воскресенье, 12 июня 2016 г.

Скандинавская мифология

Главные источники по скандинавской мифологии: поэтическая "Старшая Эдда" - сборник мифологических и героических  "песен", дошедший в исландской рукописи 2-й половины 13 в. (т.н. Codex Regius  2365), и прозаическая "Младшая Эдда" - учебник поэтического искусства скальдов, составленный тоже в 13 в. исландцем Снорри Стурлусоном и  содержащий образцы поэзии скальдов (начиная с 9 в.), расшифровку скальдических  мифологических иносказаний (кеннингов) и обзор самой мифологии; составленная Снорри историческая хроника "Хеймскрингла"  ("Круг земной").  В то же время Саксон Грамматик в "Деяниях датчан" передаёт многие мифологические сюжеты, заменяя богов на королей и героев. 

Космогония.
В "Прорицании вельвы" (С.Э.) вельва упоминает девять миров и девять корней, и еще не проросшее древо предела в начале мира. В начале времен жил Имир, когда в мире сияла бездна. Имир появился из холодных брызг Эливагара.
Из его подмышек появились дочь и сын, а от ног шестиглавый сын турса. За множество зим до созданья земли от него появились великаны Аургельмир, Бергельмир, Трудгельмир.  (Речи Вафтруднира. С. Э.). Позже сыны Бора создали Мидгард, подняли земли. Тело Имира стало землей, кровь - морем, кости - горами, череп стал небом, а волосы - лесом. Из ресниц боги создали Мидгард, из мозга были созданы темные тучи. (Речи Гримнира, С.Э.) Боги сели на троны могущества и установли смену дня и ночи. Асы встретились на Идавёлль-поле, стали строить высокие капища, ковать сокровища и орудия, стали играть в тавлеи и у них все было из золота, пока не появились три девы из Ётунхейма. Асы Один, Хёнир и Лодур обнаружили тела Аска и Эмбли на берегу моря, и дали им соответственно дыхание, дух и тепло с румянцем. В Младшей Эдде сообщается, что задолго до создания Земли был создан Нифльхейм, в центре которого был поток "Кипящий котёл", из которого вытекали реки. Там же сказано, что раньше всего была страна на юге Муспель. Реки удалившиеся от источника застыли и стал выступать иней, который встретившись с теплым воздухом с юга принял облик человека Имира

Космология
Асгард - место богов и вальхаллы. В Саге об Инглингах помещается на земле, на восток от Дона. В "Младшей Эдде" сообщается о строительстве Асгарда неким великаном, которому помогает конь по имени Свадильфари. Асы должны были отдать за это строителю Асгарда солнце, луну и богиню Фрейю, но в итоге не отдали ничего, но убили великана.

Биврёст - радужный мост, соединяющий землю и небо. Перед концом мира Рагнарёком сыны Муспелля переходят этот мост для схватки с богами и он рушится.

Ивинг - незамерзающая река, где проходит рубеж между богами и турсами (Речи Вафтруднира, С.Э)

Иггдрасиль - ясень, под его тремя корнями - Хель, исполины и люди. По нему снует белка Рататоск, которая относит речи орла Нидхёггу. Побеги ясеня грызут олени Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор. Под ясенем ползают и грызут его змеи "Гоин и Моин Граввитнира дети,Грабак и Граввёллуд, Офнир и Свафнир". Его корни ест Нидхёгг, макушку - олень, ствол гибнет от гнили (Речи Гримнира С.Э.). В Младшей Эдде: "Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень – у асов, другой – у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем-поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, – источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость."

Муспелль - огненная страна на юге.  Сыны Мусмелля во время Рагнарёка скачут по мосту Биврёст и тот рушится. При этом в немецких раннесредневековых христианских поэмах  термин муспелль (древневерхне-нем. muspilli) употребляется в смысле конца мира и страшного суда.

Нифльхейм ("тёмный мир") мир мрака, существовавший до начала творения наряду с огненной страной Муспелльхейм. 

Урд -   источник, над которым вечно зеленеет ясень Иггдрасиль. Из этого же источника возникли три мудрые девы: Урд, Скульд и Верданди. Они "резали руны, судьбы судили, определяли судьбы детей и готовили жребий" (Прорицании вёльвы (С.Э.)). 

Утгард, Ётунхейм - земля, населенная ётунами, на северо-востоке.

Хвергельмир - поток в Нифльхейме («стране мрака»). Из него вытекают подземные реки, например Гьёлль, которая течёт около хель. В Xвергелмир падает влага с рогов стоящего на Вальхалле оленя Эйктюрнира (М.Э).

Хель, Нифльхель - загробный мир, находится под землей (Прорицание вельвы С. Э.) или на севере (МНМ). В Прорицании вельвы (С.Э.) поправшие клятвы, убийцы подлые и соблазнители чужих жен идут через потоки. А дракон Нидхёгг глодает трупы умерших.  

Эсхатология
"Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут; тягостно в мире, великий блуд, век мечей и секир, треснут щиты, век бурь и волков до гибели мира; щадить человек человека не станет. "."земля тонет в море, но позже опять поднимается и зеленеет"(Прорицание вельвы, С. Э.) Лив и Ливтрасир, пара которая выживет в "зиму великанов", они должны будут спрятаться в роще Ходдмимир; где будут питаться росой по утрам. (Речи Вафтруднира, С.Э.)

Обряды
Почитание предков - упоминается традиция ставить им камни у дороги (Речи Высокого С.Э,)

Названия природных объектов у разных племен (Страшая Эдда):
Земля называется "Долом - у асов, Путями - у ванов, Зеленой - у турсов, Родящей - у альвов, у богов она - Влажная". 
Небо называется "Твердь - у богов, Ткач Ветра - у ванов, Верх Мира - у турсов и Кровля - у альвов, Дом Влажный - у карликов". 
Месяц "Луна - у богов, а в Хель - Колесо, у карликов - Светоч, Спешащий - у турсов, у альвов - Счет Лет". 
Солнце "а боги - Светилом, Друг Двалина - карлики, турсы - Пылающим, Ободом - альвы и асы - Пресветлым"." 
Тучу называют "боги Надеждой на Дождь, ваны - Ветром Гонимой, альвы - Мощь Ветра, Влажною - турсы, в Хель - Шлем-Невидимка". 
Ветер зовут "боги - Летящим, он Ржущий у асов, Ревущий - у турсов, Шумящий - у альвов, а в Хель он Порывистый".
Затишье зовут "Спокойствием - боги, ваны - Безветрием, ётуны - Зноем, Тишью Дня - альвы, Покоем Дня - карлики". 
Море зовут "Водами - боги, Волнами - ваны, Влагою - альвы, Дом Угря - великаны, а карлики - Глубью". 
Огонь зовется "Жаром - у асов, у ванов - Бушующим, Жадным - у турсов, Жгущим - у карликов, в Хель он Стремительный". 
Лес - "у богов - Грива Поля, в Хель - Поросль Склонов, Дрова он у турсов, у альвов - Ветвистый, у ванов он Прутья".
Ночь - "Мгла - у богов, Покров - у божеств, у ётунов - Тьма, у альвов - Сна Радость, Грёзы Ньёрун - у карликов".
Ячмень - "Злак - у богов, Всходы - у ванов, у ётунов - Хлеб, и Солод - у альвов, а в Хель то - Поникшее".
Пиво - "Брагою - асы, ваны - Пьянящим, в Хель Мёдом зовут, Чистой Влагою - турсы, Питьем - сыны Сутту


Персонажи
Альвы (др.-исл. alfar) - природные духи. В "Старшей Эдде" часто повторяется формула "асы и альвы". Снорри Стурлусон в "Младшей Эдде" говорит о делении Альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых). 

Альврёдуль - богиня Солнца, прежде чем ее во время конца света убьет волк, она породит дочь, которая станет новым солнцем. Свалин - щит, который скрывает излишнее сияние солнце. Когда он упадет, пламя охватит и горы и море (Речи Гримнира, С.Э.). 

Ангрбода - великанша родившая от Локи волка Фенрира, змея Ёрмунганда и хозяйку царства мёртвых - Хель.

Асы  - основная группа богов во главе с Одином. В "Младшей Эдде" перечисляются 12 Асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (или Вали), Улль, Форсети, Локи. Также называются Бальдр и Фрейр в качестве сыновей Одина и Ньёрда. Асинями называются: Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Съёвн, Ловн, Вёр, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, Соль, Биль, Ёрд и Ринд. 
В ряде источников соощается о происхождении асов из Азии, однако многие ученые полагают, что такая ассоциация является поздней и возникла благодаря созвучию.

Аудумла (др.-исл. Auрumla) - корова, которая произошла из инея, наполнявшего мировую бездну, и выкормила великана Имира. Сама она питалась тем, что лизала соленые камни, покрытые инеем. Из этих камней, облизанных Аудумлой, возник предок богов Бури.

Бальдр - сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. После того как Бальдру стали сниться зловещие сны об угрозе его жизни, боги решили защитить его от всех опасностей. Фригг взяла клятву со всех вещей и существ о том, что они не принесут вреда Бальдру; но забыла о побеге омелы. В итоге Локи подстраивает смерть Бальдра от прута омелы. Хермод отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мёртвых (хель) (М.Э.); хозяйка Хель согласна отпустить Бальдра, но при условии, что все его будут оплакивать. Локи принимать обличье великанши и не плачет, Бальдр остаётся в хель. После Рагнарёка Бальдр возвращается к жизни. Измененный вариант мифа о Бальдре в форме эпоса есть  в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика. В Младшей Эдде говорится, что Бальдр "самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Но написано ему на роду, что не исполнится ни один из его приговоров".

Бор - сын первопредка асов Бури, отец богов Одина и его братьев — Вили и Be, от дочери великана.

Браги - ас, который славится своею мудростью, а пуще того, даром слова и
красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию и тех,
кто превзошел красноречием всех прочих жен и мужей (Младшая Эдда). Жена Браги - Идунн.

Бури - предок асов, отец Бора к дед Одина. Возник из солёных камней, которые лизала корова 

Валькирии -  "девы Одина", которые любять скакать повсюду и готовы спешить к готам. "Скульд со щитом, Скёгуль другая, Гунн, Хильд и Гёндуль и Гейрскёгуль"( Прорицание вёльвы С.Э.). Валькирии прядут лен на берегу озера, носят лебяжьи одежды, ищут битвы.(Песнь о вёлунде. С.Э.) Валькирия Сигрдрива сообщает способы применения рун (Речи Сигрдривы. С.Э.): вырезание рун победы на рукояти меча вместе с отметками имени Тюра, нанесение рун пива на рог от обмана, нанесение повивальных рун на ладонь для помощи в родах и другие. 

Ваны - группа богов воевавших с асами. Поводом к войне послужил приход от ванов к асам колдуньи Хейд. Асы забили её копьями и трижды сжигали, но она снова возрождалась. Война закончилась миром и обменом заложниками.

Вельва - в Прорицании вельвы (С.Э.) сообщается, что она была порождена великанами в давнием годы

Видар и Вали - дети Одина, будущие Хозяева Асгарда после конца света(Речи Вафтруднира. С. Э.) На Видара боги уповают во всех несчастьях (М.Э.). Вали - сын Одина и Ринд, отважен в бою и очень метко стреляет.

Виндсваль и Свасуд - отцы зимы и леты (Речи Вафтруднира. С. Э.)  . 

Гевьон - как и Одину ей "открыты и ясны судьбы всех сущих" (Перебранка Локи, С.Э.)

Деллинг и Нёр - отцы ночи и дня (Речи Вафтруднира. С. Э.) 

Дисы  - женские существа, считавшиеся помощницами при родах. В "Старшей Эдде" отождествляются с норнами и валькирий. 

Ёрд - персонификация земли, мать Тора. 

Ёрмунганд (змей Мидгарда) - змей живущий в океане. окружающем землю, куда его бросил Один. Во время Рагнарёка сражается с Тором, в результате они гибнут от взаимного поражения.

Ётуны - группа существ (великанов), потомков первого существа Имира.  Обладают мудростью, от ётуна Один получает магические руны. В мифах являются противниками асов, однако нередки и взаимные браки между асами и ётунами. 

Идунн  - богиня, обладающая золотыми яблоками вечной молодости. Жена бога-скальда Браги. 

Имир - турс живший в начале мира, его плоть стала землей, кости горами, череп небом, кровь - морем(Речи высокго. С. Э.)  

Инг (Ing) - божество упоминаемое англосаксонской рунической надписью. Вероятно соответствовал скандинавскому Ингви-Фрейру 

Квасир  - человечек, созданный из слюны богов  после окончания войны асов и ванов. В "Младшей Эдде" сообщается, что из крови Квасира, убитого цвергами, был сделан мёд поэзии.

Лови - богиня, "которая добивается у Одина и Фригг позволения соединиться мужчине и женщине, хоть бы это и было им раньше заказано" (М.Э.)

Локи - бог-трикстер. Называется братом Одина, хотя у него указаны другие родители (сын
великан Фарбаути и Лаувейя или Надь). Приходит на пир асов, убивает слугу, рассказывает секреты богов и насмехается, в итоге пытается спрятаться от их гнева в образе лосося в водопаде фьорда Франангр, но был пойман и связан кишками его сына Нарви, который превратился в волка. Над его лицом Скади повесила ядовитую змею. Сигюн, жена Локи, подставляла чашу под капающий яд, но когда ей приходилось выносить чашу, яд попадал на Локи, и он так корчился что вызывал землетрясение (Перебранка Локи, С.Э.). В других мифах оказывается помощником богов, использующим хитрость для достижения целей. В то же время подстраивает смерть Бальдра от прута омелы и в одном из вариантов мифов о Рагнарёке возглавляет мертвецов в битве против богов-асов.От великанши Ангрбоды у него родились Фенрир, Ёрмунганд и Хель. 

Мод и Магни - сыновья Тора,будущие хозяева Мьёлльнира после конца света (Речи Вафтруднира. С. Э.) 

Мундильфёри - отец солнца и луны (Речи Вафтруднира, С.Э.). 

Нагльфар - корабль мертвецов который во главе с Локи или великаном Хрюмом прибывает во время Рагнарёка на битву с богами и эйнхериями.

Нидхёгг - "черный дракон, сверкающий змей с Темных Вершин, несущий в когтях трупы"(Прорицание вельвы С. Э.) 

Норны - богини,определяющие судьбу людей при рождении. Вместе с валькириями относятся к дисам. В "Прорицании вёльвы" и в "Младшей Эдде" называются три норны, живущие у источника Урд в корнях мирового древа Иггдрасиль, которое они ежедневно поливают водой из источника. Однако в "Младшей Эдде" упоминаются и другие норны, которые определяют судьбу младенцев, и которые имеют разное происхождение  - от богов, альвов и карликов

Ньёрд - ван, который был отдан заложником к асам, ему посвящают капища и храмы(Речи Вафтруднира, С.Э.). Один называет его "людей повелитель, лишенный пороков, владеет святилищем"(Речи Гримнира С.Э.). Жена - Скади. Ньёрд "управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского меря и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом"  (Младшая Эдда). 

Один - глава богов (асов). Подробнее

Сив - жена Тора. Называется прорицательницей из северной земли, Сибиллой (М.Э.)

Сигюн - жена Локи 

Скади - дочь великана Тьяцци убитого асами. Является к асам мстить за отца, и соглашаться заключить мир при условии, что ее рассмешат. Локи удается это сделать, и Скади становится женой Ньёрда. , в скандинавской мифологии богиня — охотница и лыжница. 

Сколль и Хати - волки которые бегут за и перед солнцем (Речи Гримнира, С.Э.) 

Слейпнир - восмьногий конь Одина. Родился от коня великана построившего Асгард и Локи превратившегося в кобылу.

Сьеви - богиня, которая склоняет к любви сердца людей

Тор - сын Одина и Ёрд. Тор обитает в Трудхейме(Речи Вафтруднира, С.Э.) Убивал турсов и их жен, а также жен берсерков за то, что они "изводили волшебством народ" (Песнь о Харбарде С.Э.) По словам Локи прятался в рукавице во время похода на восток (Перебранка Локи, С.Э.). Сравнивался римлянами с Геркулесом. Его землей называется Фракий (М.Э,) Жена Тора - Сив, богиня с золотыми волосами.
Дочь - Труд, и сыновья Магни (от великанши Ярнсаксы) и Моди. Атрибуты - молот Мьёлльнир (изготовленный цвергами), повозка запряженная козлами(Песнь о Трюме, С.Э.). (которых Тор также употребляет в пищу в поездках, после чего воскрешает). Во время Рагнарёка умирает убив змея Ёрмунганда. В Младшей Эдде называется также прапра...прадедом Одина. 

Тролли - великаны, обитающие внутри гор, в которых они хранят сокровища. В фольклоре вредят людям, похищают домашних животных.

Турсы - великаны, синоним ётунов 

Тюр, Тиу - Тацит описывает Тюра как Марса. С. Стурлусон сообщает, что Тюр самый мудрый и смелый бог, которого призывают в поединках (Младшая Эдда). Тюр кормит сына Локи и Ангрбоды волка Фенрира, а потом кладёт ему в пасть руку в качестве залога добрых намерений богов когда те решают связать волка особыми путами. Фенрира связывают и он откусывает Тюру руку. Во время Рагнарёка погибает сражаясь с пс ом Гармом.

Улль - сын Сив, пасынок Тора. Владеет всяким военным искусством и его "хорошо призывать в единоборстве" (М.Э,)

Утгард - край земли, где живут демоны и ётуны, возможно синоним Ётунхейма. 

Фенрир - волк, который во время конца света проглотит Одина (Речи Вафтруднира С.Э.), его в свою очередь убьет Видар. В Прорицани вельвы (С.Э.) род Фенрира был порожден "старухой в Железном лесу". 

Форсети - бог из асов, председатель тинга, разрешающий споры, сын Бальдра и Нанны.

Фрейр (др.-исл. Freir, «господин») - бог из числа ванов. Адам Бременский сообщал, что в языческом комплексе в Упсале (Швеция) был храм, посвященный Фрейру с изображениями характерными для фаллического культа. Во время Рагнарёка Фрейр погибает в битве с великаном Суртом. Фрейр прибывает на похороны Бальдра на вепре, который изготовлен цвергами. Другой атрибут Фрейра также изготовленный цвергами - корабль Скидбладнир, который всегда имеет попутный ветер и может быть свернут как платок.  Увидев девушку из ётунов, Герд, посылает за ней Скирнира, который сначала обещанием подарков, а потом угрозами смерти и порчи заставляет её стать возлюбленной Фрейра (Поездка Скирнира, C.Э.). Фрейру подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей.(Младшая Эдда). 

Фрейя - богиня из ванов, дочь Ньёрда и сестра Фрейра. Ее муж Од отправляется в путешествие, после чего Фрейя оплакивает его и путешествует по странам в поисках. Дочери Фрейи Хнос («драгоценный камень») и Герсими («сокровище»). Атрибуты Фрейи — соколиное ожерелье и ожерелье Брисингамен. На похороны Бальдра Фрейя приезжает в упряжке кошек (М.Э.), в 12 в. изображалась верхом на большом коте. Как и другие ваны, знает магию сейдр. Фрейя обладает "нарядом из перьев", который одалживает Локи, чтобы полететь на поиски молота Тора (Песнь о Трюме, С.Э.). Когда Фрейя едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина – Одину  Фрейе по душе любовные песни и ее призывают для помощи в любви. Эпитет Фрейи также "владычица павших" (Младшая Эдда).

Изображение Фрейи верхом на кошке. 12 в.
Роспись в церкви, Шлезвиг


Фригг - жена Одина, возможно другое ее имя - Сага. Мать Бальдра. В Младшей Эдде сообщается, что ей ведомы людские судьбы, но она хранит их в тайне. 

Хеймдаль - сын Одина. Называется "стражем богов". Живет рядом с мостом Биврёст. Во время Рагнарёка Хеймдаль и Локи сражаются и убивают друг друга.  "Сын девяти сестер", как ночью, так и днем видит он на сотни поприщ. И слышит он, как растет трава на земле, и шерсть на овце, и все, что можно услышать.(Младшая Эдда). 

Хель - хозяйка одноименного царства мертвых. Описывается как наполовину синяя, наполовину — цвета мяса; сутулится и имеет  свирепый вид. Живет в доме под называнием Мокрая морось. Хель низверг в Нифльхейм и Один и поставил ее владеть девятью мирами (М.Э,)

Хёнир - ас, которого после войны асов и ванов отдают ванам в качестве заложника Вместе с Одином и Локи (Лодуром) участвует в оживлении древесных прообразов первых людей. Хёнир остаётся жить после Рагнарёка в обновлённом  мире.

Хлин - богиня,  которая приставлена охранять тех, кого Фригг хочет уберечь от опасности.

Хресвельг - сидит у края небес в обличье орла и поднимает крыльями ветер (Речи Вафтруднира, С. Э.). 

Хугин и Мунин -вороны, связанные с Одином летающие все время над миром (Речи Гримнира, С.Э.)

Цверги.  - карлики. В более поздних народных поверьях они смешиваются с альвами и другими природными духами. Цвергами могут называть чёрными альвами. в «Младшей Эдде» сообщается, что они были червями в теле великана Имира, а в «Старшей Эдде», что они были созданы из крови и костей Бримира — Блаина. При лучах солнца цверги превращаются в камне. Цверги изготовили сокровища богов-асов ожерелье (Брисингамен) для богини Фрейи; золотые волосы для богини Сив, волшебный корабль Скидбладнир для Фрейра, копьё для Одина Гунгнир; вепря с золотой щетиной для Фрейра, золотое кольцо Драупнир для Одина, молот Мьелльнир для Тора, священный мёд поэзии. Аустри, Вестри, Нордри, Судри - цверги поддерживающие небо по четырем углам.

Эйр - богиня врачевания

Источники:
1.Старшая Эдда
2.Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
3.Младшая Эдда




Комментариев нет:

Отправить комментарий