четверг, 25 ноября 2021 г.

Японская мифология

 Синтоизм (от япон. синто – «путь богов») в Японии – религиозно-мифологический и ритуально-практический комплекс, связанный с почитанием богов ками. Как учение синтоизм складывался начиная с 7–8 вв. под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Синтоизм не имеет фиксированной догматики и канонического священного писания. Основными источниками считаются мифолого-летописные своды «Кодзики» («Записи о деяниях древности», 712) и «Нихон секи» («Нихонги», «Анналы Японии», 720), а также «Фудоки» («Описания нравов и земель»); молитвословия норито и указы сэммё (сохранились в составе церемониальных уложений и летописных текстов); памятники древней и средневековой японской поэзии (антология «Манъёсю» и др.), прозы (моногатари), дневниковой литературы и др. Отдельные аспекты практики синтоизма восстанавливаются по данным археологии и этнографии. Различается храмовый, школьный и народный синтоизм. 

среда, 24 марта 2021 г.

Либеральная демократия

  Либеральная демократия — правовой строй, построенный на основе представительной и прямой демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей, осуществляющих власть, ограничены во имя защиты прав и свобод меньшинства и отдельных граждан.

В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, — правящая партия — не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма. Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу верховенства закона.

Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому человеку и гражданину его прав и свобод на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний, свободу ассоциаций и свободу вероисповедания. Эти права либеральной демократией закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав и свобод.

Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое толерантностью, терпимостью, политической свободой, политическим плюрализмом, мирным сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс приобрести власть. На практике радикальные, экстремистские или маргинальные точки зрения крайне редко играют значительную роль в либерально-демократическом процессе.

Термин либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от беспредела и произвола со стороны власти и органов правопорядка.

вторник, 23 марта 2021 г.

Гуманизм

  Гуманизм (лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного гуманизма восходят к эпохе Возрождения (15—16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентаций, против ее аскетической и циничной морали.

Социальную подоплеку Г. составляла борьба «третьего сословия» (буржуазии, крестьянства, ремесленников, городских жителей) против господствующей феодальной аристократии и духовенства. В противовес церковному требованию посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности.

Позиции гуманизма отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, Данте, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, У. Шекспир, Ф. Бэкон, М. Сервантес, Эразм Роттердамский и многие др. Борьба против католицизма как священной санкции сословного феодализма достигает своего пика в движении Реформации (16 в.), принявшем массовый характер, и далее — в эпоху Просвещения.

понедельник, 22 марта 2021 г.

Пацифизм

  Пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю). К пацифизму относятся и входят в него ненасилие, антиимпериализм, разоружение, контроль над вооружениями, демилитаризация, антимилитаризм, антивоенное и антиядерное движение, которые часто связываются и смыкаются с ним.

Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее военным методам решения политических конфликтов, в частности осуждением аморальности таких методов. Последовательные пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, национально-освободительными, священными и тому подобное.

четверг, 18 марта 2021 г.

Прогрессивизм

  Прогрессивизм (лат. progressio) — это поддержка и пропаганда социального прогресса в обществе путём реформ, нередко противопоставляется консерватизму, традиционализму и обскурантизму. Как философия, она основана на идее прогресса, которая утверждает, что достижения в области науки, техники, экономического развития и социальной организации имеют жизненно важное значение для улучшения условий жизни человека.

Как политическая идеология прогрессивизм может обретать разные и даже противоположные позиции и взгляды, которые тем не менее должны быть связаны с идеей прогресса и улучшения условий жизни большого количества людей.

вторник, 2 февраля 2021 г.

Социал-демократия

 Основные принципы социал-демократии



Социально-ориентированная рыночная экономика

 Социально-ориентированная рыночная экономика (социальное рыночное хозяйство) (нем. Soziale Marktwirtschaft) — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, структура распределения ресурсов определяется исключительно решениями самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «laissez-faire» капитализму и социализму.

Концепцию начал реализовывать Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1947 году экономист Альфред Мюллер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бёмruen, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, Вильгельм Рёпке, Александер Рюстов, Жак Фреско, Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социальных консерваторов, социальных либералов и социал-демократов.