пятница, 26 апреля 2019 г.

Ангро-Майнью

Ангро-Майнью - в иранской мифологии глава сил зла, тьмы и смерти, противник Ахурамазды, символ отрицательных побуждений человеческой психики. В "Гатах" собственно Ангро-Майнью не упоминается: там дух зла и дух добра (Спента Майнью - "святой дух") - близнецы, избравшие соответственно пути злодеяний и праведности (30; ср. учение Заратуштры о свободе выбора каждого человека между добром и злом). В "Младшей Авесте" Ангро-Майнью - "князь тьмы" со свитой злых духов, последовательно противопоставляющий каждому благому творению Ахурамазды своё отрицательное: он породил всякие прегрешения, чародейство, колдовство, зиму, смерть, болезни, старость, ядовитых пресмыкающихся и насекомых, погубил первочеловека Гайомарта и т.п. Как правило, он действовал не сам, а через посредство подчинённых ему демонических сил - дэвов. 


Его усилиями мир оказался разделённым на два противостоящих лагеря добра и зла. Обобщённое обозначение чёрных деяний Ангро-Майнью в "Авесте" термином "не-жизнь" иногда воспринималось поздними комментаторами как признак иллюзорности, нереальности Ангро-Майнью. Все движущие силы зла (как и силы добра, Ахурамазда) вообще понимались в "Авесте" духовно; считалось, что у них не может быть телесной оболочки. Таковая допускалась только для творений духа зла, но не для него самого. Непоследовательность в трактовке образа Ангро-Майнью усугублялась тем, что на спекулятивно-теоретическую основу постоянно наслаивались новые толкования и верования. Их обилие выразилось и во множественности мнений о конечной судьбе Ангро-Майнью "Замьяд-яшт" (XIX 96) и "Денкарт" не считали возможным полное исчезновение фигуры Ангро-Майнью как одного из творцов миропорядка и полюсов бытия. Авторы "Бундахишна", наоборот, предрекали окончательное уничтожение Ангро-Майнью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий