воскресенье, 13 января 2019 г.

Персонажи и объекты русских лечебных и защитных заговоров.

*В данном перечне не упомянуты персонажи явно христианского происхождения.

Заговор - текст магического характера, и также его сопровождающий обряд.
Заговоры передавались по наследству, в корчме, на ярмарках, в поездках. Иногда их даже покупали и продавали. Произнесение заговоров часто сопровождалось теми или иными действиями, например поглаживанием руками по больному, хождением вокруг него, дутьем за шиворот или в рукав больному, отмахиванием и т.д.  болезни. Также совершались действия с предметами - сжигание льняной кудели и окуривание дымом от неё, выкатывание яйцом, наговоры на пищу, лечебные травы и т.д. Владение заговорами было массовым навыком, хотя в особых случаях обращались к профессиональным знахаркам. Для русских и белорусских заговоров характерен зачин - воображаемое путешествие в волшебное место, к волшебному помощнику.



Камень Алатырь. Также Златарь, Латарь, Лип камень, бел-горюч камень, бел камень, синий камень, бел сер горюч камень, чистый камень - камень, который находится в море, в океане, за морем. Местонахождение "магического помощника" и/или цель заговорного путешествия. Может наделяться характеристикой высота "до небес", широта "от востока до запада".

Белая птица - сидит на Алатыре, выклевывает, выцарапывает и отмахивает наговоры и немочь

Белый муж - на белом острове, зашивает золотой иголкой и шелковой ниткой рану.

Вода - к воде обращаются с просьбой очистить от уроков

Ворон - В русских и белорусских заговорах от кровотечения. Он приносит нить, котрыми зашивают рану. Ворон может относить и бросать в море ключи которыми "запираются" несчастья.
В белорусском заговоре сидит на камне на синем море, убивает уроки.
Черный ворон сидит на черном паколе, на черном море и избавляет от уроков.

Девица (красная девица)
Находится на белом камне алатыре (на острове Буяне, в хрустальном тереме на золотом стуле, на каменной гробнице). Выходит из-за тридевять сот земель, из-за тридевять сот людей.
1)Зашивает тремя золотыми красными иглами и тремя красными шелковыми нитками (иголкой и ниткой, и чистым шолком шемаханским) раны. Зашивает раны иглой с шелковой ниткой.
2)С золотым посохом и поясом К ней обращаются за словами для лечения грыжи.
3)Шелковым веником сметает уроки и болезни

Золотая девица, баба - сидит на золотом стуле на золотой ступе, прядет золотую пряжу. Сидит на золотой кровати в золотом море. Зашивает золотой иголкой раны и болезни или дает золотую иголку, чтобы запечатать болезни. Баба сидит на камне, у нее три дочери (первая с огнем, вторая с полымем, третья заговаривает руду и ломоту).
Пани (Ева, Матерь божая) открывает золотыми ключами двери новорожденному.
Старая баба - шьет кости и жилы, болезни и уразы.
Староматера жена - сидит на золотом стуле на белом острове. Зашивает золотой иголкой раны
Три девицы - сидят под дубом, на берегу синего моря, на острове Буяне в светлице. "Одна шила, другая вышивала, третья рожу выговаривала". "Первая иголочки держит, другая девица ниточки делает, а третья девица кровавую рану зашивает.
Четыре девицы зашивают истечение крови

Дорога - одна из целей заговорного путешествия.

Дуб - стоит на синем море, на камне. Под ним сидят магические помощники, или кипят котлы, выгоняющие болезнь.

Железная баба - сидит на железном стуле, который стоит на железной ступе. Прядет железный кужель. Упоминается в заговоре от кровотечений и язв (но лечит "золотая девица")

Железный бык - на железном гумне, в заговоре от призора.

Железный муж или железный царь - сидит на дереве в Черном море, находится на железном мосту, который на железном море. Находится на железном столбе расположенном на железном море, которое находится на море Окияне. Или находится на железном озере. Подпирается железным посохом от земли и до неба, от востока и до запада. К нему обращаются в свадебном обереге, в молитве от оружия. Он защищает от железных орудий и обращается к ним как к детям. Или он всякому железу отец и мать. Защищает также от других орудий.
Железный муж сиди в сыром дубе, в чистом поле. Его можно накормить только грыжей больного, которую вынимает красная девица (появляющаяся от белого камня) и приносит железному мужу.

Железный тын - для защиты воздвигается от лица произносящего заговор.

Замок и ключ - Замыкание замка ключом используется в финале заговоров "И тем моим словам ключ и замок", "земля - замок, ключ - небо". Также "замыкается" заговаривающий от порч. Ключ может опускаться в Окиян-море, помещаться под "бел горюч камень", им могут "запирать" недругов.

Заря, зори - Заря-заряница, Дарья, Марья, Катерина, Маремьяна, Крикса забирают бессонницу у ребенка и одновременно служит причиной беспокойства. Также к заре обращаются с просьбой забрать бессонницу в заговоре от пьянства. Зарей опоясываются в защитном заговоре. К заре обращаются в заговоре от лихорадок.

Звезды - звездами "обтыкиваются" в защитном заговоре

Змей, царь сопецкий, змей скарбецкий - лежит на острове Буяне среди кустов. Обращаются в заговоре от укуса змеи.
Змея (скорпея, у которой сестры Марья, Марина и Катерина, змея Ирина и др.). Лежит под ракитовым кустом (в липовом кусте), под дубом на острове Буяне, на белом камне, под руном. В заговоре от укуса змеи.

Золотые предметы - "Золотыми ключами" закрывается заговор.

Золотой муж, человек - с золотым луком и стрелой отстреливает порчи, прикосы, щипоту и др. на все 4 стороны. Сечет 39-ю мечами грыжу напущенную и родимную и пристречную. Ездит на своем золотом коне от востока и до запада, от севера и до лета; и поднимается на небо на воздухе. Находится в море-океане, на золотом мосту, на золотом острове. В золотом тереме ходит по золотой лестнице, лежит на золотой перине на золотой кровати.

Иван Хоробер, Марьин сын - колет и стреляет, а также глотает (как пену морскую) порчи и уроки с человека.

Каменный муж - находится на каменном столбе (который на море океане), надевает на имярека каменную рубашку (для защиты) "от востока и до запада", "от земли до небеси". Каменная рубашка защищает от оружия.

Каменный град - ограда, которая "возводится" в заговоре для защиты.

Каменный столб - находится на море окияне, одевает каменную рубаху "от востоку до западу, от земли до небеси" от разного оружия.

Кит-рыба - съедает грыжу и болезнь

Луна,Месяц - ими покрываются в защитном заговоре. К Месяцу обращаются в заговоре от зубной боли, чтобы зубы не болели "как у него" (как месяц со своими братьями (мертвецом в гробе и камнем в море, или зайцем в поле и рыбой в море) не может сойтись, чтобы зубы не болели).

Мать сыра земля Пелагея - в заговоре от бессонницы младенца

Море - Акиян, синее море, океан море, чистое море. На берегу моря может "оказываться" читающий заговор или находится магический помощник. Само море может часто находиться "в чистом поле". В море расположен камень (Алатырь).
Черное море - "на Черном море стоит черный пакол, а на черном паколе сидит черный ворон, носом отклевывает, крыльями отбивает, ногами отгребает, хвостом откивует уроки урочища".

Муж ведун - на реке Волге заговаривает раны.

Облака - выступают защитным "покровом" в заговоре

Огненный царь - стреляет во врагов

Огонь (Царь огонь) - палит уроки, призоры, злые мысли, болезни, враждебных людей и зверей в защитных заговорах.

Озера и реки, находятся не в чистом поле (не в привычном месте назначения). Живой водой из них смывают порчу (нечистоту и щерботу)

Олёна царевна - сидя на острове, зашивает рану и лечит болезни.

Орёл - летит за синее море, несет в ногтях золотую иглу, вышивает и заговаривает раны.

Остров (Бел остров, Буян, золотой остров) - цель заговорного путешествия и местонахождения магического помощника и объекта.

Поле, чистое - одно из мест куда "отправляется" читающий заговор или местонахождение магического помощника и объекта.

Порча - в защитных заговорах от порчи употребляется формула "Как такому-то не сделать это, так и не испортить (заговаривающего). И даже если сделает все равно не испортить".

Река (река-матица) - омывает уроки, призоры и т.д.

Рысь (серый зверь) находится в черном море, вынимает ноготь у домашнего скота

Старый человек - на синем камне, сидит на карем коне. Зашивает раны золотой иглой с шелковой ниткой и отгоняет призоры и прикосы.

Черный муж, человек - находится на Черной реке (которая впадает в Хвалынское море). Сидит под черной елью, на черном коне. Выстреливает из черного лука пристречи и присосы. Побивает золотым кнутом уроки.

Черная Смородина - река, которая течет в чистом поле. Упоминается в заговоре от порезов и порубов. По ней плывет лодка, в который сидит старый человек с седой бородой и везет мертвое тело, которое рубит саблей.



Царь костян, который сидит на костяной горе, костяном стуле и одет в костяную шляпу, рукавицы и сапоги - упоминается в заговоре для мужской силы.


Царь морской - "И ставит царь морской железный тын от земли до неба, от неба до земли" в обережном заговоре

Царь речной - обращаются с просьбой дать воды для лечения порчи от ветра

Числа - Три, Семьдесят- в заговорах из семидесяти суставов, семидесяти жил изгоняются уроки, лихорадки, пристречи.

Щука, золотая щука - щука с железными или золотыми зубами грызет грыжи. Поедает уроки и прикосы. Находится под белым камнем, ходит в океане. Щука-белуга уносит в море ключ от заговора.


1. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч.
2. Топорков А.Л. Ворон в русских заговорах: между мифологией, фольклором и книжностью // Slavica Svetlanica. Язык и картина мира. М., 2013. C. 273-281
3. Б. Гринченко. Из уст народа.
5. Л.Малиновский. Заговоры и слова, по рукописи ХVІІІ века.
6. Топорков А.Л., Турилов А.А. (ред.) Отреченное чтение в России XVII - XVIII веков
7. Майков. Великорусские заклинания
8. Полесские заговоры (в записях 1970–1990 гг.). М.: "Индрик", 2003. – 752

Комментариев нет:

Отправить комментарий