Кетская мифология мифология кетов (енисейских остяков), представителей енисейской языковой семьи, куда входили помимо кетов и сымцев (югов) котты, аринцы, ассаны, пумпокольцы и некоторые другие народы.
В настоящее время практически доказанной считается гипотеза об объединении енисейских языков в одну семью с американскими языками на-дене.
Источниками для изучения Кетской мифологии являются кетские тексты мифологического содержания и данные, относящиеся к ритуалам шаманского типа.
Альбэ - культурный герой в кетской мифологии, первый человек правремени и (наряду с Дохом) первый шаман; преследователь Хоседэм. В поисках eе подземного жилища Альбэсвоим шаманским мечом прорубил скалы, и образовалась река Енисей. Найдя нору шести детей Хоседэм (маленьких налимов), Альбэ разрубил их на куски. Альбэ преследовал Хоседэм вниз по Енисею, на котором образовалось семь островов в каждом из мест, где Хоседэм ныряла в воду; течение Енисея вплоть до устья, где Хоседэм скрылась от Альбэ, обозначает путь, по которому Альбэ её преследовал (сюжет, объясняющий некоторые особенности енисейского ландшафта). Другой след того же пути - Млечный путь, который поэтому называют "дорога Альбэ".
Алэл - покровитель и охранитель дома, семьи, очага, помощник человека в борьбе с бедами, болезнями, злыми духами. Алэл всегда имеет конкретное воплощение: это обычно деревянная фигурка человека, одетого в звериные шкурки и тряпки, а иногда и просто тряпки; алэл живёт в доме, тщательно хранится и переходит из одного поколения в другое; если преемственность поколений нарушена, дух покидает своё изображение. Как правило, алэл исполняет многие функции, но известны и примеры специализированных алэлов (напр., алэл против мышей или алэл против болезней).
Бангам- Земля-Мать, прародительница людей, зверей, птиц (неперелетных), растительности и других существ. Также называлась матерью кайгусей (кайгусьнам). К Земле обращались при болезнях, предлагая взамен оставить подарок.
Бангоденг - "земляные люди", с которыми имели дело шаманы
Доси - сыновья духа-хозяйки священного места
Дотет (дотетэм, земляной дух) - одно из воплощений отрицательного начала. Дотет участвовал вместе с Есем в сотворении земли, создав ту её часть, что лежит ниже по Енисею. Дотет создал вредных или бесполезных животных (волка, ерша и др.). Распространены предания о Дотет в женском образе - Дотет-матери (Дотетэм), которая пытается захватить человека (героя мифа), в частности Хасынгета в югском мифе. Ему, однако, удаётся бросить Дотет в огонь, откуда выходят ящерицы, змеи, мыши, лягушки (в других вариантах мифа вредные животные возникают при сожжении Калбесэм или Хоседэм).
Дох, в кетской мифологии первый великий шаман, культурный герой, установивший основные законы. Один из участников сотворения мира, создавший остров (первую сушу в мировом океане) с помощью гагары, нырнувшей на дно моря и доставшей тину со дна. Дох является противником Хоседэм, которая пытается овладеть душой или сердцем Доха; пока Дох летал вместе с птицами на юг зимовать к Томэм ("мать-жара"), она убила и съела сына Доха, после чего тот отправляется вниз по Енисею (в царство мёртвых), чтобы убить Хоседэм, но взятые им с собой железный молот и деревянный ошейник разбиваются о Хоседэм, которая проклинает Доха (поэтому на небе все дрова, которые пытаются расколоть люди Дох, оказываются железными). Главный атрибут Доха - шаманский бубен. Характерной чертой Доха в мифах является увлечённое шаманское камлание (он продолжает камлать даже когда жена сообщает ему о смерти сына) и способность к оборотничеству (он возвращается на небо из перелёта на юг "в оболочке мухи"). Млечный путь, согласно кетскому астральному мифу, называется следом Доха, потому что его проложил Дох, поднимавшийся к солнцу (есть миф о браке с ним Доха). Предполагается, что в конце света Дох восстанет из небытия вслед за Альбэ).
Есь (букв. "небо", "бог") - верховное божество, один из главных создателей земли. Небо называется кожей Еся, тучи - горами Еся. Есь как воплощение доброго начала, добыв землю со дна моря, создаёт ровную поверхность земли, тогда как Дотет, носитель злого начала, спрятавший за щеками часть земли, создаёт более северную наклонную часть земли. Есь отнимает у него землю и, разбросав на поверхности, творит горы, холмы, кряжи, полезных людям животных и рыб; вредных насекомых он опускает в яму, которую прикрывает большим столбом (носитель злого начала вытащил этот столб, отчего вредные животные расползлись по лесу). Есь нарисовал на земле пальцами все реки (кроме Енисея, прорытого Альбэ). Первые дикий олень ("олень Еся"), лось, заяц и другие животные, на которых охотились кеты, а также снег, чтобы люди могли поймать этих животных, были посланы на землю Есем. Есь был супругом Хоседэм. В правремя, когда была сотворена земля, они жили вместе на седьмом круге верхнего мира, но поссорились после того, как их старший сын Биссымдесь ("западное небо") не послушался отца, советовавшего ему одеться потеплее, и остался замороженным в западной части неба, откуда насылает ветер. Хоседэм ушла от Еся на землю (по одному из вариантов мифа, была изгнана Есем за то, что изменила ему с месяцем). Существовало представление о том, что у Еся семь мыслей, соответствующих семи кругам верхнего мира и семи мыслям и душам каждого человека. Есь ведал хорошими мыслями, которые в каждом человеке борются с плохими, находящимися в ведении Делеся (западное, или кровавое небо). После смерти человека его душа
(ульвей) может попасть к Есю или к Боксейдесю (букв. "место костра Еся"). Первоначально Есь представлял собой обожествлённое небо, но он выступает и в антропоморфном виде: старец в белой одежде, иногда спускающийся на землю.
Усесь - Теплое небо, ипостась Еся.
Есьденг - небесные люди, которые могли быть помощниками шамана.
Кайгусь - хозяин или хозяйка животных, может принимать антропоморфный и зооморфный вид С Кайгусь, принявший облик медведя, но имеющий "семь мыслей (душ)", как Есь и человек, вознамерился взять себе в жёны дочь старика, хотя лесные звери его и отговаривали, предвидя, что его убьют люди, которые примут его за медведя. Кайгусь похитил дочь старика. Разгневанный отец устроил за Кайгусем погоню. Видя, что погоня его настигает, Кайгусь отпустил девушку, объяснив ей, как надо устроить обряд (медвежий праздник), необходимый для того, чтобы его возродить. Миф о Кайгусе связан с ритуалом кетского медвежьего праздника и включает в себя программу этого ритуала. По другим мифам, Кайгусь является охотнику в виде молодой женщины (хозяйки дичи, им убитой), становится его женой, обеспечивает ему удачу в охоте и рассказывает, что она была брошена в детстве родителями, после чего ее воспитали старики Кайгуси. Для того чтобы обеспечить себе расположение Кайгуся, охотники должны были соблюдать промысловые правила и обряды: очищать окуриванием охотничьи снасти, чтобы их не осквернило прикосновение женщин, не причинять боли промысловым животным, сохранять беличьи шкурки необычного цвета.
Калбесэм - "лесная баба", обитающее в лесу сверхъестественное существо, вредящее людям, уводящее у них детей. Во многих вариантах известен кетский дуалистический миф о Калбесэм и Хунь. Хунь хотела, чтобы вода текла снизу вверх, Калбесэм настояла на обратном. Хунь хотела сделать все дороги наклонными, чтобы легко было по ним идти с грузом. По желанию Калбесэм начало дороги всегда совпадает с началом горы. Хунь хотела, чтобы люди только указывали на добычу рукой, а она сама бы падала. Калбесэм пожелала, чтобы люди сперва сделали лук и стрелы, а потом с их помощью добывали дичь. По другому мифу, Калбесэм увела у Хунь маленького сына. Когда он вырос и узнал, кто его настоящая мать, то убил Калбесэм и бросил ее в огонь. От сгоревшей Калбесэм возникают вредные для человека насекомые.
Кангробам - хозяйка охотничьей дороги
Каскет - персонаж многих кетских мифов и сказок, обладающий способностью чудесных превращений (в горностая, коня и других животных) и умением создавать лес для спасения от преследования.
Койотбыль ("медведь") - сын мужчины и медведицы, нашедшей своего будущего мужа мёртвым в старой берлоге и оживившей его. Койотбыль является персонажем, обратным по отношению к Кайгусь - сыну медведя и женщины. Миф о Койотбыль принадлежит к числу охотничьих промысловых (по происхождению тотемических) мифов. Медведь воспринимался как посмертная живая ипостась человека, в которой тот продолжает контакты живыми.
Космогония - мир циклично исчезает в результате потопа и снова возрождается. Согласно Кетской мифологии, после появления земли происходило несколько потопов, во время которых "землю споласкивало", но люди и звери спасались, воскресая на торфяных островах. Предстоит ещё потоп, после которого всплывут торфяные кочки и несколько человек оживёт, из небытия восстанут мифологические герои: Альбэ, Дох и Бальнэ.
Космология - У кетов выше и ниже земли находится по 7 миров (Сем). Верхний мир - южная часть земли и верхнее течение Енисея или другой реки, пространство над землей, нижний мир имел противоположную локализацию. В верхнем мире (на юге) зимовали перелетные птицы.
Стихии - в огонь (Матери-огню) бросали жир, хлебные крошки, брызгали чаем. Матери-реке также приносили дары, бисер, табак,хлеб.
Самоназвание - "кеты" не является историческим самоназванием. Сами кеты называли себя по реке на которой жила та или иная группа (например "сымденг" сымские люди).
Томэм (кет., «мать жара») -женское божество, воплощающее положительное начало. Томэм находится на небе под солнцем или где-то на юге, в верховьях Енисея, откуда приходит весна. Часто Томэм даже отождествляется с солнцем, о ней говорят, что Томэм «горит как огонь». С Томэм связан приход весны и возвещающий о ней прилёт птиц. Мотив «дыры Еся» (отверстие между небом и землёй), через которое весной прилетают птицы, связывает Томэм с Есем, мотив птиц и движения вдоль Енисея объединяет Томэм с Дохом.
Улемам - Вода-мать
Ульвей - невидимый двойник, душа человека. Шаман мог осенью собирать души объединившихся для промысла людей и держать их при себе, отпуская только в наиболее благоприятные летние месяцы. Ульвей, сопутствующая человеку на протяжении всей его жизни. Ульвей (и ань, мысль) бессмертен и переходит из одного живого существа в другое. После смерти человека ульвей попадает на север (или северо-запад) или в подземное царство, т.е. к Хоседэм, но через некоторое время может вернуться на землю, возрождая к жизни новые существа.
Ульгусь - хозяин водной стихии, рыб
Хоседэм - хозяйка мира мертвых, носительница зла. По одним сведениям, Хоседэм живёт на земле, по другим — на далёком северном острове в устье Енисея или в океане, на скале, где находится её чум. Некогда Xоседэм была женой высшего бога Еся и жила с ним на небе. По одной версии, она в чём-то провинилась перед мужем и была изгнана с неба; по другой — она сама ушла от Еся к Месяцу. От Хоседэм приходят мор, болезни, порча, непогода и смерть. Живёт она в земле или, по другой версии, на скале, находящейся в устье Енисея или в море (иногда Хоседэм называют "нижняя мать"). У Хоседэм сын или даже семь сыновей (семь Хоседэмов) и дочь. У югов (сымцев) отмечено противопоставление отрицательной Хоседэм, живущей на море, положительной Хаседбам, живущей на земле. Хоседэм противостоит Томэм ("мать жара"), связанной с югом, жарой, солнцем, огнём, громом, птицами, прилетающими с юга, особенно - лебедями. Томэм находится на небе под солнцем, где людям слишком жарко, и сама Томэм "горит как огонь".
Шаманы - становление шамана связано с перерождением человека, вызываемым вселением в него духов. Шаман, подобно духу, может передвигаться в пространстве (в горизонтальном и вертикальном направлениях: от земли к небу и вдоль Енисея), во времени (при предсказаниях), а также в направлении от человека с ограниченными и постоянными свойствами к существу, на время наделяемому чудодейственными способностями. Наряду с обычными "белыми" шаманами существуют и вредоносные, "черные" (или "медвежьи") шаманы, камлающие в нижний мир.
1.Сем Т.Ю. (сост.) Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв.: хрестоматия в 2-х тт.
2.Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
3.Мифы, предания, сказки кетов. 2001
В настоящее время практически доказанной считается гипотеза об объединении енисейских языков в одну семью с американскими языками на-дене.
Источниками для изучения Кетской мифологии являются кетские тексты мифологического содержания и данные, относящиеся к ритуалам шаманского типа.
Альбэ - культурный герой в кетской мифологии, первый человек правремени и (наряду с Дохом) первый шаман; преследователь Хоседэм. В поисках eе подземного жилища Альбэсвоим шаманским мечом прорубил скалы, и образовалась река Енисей. Найдя нору шести детей Хоседэм (маленьких налимов), Альбэ разрубил их на куски. Альбэ преследовал Хоседэм вниз по Енисею, на котором образовалось семь островов в каждом из мест, где Хоседэм ныряла в воду; течение Енисея вплоть до устья, где Хоседэм скрылась от Альбэ, обозначает путь, по которому Альбэ её преследовал (сюжет, объясняющий некоторые особенности енисейского ландшафта). Другой след того же пути - Млечный путь, который поэтому называют "дорога Альбэ".
Алэл - покровитель и охранитель дома, семьи, очага, помощник человека в борьбе с бедами, болезнями, злыми духами. Алэл всегда имеет конкретное воплощение: это обычно деревянная фигурка человека, одетого в звериные шкурки и тряпки, а иногда и просто тряпки; алэл живёт в доме, тщательно хранится и переходит из одного поколения в другое; если преемственность поколений нарушена, дух покидает своё изображение. Как правило, алэл исполняет многие функции, но известны и примеры специализированных алэлов (напр., алэл против мышей или алэл против болезней).
Бангам- Земля-Мать, прародительница людей, зверей, птиц (неперелетных), растительности и других существ. Также называлась матерью кайгусей (кайгусьнам). К Земле обращались при болезнях, предлагая взамен оставить подарок.
Бангоденг - "земляные люди", с которыми имели дело шаманы
Доси - сыновья духа-хозяйки священного места
Дотет (дотетэм, земляной дух) - одно из воплощений отрицательного начала. Дотет участвовал вместе с Есем в сотворении земли, создав ту её часть, что лежит ниже по Енисею. Дотет создал вредных или бесполезных животных (волка, ерша и др.). Распространены предания о Дотет в женском образе - Дотет-матери (Дотетэм), которая пытается захватить человека (героя мифа), в частности Хасынгета в югском мифе. Ему, однако, удаётся бросить Дотет в огонь, откуда выходят ящерицы, змеи, мыши, лягушки (в других вариантах мифа вредные животные возникают при сожжении Калбесэм или Хоседэм).
Дох, в кетской мифологии первый великий шаман, культурный герой, установивший основные законы. Один из участников сотворения мира, создавший остров (первую сушу в мировом океане) с помощью гагары, нырнувшей на дно моря и доставшей тину со дна. Дох является противником Хоседэм, которая пытается овладеть душой или сердцем Доха; пока Дох летал вместе с птицами на юг зимовать к Томэм ("мать-жара"), она убила и съела сына Доха, после чего тот отправляется вниз по Енисею (в царство мёртвых), чтобы убить Хоседэм, но взятые им с собой железный молот и деревянный ошейник разбиваются о Хоседэм, которая проклинает Доха (поэтому на небе все дрова, которые пытаются расколоть люди Дох, оказываются железными). Главный атрибут Доха - шаманский бубен. Характерной чертой Доха в мифах является увлечённое шаманское камлание (он продолжает камлать даже когда жена сообщает ему о смерти сына) и способность к оборотничеству (он возвращается на небо из перелёта на юг "в оболочке мухи"). Млечный путь, согласно кетскому астральному мифу, называется следом Доха, потому что его проложил Дох, поднимавшийся к солнцу (есть миф о браке с ним Доха). Предполагается, что в конце света Дох восстанет из небытия вслед за Альбэ).
Есь (букв. "небо", "бог") - верховное божество, один из главных создателей земли. Небо называется кожей Еся, тучи - горами Еся. Есь как воплощение доброго начала, добыв землю со дна моря, создаёт ровную поверхность земли, тогда как Дотет, носитель злого начала, спрятавший за щеками часть земли, создаёт более северную наклонную часть земли. Есь отнимает у него землю и, разбросав на поверхности, творит горы, холмы, кряжи, полезных людям животных и рыб; вредных насекомых он опускает в яму, которую прикрывает большим столбом (носитель злого начала вытащил этот столб, отчего вредные животные расползлись по лесу). Есь нарисовал на земле пальцами все реки (кроме Енисея, прорытого Альбэ). Первые дикий олень ("олень Еся"), лось, заяц и другие животные, на которых охотились кеты, а также снег, чтобы люди могли поймать этих животных, были посланы на землю Есем. Есь был супругом Хоседэм. В правремя, когда была сотворена земля, они жили вместе на седьмом круге верхнего мира, но поссорились после того, как их старший сын Биссымдесь ("западное небо") не послушался отца, советовавшего ему одеться потеплее, и остался замороженным в западной части неба, откуда насылает ветер. Хоседэм ушла от Еся на землю (по одному из вариантов мифа, была изгнана Есем за то, что изменила ему с месяцем). Существовало представление о том, что у Еся семь мыслей, соответствующих семи кругам верхнего мира и семи мыслям и душам каждого человека. Есь ведал хорошими мыслями, которые в каждом человеке борются с плохими, находящимися в ведении Делеся (западное, или кровавое небо). После смерти человека его душа
(ульвей) может попасть к Есю или к Боксейдесю (букв. "место костра Еся"). Первоначально Есь представлял собой обожествлённое небо, но он выступает и в антропоморфном виде: старец в белой одежде, иногда спускающийся на землю.
Усесь - Теплое небо, ипостась Еся.
Есьденг - небесные люди, которые могли быть помощниками шамана.
Кайгусь - хозяин или хозяйка животных, может принимать антропоморфный и зооморфный вид С Кайгусь, принявший облик медведя, но имеющий "семь мыслей (душ)", как Есь и человек, вознамерился взять себе в жёны дочь старика, хотя лесные звери его и отговаривали, предвидя, что его убьют люди, которые примут его за медведя. Кайгусь похитил дочь старика. Разгневанный отец устроил за Кайгусем погоню. Видя, что погоня его настигает, Кайгусь отпустил девушку, объяснив ей, как надо устроить обряд (медвежий праздник), необходимый для того, чтобы его возродить. Миф о Кайгусе связан с ритуалом кетского медвежьего праздника и включает в себя программу этого ритуала. По другим мифам, Кайгусь является охотнику в виде молодой женщины (хозяйки дичи, им убитой), становится его женой, обеспечивает ему удачу в охоте и рассказывает, что она была брошена в детстве родителями, после чего ее воспитали старики Кайгуси. Для того чтобы обеспечить себе расположение Кайгуся, охотники должны были соблюдать промысловые правила и обряды: очищать окуриванием охотничьи снасти, чтобы их не осквернило прикосновение женщин, не причинять боли промысловым животным, сохранять беличьи шкурки необычного цвета.
Калбесэм - "лесная баба", обитающее в лесу сверхъестественное существо, вредящее людям, уводящее у них детей. Во многих вариантах известен кетский дуалистический миф о Калбесэм и Хунь. Хунь хотела, чтобы вода текла снизу вверх, Калбесэм настояла на обратном. Хунь хотела сделать все дороги наклонными, чтобы легко было по ним идти с грузом. По желанию Калбесэм начало дороги всегда совпадает с началом горы. Хунь хотела, чтобы люди только указывали на добычу рукой, а она сама бы падала. Калбесэм пожелала, чтобы люди сперва сделали лук и стрелы, а потом с их помощью добывали дичь. По другому мифу, Калбесэм увела у Хунь маленького сына. Когда он вырос и узнал, кто его настоящая мать, то убил Калбесэм и бросил ее в огонь. От сгоревшей Калбесэм возникают вредные для человека насекомые.
Кангробам - хозяйка охотничьей дороги
Каскет - персонаж многих кетских мифов и сказок, обладающий способностью чудесных превращений (в горностая, коня и других животных) и умением создавать лес для спасения от преследования.
Койотбыль ("медведь") - сын мужчины и медведицы, нашедшей своего будущего мужа мёртвым в старой берлоге и оживившей его. Койотбыль является персонажем, обратным по отношению к Кайгусь - сыну медведя и женщины. Миф о Койотбыль принадлежит к числу охотничьих промысловых (по происхождению тотемических) мифов. Медведь воспринимался как посмертная живая ипостась человека, в которой тот продолжает контакты живыми.
Космогония - мир циклично исчезает в результате потопа и снова возрождается. Согласно Кетской мифологии, после появления земли происходило несколько потопов, во время которых "землю споласкивало", но люди и звери спасались, воскресая на торфяных островах. Предстоит ещё потоп, после которого всплывут торфяные кочки и несколько человек оживёт, из небытия восстанут мифологические герои: Альбэ, Дох и Бальнэ.
Космология - У кетов выше и ниже земли находится по 7 миров (Сем). Верхний мир - южная часть земли и верхнее течение Енисея или другой реки, пространство над землей, нижний мир имел противоположную локализацию. В верхнем мире (на юге) зимовали перелетные птицы.
Стихии - в огонь (Матери-огню) бросали жир, хлебные крошки, брызгали чаем. Матери-реке также приносили дары, бисер, табак,хлеб.
Самоназвание - "кеты" не является историческим самоназванием. Сами кеты называли себя по реке на которой жила та или иная группа (например "сымденг" сымские люди).
Томэм (кет., «мать жара») -женское божество, воплощающее положительное начало. Томэм находится на небе под солнцем или где-то на юге, в верховьях Енисея, откуда приходит весна. Часто Томэм даже отождествляется с солнцем, о ней говорят, что Томэм «горит как огонь». С Томэм связан приход весны и возвещающий о ней прилёт птиц. Мотив «дыры Еся» (отверстие между небом и землёй), через которое весной прилетают птицы, связывает Томэм с Есем, мотив птиц и движения вдоль Енисея объединяет Томэм с Дохом.
Улемам - Вода-мать
Ульвей - невидимый двойник, душа человека. Шаман мог осенью собирать души объединившихся для промысла людей и держать их при себе, отпуская только в наиболее благоприятные летние месяцы. Ульвей, сопутствующая человеку на протяжении всей его жизни. Ульвей (и ань, мысль) бессмертен и переходит из одного живого существа в другое. После смерти человека ульвей попадает на север (или северо-запад) или в подземное царство, т.е. к Хоседэм, но через некоторое время может вернуться на землю, возрождая к жизни новые существа.
Ульгусь - хозяин водной стихии, рыб
Хоседэм - хозяйка мира мертвых, носительница зла. По одним сведениям, Хоседэм живёт на земле, по другим — на далёком северном острове в устье Енисея или в океане, на скале, где находится её чум. Некогда Xоседэм была женой высшего бога Еся и жила с ним на небе. По одной версии, она в чём-то провинилась перед мужем и была изгнана с неба; по другой — она сама ушла от Еся к Месяцу. От Хоседэм приходят мор, болезни, порча, непогода и смерть. Живёт она в земле или, по другой версии, на скале, находящейся в устье Енисея или в море (иногда Хоседэм называют "нижняя мать"). У Хоседэм сын или даже семь сыновей (семь Хоседэмов) и дочь. У югов (сымцев) отмечено противопоставление отрицательной Хоседэм, живущей на море, положительной Хаседбам, живущей на земле. Хоседэм противостоит Томэм ("мать жара"), связанной с югом, жарой, солнцем, огнём, громом, птицами, прилетающими с юга, особенно - лебедями. Томэм находится на небе под солнцем, где людям слишком жарко, и сама Томэм "горит как огонь".
Шаманы - становление шамана связано с перерождением человека, вызываемым вселением в него духов. Шаман, подобно духу, может передвигаться в пространстве (в горизонтальном и вертикальном направлениях: от земли к небу и вдоль Енисея), во времени (при предсказаниях), а также в направлении от человека с ограниченными и постоянными свойствами к существу, на время наделяемому чудодейственными способностями. Наряду с обычными "белыми" шаманами существуют и вредоносные, "черные" (или "медвежьи") шаманы, камлающие в нижний мир.
1.Сем Т.Ю. (сост.) Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв.: хрестоматия в 2-х тт.
2.Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
3.Мифы, предания, сказки кетов. 2001
Комментариев нет:
Отправить комментарий