среда, 21 февраля 2018 г.

Космогония в мифологии ненцев

Нум Вэсако и На (Нга) Вэсако спустились на остров, стали руками копать, сделали землю; Нум Вэсако сделал реки, Нга Вэсако – болота и бугры; Нум  – людей, Нга – сверхъестественных существ (н(г)аятар, сюдбя, парнэ)

Нум сделал дикого оленя, Нга – волка, собаку; Нум стал жить вверху, Нга – внизу; спросил, может ли он съедать по паре зверей; Нум разрешил, т.к. они вместе их делали;



Люди Нга ушли жить под землю; Нум сделал рыбу, Нга – налима (налим и щука – «нижние рыбы»).

По другому варианту Нум и Нга – сыновья старухи Пухуца и старика Ири-Вэсоко. Пухуца велит Нуму сделать землю и построить чум, где она станет жить под землей со стариком Вэсоко (Ири-Вэсоко). Нум велит Гагаре нырять, та приносит со дна сперва песок, затем ил, на третий раз траву; Нум лепит землю, создает солнце; Нга создаёт луну. Нум лепит голого человека; Нга делает волосатых людей, которые дерутся. Нум и Нга оба вдыхают жизнь в человека. Нга оплевывает его, насылает болезни. Нум учит человека шаманить, уходит на небо, отдаёт Нга подземный мир.

Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин
Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Комментариев нет:

Отправить комментарий