В статье The Notion of Cyclical Time in Hinduism ("Заметка о циклическом времени в индуизме") Арвинд Шарма пишет, что в текстах шрути (которые имеют статус священных для индуизма в целом) нет понятия о 4 югах как о длительных временных периодах, следующих один за другим.
Слово "юга" в Ригведе означает поколение людей. Такие понятия, как трета-юга, двапара-юга и т.д. в самхитах не встречаются. В "Айтарее-брахмане" есть такие строчки "Kali he becometh who lieth, Dvapara when he riseth, Treta when he standeth erect And Krta when he moveth." Саяна, а потом М. Мюллер относят эти строки к концепции 4 юг, но контекст строк совсем не указывает на то, что речь идет именно об этом. Слова крита, трета, двапара и кали относятся к игре в кости, которая была распространена в древнейшее время. В некоторых других брахманах встречаются понятия о различных эпохах, но данных о том, что эта концепция была циклической и совпадала с позднейшей тоже нет.
А. Шарма делает вывод, что говорить о концепции циклической смены юг как общей для индуизма в целом, некорректно
В текстах "смрити", то есть пуранах и эпосе, концепция присутствует, но нередко отличается от "общеизвестной". Например, в одном месте "Махабхарате" Бхишма говорит о том, что "эпоху определяет правитель" а не наоборот. Из всего этого можно сделать вывод, что концепция юг? которая известна в современном виде, оформилась примерно около начала нашей эры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий