Реинкарнация как правило ассоциируется с индийскими религиями - индуизмом и буддизмом. Иногда с пифагореизмом, философской школой Древней Греции, причем может высказываться мысль о заимствовании верования с востока. Однако представления о реинкарнации встречаются в мифологии и религии самых разных народов, в том числе таких которые до новейшего времени вряд ли могли контактировать с Индией или Средиземноморьем.
Примеры:
Кельты
"Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое" (Цезарь. Записки о галльской войне)
Скандинавы
В примечании к саге Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга (Старшая Эдда) упомянуто
"В древнее время верили, что люди рождаются вновь, но теперь это считают бабьими сказками. Говорят, что Хельги и Сигрун родились вновь."
Древняя Греция
В Древней Греции учения о метемпсихозе получили определенное распространение с 6 в. до н.э. благодаря орфизму и пифагореизму
Иудаизм
в современном иудаизме реинкарнация (гилгул) признаётся в некоторых направлениях, например хасидизме. Признавалась ли она до возникновения каббалы непонятно,
"Ссылку Иосифа Флавия (Война, 2:163; ср. Древности 18:14) на верование фарисеев в то, что «только души благочестивых вселяются в тела других людей», некоторые ученые толкуют как указание на их веру в гилгул. Существует также гипотеза, что идея гилгула проникла во 2 в. н. э. в определенные круги еврейства из философской школы платоников, гностиков и орфиков."
В русской секте духоборов:
"После смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорожденного, а душа беззаконника — в животное. "
ЭСБЕ/Духоборцы
(в данном случае возможно заимствование из взглядов европейских мистиков 18 века, которые оказали влияние на взгляды секты. Также возможно заимствование из иудаизма)
У украинцев
"Украинцы думают, что усопший бывает поочередно муравьем (насекомым), птицей, зверем, рыбою и потом снова возрождается человеком"
Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу.
Эвенки
Одна из душ человека (душа-тень ханян) воплощается после некоторого пребывания в загробном мире.
А. Анисимов. Представления эвенков о душе и проблема происхождения анимизма.
Похожее верование зафиксировано и у кетов.
Африканские народы
концепция реинкарнации присутствует с оговорками - дух-предок воплощается в ребенка, но одновременно продолжает пребывать в загробном мире
Ama Mazama, Molefi Kete Asante. Encyclopedia of African Religion
Папуа Новая Гвинея
Николай Александрович Бутинов. Народы Папуа Новой Гвинеи: от племенного строя к независимому государству
Американские индейцы
"Основой религиозных представлений практически всех групп индейцев доколумбовой Америки была идея вечности души, подразумевавшая реинкарнацию "
Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006.
В итоге можно сделать вывод, что вера в перевоплощение встречалась во всех регионах земного шара, что указывает на вероятность ее появления еще до исхода людей из Африки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий