суббота, 18 мая 2019 г.

Грузинская мифология

Али -  духи, вредящие роженицам, новорождённым, одиноким путникам и другим людям. Али могли быть как мужского, так и женского пола. У них устрашающий вид (зубы из меди, след стеклянный, волосы запачканы). Согласно поверьям, Али живут в лесу, в скалах, в развалинах, забираются в конюшни, иногда заманивают жертву, которой являются в виде близкого родственника, в воду. Женщины Али (алкали) наделены теми же функциями, но обладают меньшей физической силой, иногда выступают в функции богини Дали и, подобно ей, представляются в виде красивой златовласой женщины в белом платье. 

Амирани, в грузинской мифологии герой; главный персонаж эпоса "Амираниани". . Амирани рождён богиней охоты Дали от смертного безымянного охотника.  Амирани борется с дэвами и вешапами, похищает небесную деву Камари,  одолев в битве отца Камари, бога-повелителя погоды и грозовых туч. Амирани обучает людей кузнечному делу; он сам первоклассный кузнец, умеющий ковать мечи. За богоборчество Амирани прикован к скале в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюёт печень орёл, а преданная Амиранисобака лижет цепь, стараясь истончить её. 

Апсати, в грузинской мифологии (у сванов) покровитель и пастух диких рогатых животных и птиц. По своим функциям близок богине Дали.

Армази, верховное дохристианское божество. Сведения об Армази сохранились лишь в ранних грузинских летописях и в топониме "Армази". Традиция связывает введение культа Армази с именем царя Парнаваза (3 в. до н.э.), который заимствовал его извне. Посвящённый Армази идол изображал воина в медной кольчуге и золотом шлеме, с мечом в руке и, согласно летописным сведениям, был установлен на горе в Мцхете. Армази являлся синкретическим божеством, сочетавшим в себе функции верховного божества (повелителя Армази противопоставлялся культам местных племенных божеств. Во время праздника Армази, проводившегося обычно летом, на улицах Мцхеты, украшавшихся разноцветными тканями и цветами, происходили многолюдные шествия с участием царской семьи. Вслед за объявлением христианства государственной религией в Грузии (30-е гг. 4 в.) культ Армази был упразднён.

Барбале,  богиня, олицетворяющая солнце. В основном почиталась как покровительница женского плодоносящего начала. По народным представлениям, Барбале обеспечивает изобилие продуктов земледелия и скотоводства, способствует оплодотворению как крупного рогатого скота и домашней птицы, так и человека. Ей посвящались различные праздники, главный из которых совпадал с днём зимнего солнцестояния. В ритуалах и обрядах, посвящённых Барбале, употреблялись предметы, являющиеся символами солнца. Барбале почиталась и как целительница, дарующая людям зрение и излечивающая их от головной боли, оспы и др. болезней. Барбале могла также насылать на людей бедствия, недуги, смерть.


Батонеби (множ. ч. от батони, «господин, владыка»), в грузинской мифологии собирательное название духов, приносящих инфекционные болезни. Известны Батонеби, приносящие корь (Цитела Батонеби), коклюш (Хвела Батонеби), оспу (Диди Батонеби) и др. В семье, один из членов которой болеет, готовят для угощения Батонеби сласти, ставят украшенное подарками дерево Батонеби, зажигают ореховое масло, завешивают красной тканью комнату больного, исполняют ритуальную песню-мольбу «Батонебо» (или «Иав Нана»).

Бедис мцерлеви (беди, «судьба», мцерлеби, «пишущий»), в грузинской мифологии божество (или несколько божеств), определяющее судьбу человека. Бедис мцерлеви обитают в мире усопших и постоянно смотрят в «Книгу судеб». По истечении предначертанного судьбой срока жизни человека под солнцем Бедис мцерлеви сообщают об этом повелителю загробного мира (сулетис гмерти), который высылает встречающих (мгребреби) для исторжения души и водворения её в мире усопших (сулети). Иногда Бедис мцерлеви по ошибке вызывали в сулети душу, срок жизни которой на земле ещё не истёк. В этих случаях они возвращали душу к телу, и человек доживал отведённые ему дни. Существуют предания о людях, побывавших в загробном мире (мквадарши чартули), которые по возвращении на землю становились вещими и рассказывали о жизни в сулети. Функции Бедис мцерлеви иногда приписываются самому сулетис гмерти.

Вешапи, в грузинской мифологии и фольклоре зооморфные существа, драконы. В древней Колхиде изображались в виде огромной рыбы. Часто Вешапи представляются многоглавыми существами. Различаются белые, красные и чёрные (наиболее сильные) Вешапи. Связанные с водной стихией Вешапи похищают воду из колодцев, рек, озёр, за пользование водой требуют принесения в жертву девушек. Они поглощают солнце, враждуют с добрыми героями, но, в конечном счёте, терпят от них поражение. Злые функции Вешапи нередко переносятся на дэвов. В ряде сюжетов выступают в качестве покровителей героев, однако их подарки герою являются запретными. Нарушение героем запрета вызывает его смерть. 

Воби, в грузинской мифологии божество грозы и погоды. Имя Воби сохранилось в мегрельско-сванском названии пятницы — «день Воби».

Гвелиспери  ("змееподобный"), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Гвелиспери наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Гвелиспери несёт наказание непокорным почитателям божества.

Гиорги , персонаж, идентифицируемый (после принятия христианства) со святым Георгием. По мнению ряда исследователей, имя Гиорги , как и большинство сюжетов и мотивов с ним связанных, имеет дохристианское происхождение. Народный культ Гиорги объединил в себе разнообразные древние представления, согласно которым он - охотник, истребляющий диких зверей, покровитель земледелия, повелитель небесного огня и грома. 
  После распространения культа христианского святого Георгия с последним отождествлялись многие древние божества - Джарг (у сванов), Джеге (у мегрелов), локальные божества груз. горцев (джвари).


Гмерти ,  верховный бог неба, отец богов, господин вселенной, великий творец мира и распорядитель мирового порядка - Мориге-гмерти (от груз. риги, "порядок"), природы и жизни людей. Гмерти выковал небо, создал земную твердь и воды, озарил их светом девы-солнца Мзекали, сотворил остальных богов - хвтисшвили. Гмерти обитает на седьмом небе, восседая на золотой скамье. Он управляет делами вселенной и людей, сообщая волю через хвтисшвили. Он - повелитель грома, обладатель небесного испепеляющего огня, а также бог правосудия. Гмерти определяет судьбы людей, дарует им урожай, долголетие, плодовитость и оберегает от всего дурного. Он вездесущ и всепонимающ, един, но многочислен в своих "долях", через которые может явиться в образе любого существа-избранника. При Гмерти находятся его верные псы (или волки), которых он посылает на помощь или в наказание людям. Гмерти представляется божеством с золотыми устами и страшными, горящими глазами. Его священное животное и предполагаемый зооморфный прообраз - бык-бугай (Висхв). После утверждения христианства Гмерти отождествлялся с библейским богом-отцом.


Дали, богиня охоты, покровительница диких животных. Согласно преданиям, которые распространены в горных районах Грузии (преимущественно в Сванетии), внешность Дали подобна внешности Мзетунахави. Дали живёт на неприступных скалах, откуда свисают её золотые волосы. Дали - оборотень, она может являться человеку в виде животного или птицы. Избранному Дали охотнику, разделившему с ней любовь, она помогает в охоте до тех пор, пока он хранит тайну их любви. Нарушивший это условие охотник неминуемо гибнет. Сыном Дали и безымянного охотника считается Амирани.

Дедабери,  старухи, одни из которых человеколюбивы, доброжелательны и покровительствуют героям, а другие, напротив, враждебны человеческому роду. Под контролем последних находятся природные стихии, которые они используют, чтобы помешать героям в достижении их целей.

Джвари ("крест"), в грузинской мифологии (у хевсуров) общее наименование локальных божеств. Наряду с термином "Джвари" употребляются также термины "хвтисшвили" ("божьи дети"), "хвтиснабдеби" ("богом рождённые"). Джвари подчинены Гмерти-распорядителю (Мориге-гмерти), считаются покровителями области, общины, селения. В качестве божества всех хевсуров почитается Гуданис-джвари, святилище которого находится в селе Гудани. Гуданис-джвари выступает в качестве божества-воителя, помогающего хевсурам в походе против врагов, и идентифицируется с Гиорги. Широко распространён также культ Каратис-джвари (см. в ст. Копала). Представления о Джвари вобрали в себя также некоторые черты Марии и других персонажей христианской мифологии.
В Пшави и Тушети Джвари соответствует Хати ("икона").


Добилни, в (у горцев Восточной Грузии) духи - помощники божеств. Согласно поверьям, Добилни принимают вид маленьких детей и женщин. На восходе и закате солнца они выходят на лужайку играть в мяч. Человека, случайно оказавшегося среди них, Добилни топчут, вследствие чего он заболевает.по временам, когда из-за горных вершин показываются первые солнечные лучи, Добилни наводняют селения, насылая на их жителей болезни. В основном Добилни  преследуют только женщин и детей, т.к. с мужчинами они не в состоянии справиться. В селениях сооружались специальные молельни, посвящённые Добилни.

Дэвы - враждебные человеку чудовища. 

Иахсари, в мифологии горцев Восточной Грузии (Пшави, Хевсурети) божество из числа хвтисшвили (детей великого бога Гмерти). В отличие от других хвтисшвили Иахсари считался небесным посланцем, предстающим в виде столпа или креста. Иахсарипочитался как божество, борющееся со злыми силами - дэвами, каджами, чертями и др., защищая как местность, покровителем которой он является, так и всех людей, взывающих о помощи. По поверьям, Иахсари изгоняет злых духов из душ душевнобольных и умерших от несчастного случая (поражение молнией, занос лавиной и т.д.). Благодаря этим функциям и в связи с миграцией населения культ Иахсари получил широкое распространение также в Тушети, Мтиулети, Гудамакари, Эрцо-Тианети и других районах. 

Каджи,  духи. Место постоянного жительства Каджи называется Каджети. Каджи могут превращать день в ночь, а ночь - в день, вызывать морские бури, они топят корабли, свободно передвигаются по водной поверхности, наделены даром перевоплощения и таинственного исчезновения. Различаются земные и водные Каджи. Земные Каджи живут в лесах и на недоступных скалах, вредят людям, смертельно избивают их или сводят с ума. Водные Каджи обитают в реках и озёрах. Они менее зловредны и часто покровительствуют рыбакам. Женщины-Каджи отличаются красотой, вступают в любовные отношения с людьми, нередко выручают их из беды, выходят замуж за героев. Им подвластна рыба, и если рыбак хвалит их и оставляет им на берегу еду, они нагоняют еу рыбу в сети. Также они учат людей делать разные лекарства. 

Камари, небесная дева, персонаж из цикла сказаний об Амирани. Внешность и характер Камари близки внешности и характеру Мзетунахави. Камари - доброе существо, преданно любящее Амирани, который похищает её из заморской страны или небесной башни, одолев её отца - повелителя погоды и грозовых туч и владыку каджей. Камари ждет своего возлюбленного и после того, как он прикован к скале. 

Квириа, божество. По представлениям горцев восточной Грузии, Квириа - предводитель локальных общинных божеств - хвтисшвили, посредник между верховным богом и людьми, вершитель суда. Его эпитеты - каравиан ("имеющий шатёр"), хметмоурави ("правитель суши"). В честь Квириа устраивались празднества квирицхов лоба, халард-жоба с ночными бдениями, жертвоприношениями и культовыми пиршествами. Во время празднеств строились хижины из зелёных веток. У горцев западной Грузии Квириа - мужское божество плодоносящих сил природы. Ему посвящался цикл ранневесенних праздников, включавших восемь отдельных ритуалов; во время праздников строилась снежная башня, устраивались состязания между соседними деревнями, пелись гимны и разыгрывались действия, в которых наглядно подчёркивалась фаллическая природа божества. В ряде песнопений горцев западной Грузии Квириа выступает также как высшее божество, ведающее небом и небесной водой. Гимн Квириа пели во время засухи, чтобы вызвать дождь.


Лесная женщина - представляется в виде красавицы, которая выходит из расколовшегося бука. Описывается с горящими глазами, густыми волосами и белым телом. Образ родственен образу "царицы леса", от расположения которой зависела удача охотника.

Мамбери, в повелитель волков. Почитался у сванов и других горцев Западной Грузии. Когда Мамбери был доволен людьми, он связывал пасти волкам, в гневе, наоборот, напускал их на скот.

Мацили, в грузинской мифологии злые духи из преисподней. Пугают путников и охотников, сбивая их с правильной дороги, умерщвляют младенцев, заколдовывают людей и скот. 

Мзетунахави,   златовласая красавица, чудесно рождающаяся из растений. Мзетунахави заперта в неприступной крепости или за семью замками; герой, чтобы добыть ее, должен выполнить непосильное задание или отгадать ее загадки. Часто она заколдована и превращена в лань, голубя, змею. После уничтожения злого существа, заколдовавшего ее, Мзетунахави благодаря магическим словам или действиям обретает свой прежний облик. Мзетунахави добра и прозорлива. Посредством волшебных предметов она помогает герою, за которого выходит замуж.

Миндорт Батони   (букв. "властелин полей"), покровитель полей и дикорастущих цветов. У Миндорт Батони   есть красавица-дочь (владычица полей), которая так легка, что ходит по цветам; она питается цветочной пыльцой и пьёт цветочный сок. 

Молоко - магическое средство в грузинских сказках

Мычпа (букв. "выкармливающий"), (у сванов) божество - покровитель крупного рогатого скота в зимний период.

Нацилиани  (букв. "владеющий долей"), человек или животное, одарённые священными знаками (долями) божеств.Божество неба или солнца одаривает избранника крестом или изображением солнца, божество луны - знаком месяца и т.д. Нацилиани должны скрывать свои "доли", которые, как считалось, располагаются у них под лопатками в виде светящегося знака или свечи.
     
Очокочи, лесное божество. О. лишён дара речи, но звуки его голоса наводят на людей панический ужас. Тело О. покрыто волосами цвета ржавчины. У него длинные и острые когти, на груди имеется отросток, напоминающий заточенный топор, которым О. рассекает надвое своих противников. Убитый человеком О. оживает после второго выстрела. Распространены сюжеты о домогательстве О. любви лесной царицы Ткаши-мапа.

Очопинтэ, Очопинтрэ,покровитель и предводитель диких животных. Первая часть имени (очо) связывается с именем другого божества грузинского пантеона - Бочи, вторая часть (пинтэ или пинтрэ) - с именем греческого Пана. О. владеет душой каждого животного. Охотник, перед тем как отправиться на охоту (и во время охоты), вымаливает у О. удачу и позволение убить зверя.

Паскунджи,  драконообразная птица. Паскунджи отличается могучей силой и прожорливостью. Её крылья наделены магическими свойствами. Прикосновение пера Паскунджи излечивает раны. Сожжением пера можно вызвать её саму. Живя в нижнем мире (преисподней), Паскунджи в знак благодарности за спасение своих детей от гвелешапи (дракона) выводит героя в верхний мир.
    
Пиркуши (букв. "сумрачнолицый"), в грузинской мифологии божественный кузнец. Имя и эпитет ("огнепламенный") указывают на связь Пиркуши с хтоническими силами (дэвами, каджами и т.п.). Захваченный в плен дэвами, он куёт для них оружие, золотые и серебряные вещи

Раши - быстрые, всемогущие кони героев; имя восходит к имени легендарного коня Рахш в иранской и таджикской мифопоэтических традициях. Появление Р. необычно: они рождаются из мышц человека, выходят из моря, вырастают из земли. Различаются земные, морские и небесные Р. Земные Р. наделены добрыми функциями, обладают вещим даром, прозорливостью; помогая герою, они выполняют все его поручения. У морских Р. дикий нрав; герой выводит их из пучины или волшебными удилами, или с помощью земных Р. Приручаются они с большим трудом, но приручённые становятся верными помощниками героя, выполняют все его поручения.

Сахлис ангелози (букв, «ангел дома», «домовой»), в грузинской мифологии божество, покровительствующее семье, в частности охраняющее супружеские отношения. Ссора между членами семьи приписывалась гневу С. А. 

Ткаши-мапа, в грузинской мифологии лесная царица, владычица диких животных. От неё зависит удача охотников. Т. вступает в тайную любовную связь с охотником; в случае разглашения тайны она насылает на своего избранника гибель (иногда превращает в камень), а на его семью — разорение.  Ряд исследователей сближает образ Т. с образами Дали и безымянной «лесной женщины», действующей в преданиях, быличках и ритуальных песнях, записанных в различных районах Грузии.

Тулепиа-Мелиа, покровитель плодородия. По своим функциям Т.-М. близок к божествам хеттов (Телепинус) и Северного Кавказа (Тлепш). Культ Т.-М. постепенно слился с культом Квириа. Праздник Т.-М., связанный с культом воскресающей природы, в качестве самостоятельного элемента входил в ритуалы, посвященные Квириа (после принятия христианства приурочивался к первой неделе великого поста). 


Хвтисшвили (груз., букв, «сын бога»)- общее название второстепенных богов (Копала, Иахсари и др.). Обычно они считаются детьми верховного бога Гмерти. 

Хозяин или хозяйка зверей - представлялся в виде барса, тура, птицы или змеи. От него зависела удача охотника. Также изображался в виде прекрасной женщины, иногда ее называли Дали. Сын, брат, отец или муж хозяйки зверей может также выполнять функцию хозяина зверей. В Хевсурети сохранилос его имя Очопинтре. Хозяйка зверей могла даровать удачу охотнику, который вступал с ней в любовную связь. Если охотник изменял ей с женщиной, или нарушал какое-то другое данное ей обещание, хозяйка зверей отнимала дар удачи и могла подстроить его смерть. Хозяйка зверей также могла считаться дэвом, которое можно было хитростью (коснувшись груди) сделать своей приемной матерью. Если хозяева зверей сестра и брат, тогда когда пасет женщина, зверь откормлен и его тяжело убить, когда мужчина - наоборот. В эпоху христианизации хозяином зверей начинает считаться св. Георгий. 


Грузинские народные предания и легенды, М, Наука 
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий