воскресенье, 3 июня 2018 г.

Мифология эвенков

Агды - хозяин грома и молнии. Шаманы могли наслать агды на врагов.

Буга, бува, боа, в тунгусо-маньчжурской мифологии (первоначально у эвенков) сила природы, распространённая вокруг и служащая импульсом существования и движения различных явлений природы.  Буга означает всё окружающее: природу, землю, мир, небо, погоду, пространство. 


Бугады - хозяйка рода, тайги, зверей, природы. Считалась обитающей в священных деревьях и скалах.

Бэен - душа тела, после смерти уходила в мир мертвых, в устье "родовой реки". С Бэен связавылись все физиологичекие процессы. Если духи болезней съедали бэен, человек умирал. Проводы бэен в мир мертвых совершались тогда, когда плоть разлагалась и оставался скелет. 

Буни - мир мертвых, находится в нижнем мире, ниже устья шаманских рек. Умершие там занимаются тем же чем и живые. Люди среднего мира попавшие в нижний мир остаются невидимыми для его обитателей, но могут вызывать несчастья и болезни среди них. То же самое происходит и в обратной ситуации. 

Ворон - у эвенков Подкаменной Тунгуски считался участником сотворения мира, мужем первой женщины

Дуннэ мушун - дух хозяйка земли

Души частей тела - кроме общей души, считалось что у отдельных частей тела также есть души, и их могут загрызть духи. 

Дябдар - мифический змей, которого призвал мамонт чтобы выровнять землю. Там где полз змея появлялись реки, где ступал мамонт - озёра.

Космогония - в начале существовала только вода и два брата (или две птицы). Младший брат достал со дна немного земли (или ему принесла птица) и положил на поверхность воды, затем заснул. Старший брат растянул ее и она стала современной землей. Потом браться стали делать из глины и камня изображения. Младший брат делал людей и полезных животных, а старший брат - вредных. Также старший брат испортил творения младшего. После младший брат уходит на небо, оставив посредником между собой и людьми ворона или медведя, а старший брат уходит под землю. Младшего брата затем назвали Сэвэки, а старшего Харги. 

Космология - в эпических сказаниях представление о трех мирах было следующим -  верхним  миром (Угу Буга) считалась зона горных вершин с тундрами и снегами, средним (Дулин Буга) - лесистые склоны гор, нижним (Хэргу Буга) - долины и степи. Слоями верхнего мира считались туман, марево, тучи. Граница миров представляется в эпосе как неприступные скалы и ущелье, в мифах мира соединяются отверстиями - дырами.

Маин - душа-судьба, обитающая и при жизни человека и после смерти в верхнем мире, в истоке "родовой реки". Она представлялась в виде нити, которую держит в руках верховное божество. Божество могло случайно оборвать нить, и тогда шаман мог связать ее заново узелком. 

Майн  - добрый богатыр, который отобрал у лося Хэглена похищенное им солнце и вернул его людям (с этим мифом связываются смена дня и ночи, начало нового года)

Мамонт - мифический творец суши, который доставал землю бивнями с морского дна и бросал на изначальный кусочек земли. 

Манги - хозяин духов шамана

Медведь - представляется как первый обитатель земли, предок людей, "культурный герой", давший людям огонь и орудия труда. Орудия труда медведь дает живущей с ним женщине, которой он также указывает расчленить его и разложить органы на определенные места в жилье. После оказывается что из частей медведя появляется целое семейство и олени со сбруей. Подобным образом появляются и орудия труда. 

Мусун - сила движения, присущая всему живому, также обозначение духов. 

Мухды - домашние божества-покровители, вложенные в мешок или ящик, хранятся всегда на санках, покрытых оленьей шкурой, снятою нередко с копытами с дикого оленя. Их время
от времени кормили (мазали кровью, жиром, костным мозгом) или окуривали дымом горящего жира, что воспринималось так же, как кормление духов — охранителей семьи и рода. Подобные кормления совершались когда возвращались охотники после удачной охоты.

Нгектар - мир нерожденных душ людей у истока шаманской реки и подножия гор верхнего мира. 

Оджэн - хозяин тайги у тутурских эвенков. У киренских эвенков носил названия уротко. Этот дух занимается охотничьим промыслом, как и эвенки. 

Рыбы - некоторые рыбы пользовались особым почитанием. При поимке тайменя или щуки требовалось вырезать на коре изображение рыбы, смазать ее кровью - что символизировало переселение души рыбы в дерево и должно было обеспечить ее возвращение в родную стихию. 

Сэвэки - бог-творец, который с помощью помощников из водоплавающих птиц творит Средний мир из воды. 

Тело человека - кроме общих душ, считалось что у отдельных органов и частей тела, также есть свои души. Если их повреждают духи болезней - человек заболевает.

Того мушун - дух-хозяйка родового огня, очага

Угу Буг - Верхний мир, в нем обитает бог-творец, а также небесные девицы киливли, которых берут в жены богатыри. 

Ханян - душа тень, способная отделяться от тела человека при жизни (во сне), после смерти - источник перевоплощения. Все виденное во сне считалось основанием выполнить соответствующие действия, т.к. они считались желаниями ханян. Ханян превращалась после смерти в  "оми", которая уходила к истоку родовой реки в  родовое поселение душ оми омирук, и жила там пока в нижний мир не прибывала и не обустраивалась душа тела бэен. Затем дух нижнего мира, манги, отправлялся наверх, и вел оми  в нижний мир, но по пути оми перевоплощалась в  зверя или птицу, уходила от преследования манги в омирук.  Манги посылал за оми духа-помощника (в виде утки гоголя), но в это время оми влетала в чум стойбища людей и воплощалась в нового человека. Проходы в омирук охраняли духи-помощники шамана в виде птиц и тайменей.

Харги - звериный или полузвериный двойник шамана, после смерти уходил в нижний мир

Хэргу буга - нижний мир. На пути в нижний мир находится стойбище мифических родовых старух и шаманский остров со старухой владычицей родовой водяной дороги. На острове и в стойбище останавливается шаман на пути в нижний мир.  

Шаманское дерево - представлялось растущим через три мира. У основания дерева находилась мать-зверь шамана и ее зооморфные духи. Или же представлялись три дерева, по одному в каждом из миров. При этом на верхнем уровне находились души в виде птичек, которые иногда воплощались в мире людей.

Шаманская родовая река - мифическая река протекавшая через три мира с устьем в нижнем мире. 

Шаманы - становление шамана считалось результатом избрания и вселения в человека шаманского духа харги. Вместе с тем представлялось, что мать-зверь шамана уничтожала прежнюю душу человека и "создавала" вместо неё нового духа харги, который позже жил в лиственнице и был главным помощником шамана. Создав "новую душу" мать-зверь принимала человеческий облик как и окружающие её духи, и они принимались "переделывать" человеческую форму шамана, разбирая на части его тело. 

Шингкэн (сингкэн, хингкэн) - 1)дух хозяин животных и места охоты 2) охотничья удача, счастье 3)фетиш, приносящий охотничью удачу, их благодарили за удачную охоту, но при неудачах могли менять на новые. 

Шэвэн, сэвэн, хэвэн, сээн - общее название духов. Духи-помощники представлялись в образе животных, в том числе мифических.

Экшери - верховное божество у эвенков р. Подкаменной Тунгуски, посылающее людям благополучие в охоте и других делах.

Энэкэ бугады (бабушка бугады) - хозяйка тайги, ассоциировалось с образом лося и дикого оленя.


1. Сем Т.Ю. (сост.) Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв
2. А. Ф. Анисимов. Представления эвенков о шингкэнах и проблема происхождения первобытной религии
3. Анисимов. Шаманские духи по воззрениям эвенков.
4. Мифы народов мира под ред. С. А. Токарева
5. Варламова. Мировоззрение эвенков
6. А. Ф. Анисимов. Представления эвенков о душе и проблема происхождения анимизма. 
7. Василевич Г. М. Дошаманские и шаманские верования эвенков 

Комментариев нет:

Отправить комментарий