Пратибха, или интуитивное познание, в трактате Бхартрихари «Вакьяпадия» https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/hp/hp7/8.pdf
"Бхартрихари утверждает, что такие средства, как восприятие (прятьякша) и вывод (анумана), не могут быть вполне достоверны, т.к.
вероятность ошибки очень велика, и единственное, на что человек может опереться, это пратибха, что трактуется как «интуиция» (intuition), «вспышка понимания» (flash of understanding), «акт интуитивного знания» (an act of intuitive knowledge), «интуитивная когнитивная вспышка», «изначальная вспышка сознания» и проч"
Это интуитивное озарение тесно связано с речью или, в терминах Бхартрихари, с вечным творящим словом-принципом (shabda-tattva)
Впервые у Бхартрихари пратибха встречается в первой книге – «Книге о Брахмане»: «Та сила (shakti), на которой зиждется весь мир, имеет в своем основании Слово; и эта сила – Око, она проявляется во множественности (bheda-rupa), и сущность ее – озарение-познание (pratibha-atma)»"
6 видов пратибхи
1. Обретаемая естественным образом (svabhava).
В комментарии «Вритти» дается два примера: естественная способность пракрити «переходить» в махат и естественная и способность пробуждаться от сна
2. Обретаемая через следование своей традиции Веды. Комментарий «Вритти» поясняет, что это знание тех, кто «обрел свет [разума] посредством должной /духовной/ практики, как это сделал Васиштха и ему подобные».
3. Обретаемая через регулярную практику.
Пример следующий: умение колодезников безошибочно определять место рытья колодца
4. Обретаемая йогой.
5. Обретаемая через некий невидимый фактор
6. Вкладываемая особым существом
"Бхартрихари утверждает, что такие средства, как восприятие (прятьякша) и вывод (анумана), не могут быть вполне достоверны, т.к.
вероятность ошибки очень велика, и единственное, на что человек может опереться, это пратибха, что трактуется как «интуиция» (intuition), «вспышка понимания» (flash of understanding), «акт интуитивного знания» (an act of intuitive knowledge), «интуитивная когнитивная вспышка», «изначальная вспышка сознания» и проч"
Это интуитивное озарение тесно связано с речью или, в терминах Бхартрихари, с вечным творящим словом-принципом (shabda-tattva)
Впервые у Бхартрихари пратибха встречается в первой книге – «Книге о Брахмане»: «Та сила (shakti), на которой зиждется весь мир, имеет в своем основании Слово; и эта сила – Око, она проявляется во множественности (bheda-rupa), и сущность ее – озарение-познание (pratibha-atma)»"
6 видов пратибхи
1. Обретаемая естественным образом (svabhava).
В комментарии «Вритти» дается два примера: естественная способность пракрити «переходить» в махат и естественная и способность пробуждаться от сна
2. Обретаемая через следование своей традиции Веды. Комментарий «Вритти» поясняет, что это знание тех, кто «обрел свет [разума] посредством должной /духовной/ практики, как это сделал Васиштха и ему подобные».
3. Обретаемая через регулярную практику.
Пример следующий: умение колодезников безошибочно определять место рытья колодца
4. Обретаемая йогой.
5. Обретаемая через некий невидимый фактор
6. Вкладываемая особым существом
Комментариев нет:
Отправить комментарий