среда, 27 апреля 2016 г.

Шива

Шива -  в индуизме один из верховных богов входящих в тримурти вместе с Брахмой и Вишну. Божество с таким именем появляется во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., но исследователи находят истоки образа еще в изображениях "хозяина животных" хараппской цивилизации. Кроме того в индуистский культ Шивы был включен образ ведийского божества Рудры. 

Одно из распространенных имён Шивы - Ишвара ("господин"). 
Местом нахождения Шивы считается гора Кайласа в Гималаях.

Его спутником и ездовым животным (ваханой) изображается белый бык (или существо с бычьей головой) Нандин. При этом на индийских монетах начала н.э. сам Шива изображен в виде быка, поэтому Нандин видимо являетя развитием зооморфной формы божества. Другие спутники - различные злые духи и призраки.

Атрибуты - серп Луны (Чандры) в волосах, трезубец, барабан дамара, боевой топор, лук и т.д. 
Эпитеты-аспекты - Пашупати ("владыка зверей"), Угра ("яростный"), Шамбху ("милостивый"), Кала ("время"), Джаламурти ("образ воды"), Махадева ("великий бог"), Бхава ("сущее"), Бхутешвара ("господин бхутов") и многие другие.

Трезубец появляется на изображениях Шивы в кушанский и кушано-сасанидский период. Третий глаз появляется на скульптурах Матхуры около 3 в. н. э., прическа аскета и полумесяц появляются около 5 в. н.э.  Миф о голове Брахмы которую отрубил Шива по всей видимости появляется в Сканда-пуране, около 6 в. н.э.

Для адептов шиваизма Шива (часто вместе с супругой Деви воплощенной как Сати, Парвати, Дурга, Кали и др. ) воплощает все аспекты существования (конструктивные и деструктивные) и высшее сознание. Адепты вишнуизма могут рассматривать Шиву преимущественно как бога разрушения и отшельничества.

Существуют различные аспекты Шивы: Рудра, Вирабхадра, Шанкара, Шарабха и др.

В мифах Шарабха - инкарнация Вирабхадры, появившегося из гнева Шивы после смерти Сати. Вишну воплощается в аватарах Варахи и Нарасимхи для спасения мира от демонов, однако эти аватары сами провозглашают свое превосходство и начинают нападать на всех, кого встречают. Шарабха изображается в виде птицы, с Шивой находящимся внутри туловища, и Кали и Парвати находящимися внутри крыльев, в когтях он держит Вараху и Нарасимху, в руках лук, стрекало, стрелу, копьё.

Еще одна форма - пятиликий Садашива. Пять голов Садашивы символизируют пять элементов (махабхуты), или 4 стороны света и центр.  Это могут быть либо Татпуруша (воздух, ветер), Вамадева (вода), Агхора (огонь), Садьойджата (земля, производительная сила) и Ишан (пространство)  По другой версии это Махадева (восток), Бхайрава (юг), Нандивакха (запад), Умавакха (север) и Садашива (зенит).  Медитация на эти лица считается в шиваизме ведущей к получению истиного знания.

Источники:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарев.
Genesis and Development of Tantrism - Edited by Shingo Einoo. Christian K Wedemeyer.

Комментариев нет:

Отправить комментарий