воскресенье, 8 апреля 2018 г.

Атман и Брахман в ранних упанишадах

Упанишады канона мукхья (главные) отражают переходный этап между ведийской религией и  индуизмом. Они создавались на протяжении 1-го тысячелетия до н.э., в канок включают от 10 до 13 текстов: Айтарея, Брихадараньяка, Иша, Катха, Каушитаки, Майтри, Мандукья, Мундака, Прашна, Тайттирия, Чхандогья, Шветашватара.

Концепции, изложенные в эти упанишадах (особенно ранних), широко используются в философии индуизма, также они заложили основы развития буддизма и джайнизма. 
Эти упанишады считаются священными текстами (шрути) в практически всех направлениях индуизма. 

Самыми древними из них считаются Брихадараньяка и Чхандогья, далее идут Айтарея, Каушитаки и Тайттирия, а потом остальные. Хотя встречаются и другие датировки. Например: 
6 древнейших упанишад: "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Каушитаки" и "Кена".  Более поздние "Катха", "Иша", "Шветашватара", "Мундака" и "Маха-Нараяна", еще боле поздние — прозаическая "Прашна", "Майтраяния" и "Мандукья". 

Атман - одно из ключевых понятий в религиозно-мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение ("я", "себя"), затем в значении "тело", позже в упанишадах - как психическое начало на индивидуальном и универсальном уровне (основа и первопричина всего). На универсальном уровне Атман не имеет каких-либо конкретных характеристик. 

Атман - это тот, "благодаря которому видят, благодаря которому слышат, благодаря которому обоняют запахи, благодаря которому произносят речь, благодаря которому распознают сладкое и несладкое" (Айтарея (3.1-3).

Также Атман - это "то, что является сердцем и разумом, сознание, разумение, распознавание, познание, мудрость, проницательность, стойкость, мышление, рассуждение, стремление, память, представление, намерение, жизнь, любовь, господство – все это имена, данные познанию" (Айтарея (3.1-3)).

Атман включает в себя Брахмана, а также Индру и всех других богов, элементы, всех существ, подвижных и неподвижных(Айтарея (3.1-3)).

Атман находится во всех существах и правит ими, но отличен от них, все существа - это тело Атмана. Атман является и бессмертным. Атман также находится и в познании, но не является им (Брихадараньяка (3.7), Брихадараньяка (1.2.7))

Атман это наслаждающийся владелец тела, подобный владельцу колесницы, где рассудок - колесничий, разум - поводья, чувства - кони, объекты восприятия - пути коней (Катха (1.3)). 

Атман блуждает по телам и непостижим, и поэтому кажется непостоянным и действующим, хотя на самом деле он недействующий и постоянный. Атман вкушает впечатления и покрыт завесой, состоящей из свойств. (Майтри (2.7))

«Подобно тому, как все спицы заключены между ступицею колеса и ободом колеса, так все существа, все боги, все миры, все дыхания, все Атманы заключены в этом Атмане» (Брихадараньяка 1.2.5). 

Бхутатман, отличен от высшего Атмана, он находится во власти добрых и недобрых плодов действий (кармы) и состоит из пяти тонких элементов (махабхута). Бхутатман зависит от свойств пракрити и не видит высшего Атмана, побуждающего к действиям, но связывет себя отождествлениями и привязанностями (Майтри 3.2).  


Атман был вначале единственным существом в виде пуруши. Сначала он произносит "Я есть", он стал подобен "женщине и мужчине, соединенным в объятиях", и разделил себе на двух существ. Из "женщины" возникло пространство. От сочетания Атмана с "женщиной" появились люди. Сам по себе Атман неполон и невидим, когда он дышит он является дыханием, когда говорит - речью и т.д. Он является "следом всего сущего"(Брихадараньяка (1.4))


Все жизненные силы, миры, боги и существа выходят из Атмана, подобно тому как из огня выходят маленькие искры (Брихадараньяка (2.1))

Все существа ведомы познанием и утверждены в познании, которым является Брахман (Айтарея (3.1-3)) 

Существуют два образа Брахмана "воплощенный и невоплощенный, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный." Воплощенный образ смертен, неподвижен и существует. Сущность этого образа - Солнце. Невоплощенный образ  это ветер и воздушное пространство, он бессмертен, подвижен и истинен, его сущность пуруша, который находится в диске Солнца. (Брихадараньяка (2.3))

Пространство (Брахман) выткано на Непреходящем (Атман), которое не имеет качеств. Непреходящее не познаваемо ни мыслью, ни органами чувств, но ощущает, познает и мыслит. При этом это единственный  ощущающий, мыслящий и познающий (Брихадараньяка 3.8)

Всезнающий совершает подвижничество, которым является знание, от этого подвижничества возрастает Брахман, из которого возникает пища, все миры (Мундака 1.1)

Брахман это пространство вне человека и внутри человека (Чхандогья (3.12))

Атман меньше горчичного зерна, больше всех миров, охватвыает всё сущее  и тождественен Брахману (Чхандогья (3.14)


Способность видеть всех существ в Атмане и Атмана во всех существах избавляет от страха, ослепления и печали
(Иша-упанишада, 6,7). 

Брахманство, кшатра, боги, миры и существа оставляют того, кто считает их отличным от Атмана ( Брихадараньяка 1.2.4).

В некоторых текстах Брахман - это то общее, что лежит в основе группы однородных предметов или явлений. Например речь - Брахман всех слов, Тело - Брахман всех действий. (Брихадараньяка 1.6).

Расширенное толкование концепций упанишад можно найти в возникших позже направлениях индуизма. В зависимости от направления Атман отождествляется с Шивой, Шакти, Вишну (Кришной) либо является Абсолютом, высшим чем эти божества. 

Источник:
Упанишады, перевод А.Я. Сыркина

Комментариев нет:

Отправить комментарий