среда, 3 февраля 2016 г.

Мифология народов Западной Индонезии и Малайзии

Индуистская индонезийско-малайская мифология 
Батара-Гуру - верховный бог. У яванцев отождествлялся с синкретическим образом Шивы-Будды. Выступал как демиург и прародитель богов. Произошел от первоединого бога из субстанции Хьянг Исмайи, олицетворял верхний мир. Считался учителем божественного закона и родоначальником рахманов.

Батара-Кала - божество-разрушитель, одна из манифестаций Шивы, предводитель демонов (бута). Хозяин нижнего мира. Считался сыном Шивы или Батара Гуру, посланный им в нижний мир и создавший богиню земли Ибу Пертиви. По представлениям балийцев появился из попавшей на землю спермы Шивы, по представление яванцев появился из пламени в центре океана.
Бома (от санскр. bhauma, «земной») герой мифов яванцев и малайцев. Сын Ибу Пертиви от Санг Хьянг Висну (индуистский Вишну) и воспитанник Батара Брамы (индуистский Брахма). Олицетворял силу нижнего мира. Представлялся в виде страшного великана, который обладает силой возрождаться коснувшись земли.
Бута (или буто (яван., от др. инд. bhuta) - злые духи. Могу вселяться в человека, вызывать болезни и несчастья. Любят находится на перекрёстках, заброшенных могилах, побережье моря. В балийских мифах есть представления о связи бута с различными жизненными функциями человека (бута воды, нервных токов, крови, плоти).
Деви сри  (от санскр. "деви шри") - богиня плодородия и красоты, супруга Санг Хьянг Висну (соответствует индуистской Шри). Богиня земледелия, садов и рынков, покровительница риса и давшая начало его возделыванию.
Ибу Пертиви, Санг Хъянг Ибу Пертиви ("мать-земля") - богиня земли, мать Бомы.
Нагасари - мировое дерево, из которого родилась пара первопредков Дармадева и Дармадеви, созданные Висну и Брамой из цветов нагасари. В шиваитско-буддийской идеологии средневековой Явы переплетение нагасари как духовного начала и дерева раджаса как мировой мудрости, состовляло космическое дерево.
Санг Хьянг - титул богов высокого статуса. Хьянг переводится как "бог", соответствует индийскому "дева".
Санг Хьянг Тунггал ("первоединый бог") - прародитель главных богов-демиургов. Мог выступать как изначальный бог или как сын Санг Хьянг Венанга (древний бог яванского пантеона), мог отождествляться с Семаро. У балийцев изображался как обнаженный человек с телом источающим огонь.
Семар, Твален (балийск.) -сверхъестественное существо, ниспосланное на землю с миссиейпокровительства людям и как воспитатель и советник потомков богов. Под именем 
Хьянг Исмайя Семар выступает как сын Санг Хьянг Тунггал и брат Батара Гуру (или Шивы), 
признанный старшим. Семар считается родителем богов, непосредственно сопричастных смене жизни и смерти: отец бога любви Санг Хьянг Камаджайи и божества смерти Батара Ямадипати. В яванской традиции он отец солнечного бога Сурьи.
Шива-Будда - божество сочетающие чертвы Шивы и Будды (в представлении махаяны). Заниал центральное место в идеологии яванских государств 13-15 вв. Сингосари и Маджапахита,  связывался с культом царя-бога. В 15—16 вв. Ш.-Б. отождествлялся с Батара Гуру.


Балийцы - Бали, Ява, Молуккские острова
Балийская мифология
Мир в балийских мифах имеет трехчастное вертикальное деление (подземный, наземный и небесный) и пятичастное горизонтальное (центр и четыре стороны света). На это повлияла индуистская и буддийская мифология. Более древними считаются дуалистическое деление на верх (духовное начало) и низ (материальное). Верху при этом также соответствует север, восток и правая сторона, низу - запад, юг и левая сторона. В центре мира находится мировая гора Гунунг Агунг, соединяющая подземный и небесный мир, на горе обитают боги.
Верховный бог - Санг Хьянг Тунггал (или Тинтья). Его потомки - демиурги Семар (твален, Хьянг Исмайя) и Батара Гуру (Шива). Семар, а также Брама, Батара Кала тяготеют к нижнему миру, Батара Гуру и другие - к верхнему. Индуистскому тримурти соответствует Санг Янг Тига (божественная троица).
В произведении "Чатурйога" записан миф о происхождении мира. Мировой змей Антабога, находящийся в пустоте, с помощью медитации создал черепаху Бедаванг, на которую легли две змеи. Змеи сплелись и образовали основание мира, на котором  находится "черный камень". Под этим камнем расположен нижний мир с правителем Батара Кала и его женским аспектом Сетесуйара, там живет удав Басуки. Батара Кала создатель света и матери-земли (Ибу Пертиви).
Шива воплотившийся в стихии огня в качестве Брамы образует воду (олицетворение Висну) через пар. Вода оплодотворяет землю (Ибу Пертиви), которая в качестве Деви сри (соотв. Шри в индуизме) порождает рис.
Гунунг Агунг ("великая гора") - мировая гора, которая соответствует реальной, расположенной на востоке острова Боли. Покровителем горы считается Батара Махадева (Шива). На Гунунг Агунг идут духи предков, также там обитают боги.
Ибу Пертиви - богиня земли, созданная Батара Кала.
Рангда - покровительница ведьм и черной магии, а также повелительница лейяков (духов-оборотней) Она насылает чуму и голод на людей, вырывает трупы из могил, пожирает детей и т. п. Ей противостоит Баронг.


Другие народы



Ибаны - Малайзия

Петара - демиург, правитель верхнего мира. Создал с помощью птиц землю и поместил её на спину гигантского буйвола Лумбу.
Сингаланг Буронг - божество-покровитель гадания по поведению птиц. Может принимать облик сокола или птицы-носорога. Также считается богом войны.

Батаки - Суматра
Батара Гуру - верховный бог. Как и другие представители триады верховных богов (Мангалабулан, Сорипада) является эманацией Мула Джади в срединно мире. Батара Гуруёс следит за тем, что делают люди на земле и боги на небе, он установил нормы адата.  Его спутники - лошадь Силитонг и пёс Сигомпул.
Бораспати ни Тано - богиня земли, часто появляющаяся в виде ящерицы. Покровительница дома и полевых работ.
Мангабулан - бог из верховной триады. Следит за здоровьем людей, плодовитостью домашних животных и сельскохозяйственными работами. Его спутники - лошадь пего цвета и пятнистая собака.
Мула-Джади - бог создатель. По одному из мифов, в облике Туан Буби на Болон, он правитель и сущность верхнего мира, в виде монстра Раджи Пинангкао, который свисает в клетке с мирового дерево - представляет срединный мир, в виде змея Нага Падоха (или Пане на Болон) - подземный. Его эманациями считаются Батара Гуру, Мангалабулан и Сорипада, составляющие триаду верховных богов. При этом Мула Джади подчиняется триаде и действует по её поручениям. Перед домом Мула Джади растёт дерево Джамбубарус, на его листьях написана судьба людей, которые должны родится.
Пане на Болон - рогатый змей, владыка нижнего мира и моря. Может отождествляться с Нага Падоха. Насылает на землю войны, эпидемии и другие бедствия оборачиваясь вокруг земного диска.
Сибору Сурантионанг - дочь Мангалабулана, вырастила из гриба одного из перволюдей.
Сидеак Паруджар - дочь Батара Гуру, которая (по другим версиям Мула Джади), создала землю. Отец заставляет её выйти за ящероподобного Туан Рума Ухира, но она старается избежать брака и спускается в средний мир, покрытый водой. Мула Джади бросает ей горсть земли, что тревожит Нага Падоху, бога нижнего мира и вод. Сидеак Паруджак усмиряет Нага Падоху в схватке и творит землю из 17 госртей. Туар Рума Ухир принимает человеческий облик, спускается на землю и вступает в брак с Сидеак Паруджар. Пара становится предками людей.
Сорипада - один из триады верховных богов. Заступается за людей перед Батара Гуру. Его спутники - белая лошадь и коричневый пёс.
Туан Рума Ухир - сын Мангалабулана, имеет облик ящера, праотец людей.


Ментавайцы - Сулавеси, Суматра
Сиакоу- злой дух и трикстер, появляется в облике человека или варана. Освобождает первых людей из ствола бамбука и помогает им заниматься сельским хозяйством.
Солнце и Луна - Солнце и Луна – женщины, у обеих было много детей, от детей Солнца исходил чрезмерный жар; чтобы спасти людей, Луна спрятала своих детей, вымазала себе рот красным соком, сказала Солнцу, что с удовольствием съела их; Солнце съела своих детей; вечером показались дети Луны – звезды; Солнце ударила Луну ножом, теперь та видна по частям; Луна ударила Солнце, теперь край Солнца зазубрен, а Солнце с Луной не встречаются

Ниасцы - Суматра
Силеве Нацарата - божество-трикстер, покровительница жрецов, супруга Ловаланги, которая создала землю из комков грязи со своего тела, а из кольца змею, поддерживающую землю. Также научила делать и поклоняться идолов. Может помогать людям, но также и наносить им вред. Изображается в виде двуполого идола Аду Хэрэ.

Источник: 
Мифы народов мира, под ред С.А, Токарева
Ю.Е. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Комментариев нет:

Отправить комментарий