среда, 27 апреля 2016 г.

Деви

Деви ("богиня") - в индуизме персонификация "женского" аспекта вселенной (шакти) и мирового сознания, супруга мужского божества из тримурти (чаще всего Шивы), которая выступает в различных аспектах. 

В монистическом шактизме может рассматриваться как главное божество (Брахман), источник вселенной, других божеств и всех прочих объектов. В дуалистическом шактизме Шива и Шакти рассматриваются как пара верховных божеств, где Шакти занимает более значимое положение как мать вселенной. Также существуют политеистический, монотеистический и генотеистический шактизм.


В Вайу-пуране встречается следующее разделение шакти (как женского аспетка Шивы) на "черные"(сита) и "белые"(асита) формы:  гневные формы Кали, Дурга, Чанди, Чамунда, Бхадракали, Бхайрави и мирные формы Ума, Гаури, Парвати, Махешвари, Лалита, Аннапурна.

В Девибхагавата-пуране Лакшми называется саттвическим, Сарасвати раджасическим, а Кали тамасическим проявлением Деви. Деви наделяется следующими эпитетами:"не имеющая качеств, постоянная, всенаполняющая, неизменная супруга Шивы "

Дурга (др.-инд. Durga, "труднодоступная") - гневный аспект  Деви или Парвати. Изначально почитание Дурги было распространено у неиндоевропейских племен шабаров, барбаров, пулиндов. В общеиндуистский пантеон Дурга была включена в первых веках н.э. Постепенно в образ Дурги также были включены образы богинь других племен (Коттравей, Эламма, Шитала). В мифах Дурга защищает богов и мироздание от демонов. В религиозной философии Дурга уничтожает человеческие пороки и заблуждения. Формами Дурги также могут считаться Кали, Чамунда, Тара, Нанда и другие.


Дурга на животном, имеющем черты леогрифа. 1820. (Тамилнад или Андхра-Прадеш) 

Дургу изображают с десятью руками, верхом на льве или тигре, в руках оружие богов: трезубец Шивы, диск Вишну, лук Ваю, копье Агни, ваджра Индры, петля Варуны.

Кали - грозный аспект Деви. Изображается в виде женщины черного цвета, одетой в шкуру из пантеры, в ожерелье из черепов. Она держит в руках отрубленные головы, меч и жертвенный нож. Характерная черта также - длинный язык, красный от крови. Свита богини состоит из свирепых женских духов дакини. Распространенное изображение Кали танцующей на лежащем Шиве, что объясняется следующим образом: Кали опьянена кровью своих жертв и она танцует на Шиве, принявшем образ трупа, узнает супруга и успокаивается, передавая ему свои силы. Почитание Кали распространено на севере и востоке Индии, особенно в штатах Западная Бенгалия, Ассам, Бихар и Орисса, Кали тут рассматривается как источник мудрости и "освобождения".

Махавидья - аспект шакти как "великого знания". Известно 10 махавидий: Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Чхиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала.

Парвати ("горная") - "мирный" аспект Деви. В Парвати воплотилась первая жена Шивы Сати после самосожжения, родившись у царя гор Химаваты и апсары Мены. Желая добиться взаимности Шивы, Парвати поселилась рядом с его местом обитания на горе Кайласа, однако была отвергнута, так как Шива был занят отшельничеством и медитацией. Тогда Парвати также занялась суровыми аскетическими практиками и в конце концов покорила Шиву. От их брака родились божества Сканда и Ганеша.
Сати - аспект Деви, дочь Дакши и жена Шивы (Рудры). Самостоятельно выбирает в мужья Шиву, несмотря на противостояние своего отца Дакши. Из-за последующего конфликта между Дакшей и Шивой Сати бросается в жертвенный огонь, позже воплощается в качестве Парвати.

Минакши (др.-инд. minaksi, букв. "имеющая глаза рыбы") - южноиндйская богния, которая рассматрвается как воплощение супруги Шивы Парвати. Минакши имела некоторые недостатки(третью грудь и рыбий запах), которые исчезли после того как она встретила Шиву.


Источники: 
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
June McDaniel, Offering Flowers, Feeding Skulls
Девибхагавата-пурана, книга первая, перевод и комментарий А.А. Игнатьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий