четверг, 18 февраля 2016 г.

Балтийская мифология

Балтийская мифология - мифология древних и средневековых балтов, племен и народов котрые разговаривали на индоевропейских языках балтской ветви и жили в 1-м-начале 2-го тысячелетия к юго-востоку от Балтийского моря. 
Древнеримский историк 1-го века Тацит упоминает эстиев (которых считают балтским племенем), сообщая, что они "Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов"(«Германия»). Арабский географ Идриси пишет о поклонении балтов огню, папа Иноккентий в булле 1199 году упоминает о почитании ими деревьев, трав, водных источников и животных.  Из "Хроники Ливонии" также известно о существовании священных лесов и рощ у местных народов. 

Мачей Стрыйковский в 16 веке писал, что пруссы, литва и жмуды жгли "вечный огонь" из дубовых дров Перкунасу, а также почитали змей, держа в каждом доме домашнюю змею или ужа, которых кормили молоком. 

Бангпутис (прус. Bangputtis, литов. bangputys, литов. bangа, «волна», и pьsti, putъoti, «дуть, веять») - бог бури, ветра и волн у части пруссов и литовцев. Известен из труда немецкого историка М. Преториуса, который противопоставляет его огню (Понике). Литовские источники 18 века называют его богом моря, сравнивая с Нептуном. . М. Преториусом: бог бури, воды, противопоставленный огню (Понике). Поздние литовские источники 18 в. называют Бангпутиса богом моря, сравнивая его с римским Нептуном. 

Брубис (литов. Bгubis) - бог скота.

Вяльняс (Велняс, Велнс) - демонический персонаж фольклора латышей и литовцев, схожий по функциям с рядом существ из славянского фольклора: чёртом, водяным, лешим, банником. Вероятно образ происходит от бога Велса. 

Велс, Виелона - Ян Ласицкий в 16 веке упоминает Виелону как бога душ, который "пасет" души умерших. В 17 в. Г. Стендер пишет о Велсе (Wels) — боге мёртвых, которому были посвящены дни мёртвых. У автора 17 века Эйнхорна Велсу посвяшен октябрь "месяц мертвых". 

Диевас , Диевс, Дейвс - слово, означающее "божество" в балтийских языках. 

Криве - верховный жрец или основатель религиозного культа. Сведения о нем сообщают П.Дюсбург и Николаус фон Брошин в 14 в. также авторы 16 в. (С.Грунау, Стрыйковский и другие). Упоминаются его братья Видевут и Брутен. Брутен воздвиг "жилища" для богов Патолса, Потримпса, Перкунса  и для себя, взяв титул Криве-Кривайтис. По легенде Криве-Кривайтис отец Лиздейко, который был жрецом у Гедимина. 

Перкунос, Перконс ("гром") - бог грома, молнии, дождя и снега. Соответствует славянскому Перуну.  Симон Грунау в 16 веке описывает изображенного на прусском знамени  Перкунаса - гневного мужчину с черной бородой, увенчанного пламенем, между юношей Потримпсом и старцем Патолсом. В "Constitutiones Synodales" (1530) Перкунас и ряде других отождествляется с римским Юпитером. В "Судавской книжечке" где Перкунас (Parkuns) упоминается в связи с ритуалом чествования козла - животного Перкунаса. Упоминается у Я. Малецкого и Я. Ласицкого (16 в.) Перкунас (Pargnum) - как бог громов и бурь.

Рагана - ведьма в литовском и латвийском фольклоре. Представления о ней аналогичным поверьям о ведьмах в других европейских мифологиях. Подробнее

Список литовских, жмудских, самбийских, латышских и прусских богов, приводимый Мачеем Стрыйковским в 16 веке (сведения считаются сомнительными):
Атримпос - бог моря, прудов, ставков и озер.
Аушлавис - бог немощных, больных и здоровых, которого просили, чтобы другие боги были поласковее.
Гардоайтис - бог кораблей и ветров, которого представляли огромным ангелом стоящим среди моря. Соответствовал греческому Эолу. На его праздник ели только рыбу и пили похлебку из глубоких мисок ("ибо этот бог владел глубинами вод")
Окопирнос - бог неба и земли.
Пергрубиус - бог злаков, овощей и трав.
Пилвитос -  бог, который давал богатства и наполнял закрома.
Поклюс - бог ада, туч, затмений и летающих духов или дьяволов.
Протримпос - бог рек и всех текучих вод.

Источники:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
Мачей Стрыйковский Хроника польская, литовская, жмудская и всея Руси.
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski_2/text4.htm


Комментариев нет:

Отправить комментарий