законов. Исключительное значение ньяя в истории философии и науки определяется разработкой логических проблем познания, абстрагированных от практики конкретных споров и дискуссий. Ньяя признаёт четыре самостоятельного источника познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство.

1 в. н.э. - жизнь Лакулиши, основателя пашупата шиваизма. Последователи пашупата поклонялись Шиве в образе "хозяина зверей".    Характерным элементом их культовой практики являлось вызывающе свободное, часто непристойное поведение, во многом имитировавшее повадки животных — быка, петуха, воробья. Дикими криками и танцами, странными телодвижениями и поступками, "купанием" в пепле с кремационных площадок они стремились произвести на окружающих впечатление сумасшедших. Данные действия проводились наряду с обычными медитациями на форме Бога, повторениями слога Ом и покаяниями. Школа постепенно исчезает к концу I тыс. н. э. Конечная цель индуизма, мокша, так и интерпретировалась ими как свобода от всяких ограничений (в т. ч. от личных неудобств и страданий).

1-2 в. н.э. - жизнь Капилы, основателя школы санкхья.

1-2 в. н.э. - жизнь Шандильи, представителя движения бхакти

3-4 вв. н.э.  - 8-9 вв. н.э. - расцвет школы санкхья. Центральное место в философии классической занимает учение о пракрити (материи), к-рая является субстанциальной основой бытия, о ее развитии и трансформации (паринама). Сама пракрити описывается как особо тонкая, невоспринимаемая чувствами субстанция, природа которой раскрывается в ее производных, в возникшем из нее предметном мире, являющемся ее следствием. 
Под влиянием духа (пуруши) пракрити проходит ряд последовательных этапов психического и материального порядка, в результате чего образуется  материальная  душа – лингам и физический мир. По незнанию своей полной отчужденности от пракрити пуруша отождествляет себя с эмпирической душой (лингам), а через нее как бы вовлекается в круговорот мирского существования (самсара); но увидев пракрити во всех ее модификациях, пуруша "осознает" свою полную непричастность к ним и обретает свое имманентное состояние абсолютной свободы (мокша).

4-5 вв. н.э. - возникновение традиции бхакти на юге Индии. В учении бхакти утверждалось, что бог доступен всем вне зависимости от касты и образования

5 в. н.э. - примерное время окончательного оформления эпоса Махабхарата

5 в. н.э. - составление основных пуран

5-6 вв. н.э. - самые ранние тексты тантризма. Для тантрического направления характерно отрицание кастовых различий, несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и нормами брахманистской морали Согласно философии тантризма, мироздание существует только постольку, поскольку существует психическая активность. Прекращение ее ведет к реэволюции мироздания и возвращению к первичному состоянию "ничто", пустоты (шунья), в которой исчезают все различия и противопоставления, не действует причинно-следственная связь и нет времени и пространства. Человек – это микрокосмос, обладающий всеми свойствами космоса, так что анатомия человека повторяет анатомию мироздания, а его поведение и физиология способны к такой же эволюции и реэволюции. Среди основных направлений тантризм наиболее представлен в шактизме и шиваизме.

6 в. н.э. - жизнь Гаудапады, заложившего основы адвайта-веданты

6 в. н.э. - жизнь Аппара, тамильского наянара, заложившего основы шиваитского бхакти. 

6-10 вв. н.э. - творчество альваров, поэтов развиваших вишнуитскую традицию бхакти.

7-8 вв. н.э. - жизнь Шанкары, основателя школы адвайта-веданта.
Адвайта-веданта трактует тезис о единстве Атмана и Брахмана как абсолютное тождество. Также адвайта-веданта выдвигает концепцию  о видимости, иллюзорности, согласно которому вселенная обязана своим феноменальным существованием майе—завесе, или волшебной иллюзии. Майя выступает как творящая сила (шакти) Брахмана, которая обуславливает множественность душ внутри и существование Ишвары(бога-творца) внутри эмпирического мира. При этом высший Брахман лишен свойств (ниргуна) и тождественен индивидуальной душе лишенной ограниченного восприятия. 

8 в. - ориентировочное время жизни Бхаскары, развивавшего концепцию бхеда-абхеды.  С точки зрения Бхаскары, Брахман-причина реально эманирует в мир, являющийся его следствием. Философи Бхаскары еще близка к адвайте Шанкары. Отстаивая абсолютную значимость Брахмана, “наделенного свойствами” (сагуна), он считал, чтов своем высшем проявлении этот Брахман лишен формы, не затрагивается мирским многообразием и не имеет частей и только в такой своей ипостаси может быть объектом поклонения.

8 в.  - жизнь тамильской святой Андаль, автора поэзии посвященной Кришне

8-9 вв. - основные философские идеи школы спанда кашмирского шиваизм.; к этому времени стали авторитетными и почитаемыми два ее базовых текста: “Шива-сутры” Васугупты, и “Спанда-карики, написанные тем же Васугуптой или, возможно, его ближайшим учеником Каллатой. С точки зрения этой школы Шива предстает как всеобъемлющая реальность, тождественная сознанию и проявляющая себя во всех субъектах и объектах восприятия благодаря внутреннему динамическому принципу (“спанда”, или постоянная пульсация). Главное положение, которое разделяли все направления кашмирского шиваизма, — это представление о о соединении двух аспектов одной и той же нераздельной сущности, сознающей и активной, воплощенных соответственно в образе Шивы и ето любящей спутницы Шакти. Вместе с тем такой союз становится выражением двух аспектов внутри самого сознания: с одной стороны, сознание пребывает чистым, это ясное и покойное свечение созерцания (пракаша, или светлое, ослепительно-белое сияние), которое символизирует Шива; с другой стороны, это сознание уже изначально наделено целым спектром внутренних потенций, своего рода динамичным “само-осознанием”, которое проявляется как желание знать и отмечено внутренним побуждением постоянно переступать через собственные границы, — этот аспект динамичной саморефлексии (вимарша, или ярко-красная “расколотость”) представлен внутренней активностью Шакти. 

10 в., начало - оформление направления “пратьябхиджня” в философии кашмирского шиваизма.  “Узнавание” как главный принцип этой системы означает, что сам Шива должен быть “узнан” как та внутренняя сущность в сердце адепта, которая составляет не только основание его сознания, но и абсолютную гарантию освобождения.

10 в.. начало - жизнь Матсьендранатха, представителя направления натхов

10 в. н.э. - оформление философии шайва-сиддханты, в основе которой лежит идея о том, что в мире существуют три сущности (падартхи): "хозяин душ" (Пашупати) – Шива, выступающий как все женское, мужское и не имеющее рода (соответственно его имя имеет в санскрите 3 родовых окончания), пашу – "скот", т.е. пасомые им души живых существ, и паша – "путы", т.е. связывающие душу оковы материального существования. Согласно агамам, закон кармы не действует автоматически. Всякое освобождение души возможно лишь по воле и милости Шивы, поэтому поведение адепта не играет особенной роли и главное для него – это его личная преданность и любовь к Шиве.

10 в., вторая половина - нач. 11 века - жизнь Абхинавагупты (кашмирский шиваизм)

кон.11 в.,- перв. половина 12 века - жизнь Рамануджи (Тамилнад), основатель направления вишишта-адвайта. Согласно вишишта-адвайте, Ишвара выступает не только как “действующая”, но и как “материальная” причина мира, поскольку вся вселенная представляет собой его собственное развертывание (паринама). Бесчисленные дживы составляют модусы, или формы проявления  Ишвары и как таковые служат ему “телом” (их собственные тела образованы неодушевленными элементами—джада); одновременно они служат атрибутами, неотъемлемыми характеристиками Бога. Последователи Рамануджи стремились опереться не только на тексты традиционного “тройственного канона”  веданты, но и на тамильский канон “Прабандхам”

11 в. - ориентировочное время жизни Нимбарки (Махараштра, бхеда-абхеда, двайта-адвайта). Развивал представление об отдельном реальном существовании дживы, получающей свою форму от Брахмана (Кришны) и прямо зависящей от него. С точки зрения двайта-адвайты высший Брахман, с одной стороны, отличен от мира и душ (поскольку он является верховным и независимым управителем, между тем как все в мире целиком зависит от его соизволения); однако, с другой стороны. Брахман тождествен миру, поскольку только он и сообщает этому миру подлинную реальность с помощью божественной силы шакти персонифицированной в Радхе, возлюбленной Кришны. 

12 в. - жизнь Басавы, основателя вира-шиваизма (лингаяты). Отрицал все формальные стороны шиваитского культа; считал, что само человеческое тело — храм бога; выступал против кастового неравенства. 

13-14 вв. - выделение северной (вадагалаи) и южной школы (тенгалаи) в вишишта-адвайте .

13-14 вв. - жизнь Мадхвы (Карнатака, двайта). С точки зрения двайты есть три реальных и вечных сущности: Бог (персонифицированный в образе Кришны), души (джива) к неодушевленные предметы (джада); речения же священных текстов о единственности Брахмана означают лишь, что только Кришна независим и самовластен (сватантра), прочие же сущности зависят от него (паратантра).

1440-1518 - жизнь Кабира (северо-восток Индии), поэта представителя движения бхакти, выступал против кастовых различий и религиозной обрядности

1469-1539 - жизнь Нанака, основателя сикхизма (Пенджаб)

1479–1531 - жизнь Валлабхи (Чхаттисгарх, вишуддха адвайта). Брахман у Валлабхи имеет множество качеств и форм проявления, однако он не связан ими, поскольку само их существование зависит от его соизволения, а потому он считается чистым, “лишенным формы” (“нишпрапанча”); вместе с тем, из милосердия к живущим, он проявляет себя как Кришна.

1486-1534 - жизнь Чайтаньи, основатель гаудия-вайшанавизма (восточная Индия). Разработал учение ачинтья бхеда-абхеда, по которому  между индивидуальными душами (джива) и Брахманом существует одновременно единство и различие, однако само это отношение не может быть помыслено логически или исчерпывающим образом сформулировано, а приближение к высшему началу возможно лишь в редкие моменты экстатического растворения в божестве.

1828 - организация Брахмо самадж создана в Бенгалии Раммохан Раем. Считала целью создание универсальной религии объединяющей индуизм, христиаство и ислам, отрицала кастовые различия и некоторые ритуалы вроде самосожжения вдов.

1866 - расколол Брахмо самадж на 2 общества: Ади самадж (во главе с Дебендранатхом Тагором) и Всеиндийский Брахмо самадж (во главе с К. Ч. Севом). Первое объявило себя приверженцем идеологии Упанишад, второе оказалось под сильным воздействием христианства

1875 - основание Арья самадж, организации имеющей антиколониалистскую направленность и стремившуюся к возрождению ведийского прошлого.

1897 - основание религиозно -реформаторского общества "Миссия Рамакришны" Вивеканандой. Вивекананда выступал с теорией "универсальной религии", с позиций к-рой он рассматривал бога как духовное единство и общность людей, совокупность мирового разума,

20-й век, первая половина - интегральная веданта Ауробиндо Гхоша

1955 - основание организации Ананда марг. Идеология соединяет мистицизм йоги и тантру. Организация строится по принципу пирамиды с неукоснительным подчинением низших высшим и высших верховному вождю. В социально-экономических доктринах выступает против капитализма и коммунизма,

Источники:
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Индуизм.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. — М.: Республика, 1996

Комментариев нет:

Отправить комментарий