воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Один

Один - в скандинавской мифологии верховный бог. Соответствует Вотану (Водену) западногерманской мифологии.

На формирование образа Одина и асов в скандинавском эпосе, в частности в "Саге об Инглингах" Снорри Стурлусона по мнению археолога Лотте Хедеагер оказало влияние нашествие гуннов в 4-6 веках,  В сведениях об Одине есть черты как божества древних германцев Вотана, так и вождя гуннов Аттилы. Также в пользу подобной точки зрения может говорить путь завоеваний в эпосе похожий на перемещения гуннов , значительная роль провидцев и шаманов у гуннов с функциями аналогичными действиям Одина,  эволюция изображений верховного божества на археологических находках того времени.


Cтаршая Эдда

Сообщается, что глаз Одина скрыт в источнике  Мимира (Прорицание вельвы С.Э). Также он "висел в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный  Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых". Один смотрел на землю, поднял руны и рухнул с дерева. Узнал от сына Бёльторна, Бестли отца девять песен, выпил меда из Одрёрир. Руны окрасил Хрофт, их создали боги и вырезал Один (Даин у альвов, Двалин у карликов, Асвид у ётунов). Один сообщает о том, что знает различные заклинания: помощи в печали, для  врачеванья, для защиты в битве с врагами, для освобождения от оков, для отклонения стрелы, для несчастья задумавшему вредить, для погашения пожара, для прекращения ссоры, для прекращения бури, для того, чтобы взлетевшие ведьмы не могли вернуть "старые души" и оставленные обличья, для оживления умершего, открытия асов и альвов, прозвания богов, покорения женщин. (Речи Высокого, С.Э.), В чертоге у Одина вечно сражаются и мирятся эйнхерии. В доме Одина стропила из копий, крволя из щитов, и доспехи на скамьях. На запад от двери висит волк, сверху парит орел (Речи Гримнира, С.Э.). Один называет следующие свои имена: "Грим,Ганглери, Херьян и Хьяльмбери, Текк и Триди Тунд и Уд, Хар и Хельблинди; Санн, и Свипуль, и Саннгеталь тоже, Бильейг и Бальейг, Бёльверк и Фьёльнир, Хертейт и Хникар, Гримнир и Грим, Глапсвинн и Фьёльсвинн; Сидхётт, Сидскегг, Сигфёдр, Хникуд, Альфёдр, Вальфёдр, Атрид и Фарматюр; Гримнир имя у Гейррёда было и Яльк у Асмунда, Кьялар, когда сани таскал; Трор на тингах, Видур в боях, Оски и Оми, Явнхар и Бивлинди, Гёндлир н Харбард. У Сёккмимира был Свидур и Свидрир","Игг звался прежде, Тунд звался тоже, Бак и Скильвинг, Вавуд и Хрофтатюр, Гаут и Яльк у богов, Офнир и Свафнир". Один и Сага в месте Сёкквабекк, над которым плещут холодные волны, каждый день пьют из золотых чаш(Речи Гримнира С.Э.). По словам Локи "на острове Самсей бил в барабан, средь людей колдовал, как делают ведьмы" (перебранка Локи, С.Э.)

Младшая Эдда
Один отправляется из страны турков, получив пророчество о том, что "его имя превознесут в
северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов" и завоевывает большую часть Европы. Один называется создателем неба, земли и воздуха, и всего чт им принадлежи, а также создал бессмертную душу человека. Два ворона сидят у него на плечах и шепчут на ухо обо всем, что видят или слышат...Он шлет их на рассвете летать над всем миром, а к завтраку они возвращаются. От них-то и узнает он все, что творится на свете. Поэтому его называют Богом Воронов.

В Саге об Инглингах (13-й век)


"Тот, кто звался Одином" был правителем страны асов, находившейся в Азии,.к востоку от Танаквисля (Дона или Северского Донца)
Владения Одина были в стране турок на юг от горного хребта(возможно Уральские горы) отделявшего Великую Швецию (предположительно путали со Скифией, кроме того различали с просто Швецией) от остального мира .


Один был великий воином, много странствовал, и завладел многими державами, в частности землями в стране саксов и поставил там правителями своих сыновей.  Кроме того, в северных странах они с диями обучали людей искусствам, в частности искусству сложения песен.


Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение.  Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и считалось, что это им помогало.  Один считался колдуном и провидцем, мог менять свой облик, наводить морок на врагов и портить их оружие.
Мог быть птицей, зверем, рыбой или змеей, переноситься в далекие страны пока его тела лежало, как будто он спал или умер.  Он вызывал мертвецов или сидел под повешенными, за что его назвали владыкой мертвецов. У него был корабль, который можно было свернуть как платок. У него было два ворона, которых он научил говорить. С помощью колдовства он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, отнимать у людей ум или силу и передавать их другим.  Один мог добывать клады, открывая словом землю  и отнимая силу у тех, кто жил в курганах.

Один ввел в завоеванной стране законы асов, о сжигании на костре умерших вместе с имуществом, о календарных праздниках : в начале зимы (в октябре) приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы (в январе) — за весеннее прорастание, а летом (начало лето было в апреле) — за победу.

По всей стране люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год.

Братья Одина Вилли и Ве, которые оставались править в его отсутствие. Жены Одина - Фригг, Скади

Островом Одина, где он поселился, считается Фюн (в Дании).

Один умер от болезни в Швеции и был сожжен. Когда он был при смерти, велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в жилище богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. Один  являлся шведам перед большими битвами, для победы ему приносили человеческие жертвы.


Война с ванами
Один пошел войной против ванов (живших на запад от Танаиса), и война была долгой и безрезультатной, в конце концов они заключили мир и обменялись заложниками.  В частности асы послали Мимира, который был очень мудрым, однако потом ваны убили Мимира, посчитав, что асы их обманули. Один взял голову Мимира, сохранил ее и сделал так, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны.
Один сделал заложников ванов Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями (12 жрецов у асов).


Источники
1.Снорри Стурлусон. "Сага об Инглингах"
2.Lotte Hedeager. Iron Age Myth and Materiality: An Archaeology of Scandinavia AD 400-1000
3.Старшая Эдда
4.Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
5.Младшая Эдда

Комментариев нет:

Отправить комментарий