четверг, 20 декабря 2018 г.

Мифология ацтеков

Астлан ("страна цапель"), мифическая прародина ацтеков. В сказаниях описывается как остров посреди большого озера, Первоначально ацтеки, как и другие народы науа, считали своей прародиной Чикомосток - страну, находившуюся где-то на севере-западе от долины Мехико. Миф об Астлане возник после образования у ацтеков собственного государства

Иламатекутли ("старая владычица"), в мифологии ацтеков богиня, связанная с культом земли и маиса, первая жена Мишкоатля, одна из ипостасей богини земли и деторождения Сиуакоатль.


Ицпапалотль ("обсидиановая бабочка") - богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах.

Иштлильтон ("чёрное личико") - бог здоровья. Ему совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей.

Коатликуэ  ("она в платье из змей"), Коатлантунан ("наша змеиная мать") -  земли и смерти, мать бога солнца Уицилопочтли . По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("400 южан-звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре Коатликуэ почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве Коатликуэ обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову. Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, т. к. земля пожирает всё живущее.

Майяуэль - богиня агавы и изготовлявшегося из неё опьяняющего напитка октли. Изображалась в виде женщины с 400 грудями.

Макуильшочитль  ("пять - цветок"), Шочипилли ("владыка цветов") -  бог весенней растительности, любви, цветов, веселья, игры в мяч, сын Тласольтеотль. Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, увенчанным сердцем. Макуильшочитль считался покровителем художников, певцов, ткачей, музыкантов и игроков в мяч.

Миктлан -  подземный мир. Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом - избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие - широкую реку покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя Миктлана - Миктлантекутли, умерший подносил ему дары и получал своё место в одной из девяти преисподних. В Миктлан попадали все, за исключением воинов, утопленников и женщин, умерших от родов.

Миктлантекутли  ("владыка Миктлана"), в мифологии ацтеков бог подземного мира и преисподней. Миктлантекутли изображался в виде скелета или человека с черепом вместо головы, его спутники - летучая мышь, паук и сова. Согласно мифу, Кецалькоатль спустился в девятую преисподнюю к Миктлантекутли за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что Миктлантекутли  недоверчив и склонен к обману, Кецалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный Миктлантекутли  преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кецалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту.

Мишкоатль  ("облачная змея")- бог звёзд и туч, отец Уицилопочтли и Кецалькоатля. Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уицилопочтли и Кецалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа. Изображался с копьеметалкой и дротиками в руках.


Нагуаль (нагваль) - колдуны, учителя мистичекого знания. По материалам 17 века, нанаулальтин защищали урожай на полях от града, могли наводить иллюзии, заставляя принимать палку за змею и т.д. Нанауальтин могли принимать любой облик, превращаясь в тигра, собаку или ласку. Представления о практическом колдовстве, вредоносном и лечебном совпадают у ацетков .с европейскими. 
Также нагуаль - дух-двойник, покровитель новорожденного. Для определения Нагуаля около хижины новорождённого рассыпали песок; появившиеся утром на нём следы и указывали животное. Нагуалей имели и боги; так, у Кецалькоатля Нагуалем был Шолотль, у Тескатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орёл.

Ололиукви - растение, которое обладает способностью вызывать видения, и действие которого заключается в устранении мыслительных способностей. Считалось, что это растение защищает. Мазь из него также использовалась как лекарственное средство при различных болезнях. Тот, кто отведал ололиукви и пейот, называется пайни (payni) (от глагола пай (pay), означающего «принимать лекарство»); и в особенности – тлачищкви, то есть провидец

Патекатль ("он из страны лекарств") - божество, олицетворение трав и корней, необходимых для приготовления вина октли, муж богини агавы Майяуэль. Изображался с топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках. Первоначально был божеством хуастеков, одного из племён майя.

Пейотль - растение вызывающее видения. По мнению чичимеков пейотль придавал им мужество и ослаблял страдания от голода и жажды

Тоналли - защитная сила, связанная с днем, в который родился человек.  Это слово в переводе означает то, что присуще данному человеку, составляет его индивидуальность, его «я». Корнем, от которого происходит это слово, является тона (tona), что означает «греть», «быть теплым», от которого также происходит слово тонатиу (tonatiuh), то есть «солнце».  Тональпоуке исходя из числа и названия дня рождения, предсказывали судьбу ребенка и определяют силу или духовное влияние, которое должно направлять путь его жизни.
Тональ не является неотъемлемой принадлежностью человека. Это нечто вроде независимого амулета. Пока он остается с человеком, тот наслаждается здоровьем и богатством; но тональ может уйти, заблудиться, потеряться; и тогда приходит болезнь или несчастье.  Это объясняет настоящую цель колдовства и заклинаний, которые выполняет лекарь, навещая больного. Нужно призвать тональ обратно, чтобы заставить или уговорить его вернуться; этот обряд носит название «возвращение тоналя»

Святые - после христианизации индейцы могли выбирать одного святого в качестве своего покровителя на весь год. Он обращается к нему в молитвах с просьбами о дожде и солнечной погоде, об обильном урожае, здоровье и богатстве, и не забывает подкрепить эти молитвы щедрыми пожертвованиями. Если времена удачные и урожай обильный, то святого вознаграждают; более того, к его помощи обращаются и в следующий сезон. Но если удача отвернулась, в конце года индеец идет в церковь, осыпает избранного святого покровителя проклятиями, которые тот, по его мнению, заслужил, называет его всякими дурными прозвищами и больше не имеет с ним дела.

Сипактли - олицетворение земли, имевшее вид аллигатора или рыбы. Боги-творцы Кецалькоатль и Тескатлипока, изловив Сипактли, создали из неё землю. Другое олицетворение земли — Тлальтекутли, имевшее облик полужабы полуаллигатора, было мужским; по некоторым мифам, Сипактли — жена Тлальтекутли.

Сиуакоатль («женщина-змея»), Тонацин («наша мать») — богиня земли, деторождения и войны, мать Мишкоатля. Изображается в виде молодой женщины с ребёнком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы, вооружённая копьеметалкой и щитом; иногда двухголовой. Покровительница повивальных бабок, повелительница сиуатетео — духов женщин, умерших при первых родах.

Тлалок («заставляющий расти»), в мифологии ацтеков бог дождя и грома, повелитель всех съедобных растений; у майя — Чак, у тотонаков — Тахин, у миштеков — Цави, у сапотеков — Косихо-Питао. Его культ получил распространение со 2 в. до н. э., потеснив более древний культ Кецалькоатля. Тлалок изображался антропоморфным, но с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове — зубчатая корона, тело — чёрного цвета, в руках — змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой.
По представлениям ацтеков, Тлалок — по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живёт на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (поэтому Тлалок иногда изображался в виде кувшина). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных тлалоков («мальчиков дождя»), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и озёра. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Поэтому в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Тлалока была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ.
Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. На горе Тлалок близ Теночтитлана была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений.

Тласольтеотль - богиня земли, плодородия, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений); владычица ночи. Тласольтеотль известна также под другими именами: Тоси («наша бабушка»), Тлаллиипало («сердце земли»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунавиакатль («девять тростник») и др. Тласольтеотль изображалась то нагой, то в одежде; отличительные признаки — носовая вставка в виде полулуния, головной убор из перьев перепёлки с куском ваты и двумя веретенами, окраска лица жёлтая. 

Тлоке-Науаке («тот, кто содержит всё в себе»), Ипальнемоуани («тот, кем мы все живём») - верховное божество. Первоначально один из эпитетов бога-творца Тонакатекутли и бога огня Шиутекутли, позже жреческая школа Тескоко стала олицетворять его с верховным творческим духом и воздвигла ему специальный храм, но без изображения

Тонатиу («солнце»), Куаутемок («нисходящий орёл»), Пильцинтекутли («юный владыка»), Тотек («наш вождь»), Шипилли («бирюзовый царевич») - бог солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть, поэтому каждый день его путь до зенита сопровождается душами принесённых в жертву воинов, павших в битве. 

Уицилопочтли («колибри левой стороны» или «колибри-левша») - верховное божество. Обещал ацтекам, что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом. Это произошло при вожде Теноче. Позже он становится богом голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, специальным покровителем народившейся ацтекской знати. В некоторых вариантах мифа связывается со старыми божествами плодородия. Во время устраивавшихся два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное изображение Уицилопочтли  из хлебного теста с мёдом; это изображение после религиозных обрядов разламывалось на куски и съедалось всеми участниками праздника. В других мифах выступает как воин, побеждающий ежедневно силы ночи и не допускающий, чтобы они умертвили солнце; отсюда его связь с культовыми объединениями «воинов-орлов». Изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму колибри, со щитом, украшенным пятью пуховыми шариками, и луком или с копьеметалкой и дротиками.  Ему приносились кровавые человеческие жертвы.

Уиштосиуатль («соляная женщина») - богиня соли и солёных вод, старшая сестра бога дождя Тлалока. Один из источников называет ее женой бога смерти Миктлантекутли. Считалась покровительницей распутства. Изображалась в одежде, покрытой волнистыми линиями, с белым щитом и камышовым посохом в руках

Уэуэкойотль («почтенный старый койот») - бог песен и танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипили). Изображался в виде сидящего койота или в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках.

Чальчиутликуэ («она в одежде из нефрита»), Матлалькуейе («она в голубой одежде») -  богиня пресной воды, озёр, морей и рек, жена Тлалока, сестра тлалоков, мать Сенцон-Мимишкоа (звёзд северной части неба). Изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент, с двумя большими прядями волос вдоль щёк. Покровительница путешествующих по воде.

Шипе-тотек («наш вождь ободранный»), Тлатауки Тескатлипока («красный Тескатлипока» ), Ицтапальтотек («наш вождь плоского камня»), был связан как с весенним обновлением природы, так и со сбором урожая и с опьяняющим напитком октли. Чаще всего изображается в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине; от локтей свисают руки жертвы с растопыренными пальцами. На лице  маска из человеческой кожи, на голове — коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкина хвоста, в руках — фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. 
Шипе-Тотек был покровителем золотых дел мастеров. В процессе синкретизации Шипе-Тотек частично слился с Тескатлипокой в виде его красной ипостаси.

Шилонен («мать молодого маиса»), Шканиль («кукурузница» у киче) - богиня молодого маиса. Изображалась в виде девушки, одетой в жёлто-красное платье. Считалась покровительницей бедняков.

Шочикецаль («цветочное перо») Масатеотль («оленья богиня»)- богиня любви, плодородия, цветов, беременности, домашних дел. Обычно изображалась в виде молодой женщины в клетчатой юбке, с двумя косами или двумя пучками перьев кецаля в волосах. Мифы о ней очень разнообразны: она — первая женщина, пришедшая с Пильцинтекутли  из земного рая Тамоанчана; в других источниках она жена Тлалока, похищенная у него Тескатлипокой; мать первых небесных близнецов — Кецалькоатля и Шолотля; жена Макуильшочитля или Шочипилли. Испанские источники 16 в. сравнивают её с римской Венерой. У ацтеков она считалась покровительницей жён, ткачей, любящих, художников, распутниц, скульпторов.

Мифы народов мира, под ред. С.А.Токарева
Дэниел Г. Бринтон. Нагуализм






.












Комментариев нет:

Отправить комментарий