Часть балтийской мифологии
Бубила, Бабилас - бог пчел. упоминается М. Стрыйковским и Я.Ласицким. Его почитали разбивая о печь кувшин с медом. М.Преториус упоминает божество пчел Бичбирбулиса в 17 веке. Имя очевидно связано с подражание звуку издаваемому жужжащими пчелами.
Бузинное дерево было очень почитаемо в некоторых регионах Пруссии (где жили жмуды?). Верили, что под ним живут подземные духи не выше локтями, которых называют "красными людьми", ночью они показываются при свете месяца, особенно больным людям.
Буртинники - колдуны. В поверьях обычно не отличались внешне от других людей.Иногда могло считаться, что они не стригут волосы, бороду и ногти, что у них есть хвост. Буртинники обладают способностью оборачиваться в животных или превращать других людей в волков. Продают душу черту в обмен на помощь, не могут умереть без передачи знаний или не сделав щель в потолке. Их может лишить колдовской силы священник, перекрестив в церкви. Наводят порчу и оморачивают людей, либо избавляют от колдовства, находят вещи, вора, прогоняют змей, мышей. представления о буртинниках аналогичны славянским представлениям о колдунах. Название вероятно происходит от наименования жрецов-гадателей буртонес (от "burt" колдовство, жребий) упоминаемых Преториусом.
Вайжгантас - божество льна. Я. Ласицкий следующим образом описывал обряд обращения к Вайжгантасу: "самая высокая девица с фартуком, наполненным лепёшками, в левой руке и льном и липовыми листьями — в правой, становится на стул и обращается к Вайжгантас с заклятием: «Вайжгантас, божок, вырасти мне лён длинный, как я сама; не дай мне ходить нагой!»". Поздние источники упоминали, что в жертву приносили петуха.
Вейопатис («господин ветра»), Вейдиевс - бог ветра. М. Преториус в 17 веке писал об изображении Вейопатиса с двумя лицами, направленными в разные стороны, открытым ртом, крыльями, разведенными руками с рыбой и бочонком, и с петухом на голове. Преториус также упоминал гадателей по виду ветра.
Весенний обряд. Стрыйковский описывает, что в Пруссии жмудины весной, когда показывалась трава, с нескольких сел собирали солод на пиво, собирались в один дом. И верховный жрец Вурскайт обращался с просьбой к Пергрубису о приумножении хлеба и "вытаптывании плевелов", потом просил Перкунуса об укрощении бурь и осадков, Свайстикса о свете для хлеба, птиц, цветов и домашних животных, Пилвита об удачном сборе урожая, и еще 11 богам.
Приводит Стрыйковский описание, проводящегося тогда же праздника быка или козла. Из нескольких сел сходятся в одно, собирая деньги, хлеб и другое. Продают это, на вырученное покупают быка, пекут лепешки из смеси пшеничной и гречишной муки, и собираясь в одном доме, приносят в жертву быка или козла. Его кровью собранной в ушат вурскайт (жрец) кропит людей, а оставшуюся раздают людям, которые кропят ей скот как святой водой. Лепешки пекут перехватывая через пламя. Потом целую ночь пируют и поют, рано утром закапывают остатки трапезы на развилке дорог.
Визунас - в поверье в западной Литве, дракон которых пожирает умерших, которые пытаются взобраться на гору, но срываются с нее.
Вилктаки - волки-оборотни. В фольклоре в вилктаков превращают раганы и буртинники, также в них превращаются самостоятельно перевернувшись через пень ивы или другими способами. Эти представления соответствуют мотиву превращения в хищника распространенному во всех регионах (волк в Европе и Малой Азии, лев, леопард, гиена, крокодил в Африке, тигр в Юго-Восточной Азии, ягуар в Южной Америке и т.п.).
Вяльняс - см. в статье Балтийская мифология
Вяльняс - см. в статье Балтийская мифология
Габия, Габий, - божество огня и огонь домашнего очага (иногда и церковный), который мог персонифицироваться как святая Габия (Sventa Gabija) или реже как мужское божество Габис. Выражение "Пойти за Габией" означает "умереть".
Габьяуя, Габьяуис - божество богатства. Т. Шульц (17 в.) в 17 веке упоминает бога амбаров и овинов Габьяуи. М.Преториус в 17 веке называет Габьяуи богиней счастья и зерна. Описывает посвященный ей праздник после молотьбы, когда готовили пиво, мясо, хлеб и деньги и просили благословения.
Гильтине - богиня или дух смерти М.Преториус называет Гильтине богиней гнева и несчастья.
Гониглис Диевос - лесной пастуший бог, соответствующий сатиру и фавну. Ему жертвовали яйца коней, волов, козлов и других подобных животных, которые получали при их кастрации. Жертвы сжигали на камне, говоря "О бог наш Гониглис! Как этот камень тверд, нем и недвижим, так же пусть волки и всякие хищные звери не смогут двинуться, чтобы не могли повредить нашему скоту, поручаемому твоей защите".
Гульби Диевос - у Стрыйковского ангел-хранитель каждого человека. Мужчины приносили ему в жертву белых каплунов, а женщины кур.
Дейве ("богиня") и лауме - женские духи. Могут выходит замуж за людей, и уходить при нарушении условия. Могут представляется как аналоги славянских русалок. Преследует тех, кто прядет и ткет в четверг, одновременно помогает женщинам. Мажвидас в 16 в. сообщает о 100 Дейве у литовцев.
Дидис Ладо - у Стрыйковского "великий бог" в жертву которому приносили белых каплунов, а праздник продолжался 25 мая -25 июня в корчмах, женщины и девушки водили хороводы и пели песни.
Димстипатис("хозяин дома") - домовой и дворовой дух
Жемина - богиня земли. Ей приносили жертвы, оставляя в борозде хлеб и выливая на землю пиво. К земле обращались в заговорах, например от укуса змей.
Жертвоприношения - по Стрыйковскому после победы или захвата награбленного от противника, одну треть добычи отдавали верховному жрецу, также часть жертвовали богам и сжигали нескольких пленников и коней
Земенник или земляной - у Стрыйковского бог, для которого ухаживали за змеями, кормя их молоком и приносили в жертву белых кур. Также важный праздник "в Литве, в Жмуди, в Лифлянтах, в Курляндии и в некоторых русских краях" был в конце октября, когда урожая зерна был собран на хранение. Тогда устраивали трапезу, на которой стол усыпали сеном, ставили хлебы, пиво на четырех углах, забивали "теленка и телку, барана и овцу, козла и козу, кабана и свинью, петуха и курицу, гусака и гусыню и другую съедобную скотину и домашнюю птицу, самку и самца" Земеннику в жертву палками, одновременно благодаря его за то, что он хранил в здравии и процветании, и защищал от "огня, железа, морового поветрия и от всех врагов". Затем мясо готовили и ели, принося от каждого блюда кусочек в жертву.
Загробный мир и умершие.
Стрыйковский описывал, что умершим ставят в гроб пиво и хлеб с солью, а также меч или топор (для мужчин) или нитки и иголку (для женщин).
Память умерших родственников отмечают в октября или ноябре. В Жмуди был праздник Илги, который начинался на Всех Святых, во время него пили пиво несколько недель поминая умерших. А прежде этот праздник отмечали в честь Перкуна. По Стрыйковскому литовцы верили в воскресение в судный день однако с теми же материальными атрибутами что и при жизни. Поэтому вместе со знатью сжигали слуг, служанок, животных, вещи, с ремесленниками и крестьянами - их посуду и орудия труда. Кроме того, жгли когти рыси и медведей, с помощью которых умершие должны будут подниматься на большую и крутую гору, где будет проводится суд. Верили, что после смерти каждый умерший должен проходить мимо дома верховного жреца Криве.
Каукас - дух, приносящий процветание дому. Представлялось, что каукасы живут под печью или землей. Их поят молоко и пивом и кормят. Могут показываться в виде кота Я.Ласицкий в 16 веке писал, что это души умерших. "Камнями Каукаса" называли белемнит.
Кауриари - у Стрыйковского бог коней и войны, которому жертвовали петухов разного цвета, чтобы такие же рождались кони. Также его просили о мире "за печкой, сидя на седлах".
Келю Диевос - дорожный бог, которому жертвовали белых кур. "Взяв в руку палку, перепоясавшись и обувшись в лапти, будто евреи на Пасху, просили его, чтобы счастливо проводил их в дорогу из дома и благословил домой."
Крумине (Предок Колосьев )- у Стрыйковского бог который давал разное зерно, в жертву ему приносили петуха с низких и густым гребнем, рубя мясо на мелкие кусочки "чтобы жито было колосистым, а не высоким".
Литуванис - у Стрыйковского бог, посылающий дождь, которому жертвовали кур разного цвета.
Милда - богиня любви известна по некоторым поздним источникам. Имя происходит от литов. myleti, "любить".
Пагирнейс, Пагирейс, Пагирмис - "домашний" бог, связанный с помолом, мужчины приносили ему в жертву свинью или быка, женщины - петухов (трижды в год).
Перкунос - см. в статье Балтийская мифология
Перкунос - см. в статье Балтийская мифология
Припаршис (Priparsas; parsas, «поросёнок») - божество, связанное со свиньями, которое упоминается у Я.Ласицкого в 17 веке и в источниках 19 века.
Прокоримос - у Стрыйковского "наипервейший бог", которому в жертву забивали палками белых каплунов, часть которых ели сами, часть cъедали те, кто совершал жервоприношение, а третью часть сжигали.
Пушкайтис - у Стрыйковского бог земли, который живет в зарослях бузины. Жертвы (хлеб и пиво) ему приносили по вечерам у бузины. Ему просили чтобы он посылал им парстуков для сбережения и приумножения зерна. В некоторых местах Пушкайта и парстуков "кормили" на гуне щами, хлебом, мясом, сыром и маслом и другой пищей дважды в году. У неблагодарных хозяев парстуки по поверьям отнимают зерно.
Рагана - см.в статье Балтийская мифология
Рагана - см.в статье Балтийская мифология
Раугупатис - божество брожения и ферментации (приготовления теста, пива). Ему приносили в жертву пестрых молодых кур.
Ругучис- у Стрыйковского бог квашеных и кислых блюд, которому жертвовали пестрых кур.
Самбарис - божество плодородия. По сообщению Бродовского в 18 в. Самбарису на пасху жертвовали три горсти семян и три куска от каждого блюда, отдавая еду собакам, а семена разбрасывая на землю. Соотносился с римским Плутоном. Также имел аспект божества пива Zemberinnis Alius. Название происходит от sambaris, «складчина», «ссыпчина», крестьянский праздник по окончании уборки урожая.
Свецпунсцинис - у Стрыйковского летающий бог птиц, которому не приносили жертв.
Сейми Девос - у Стрыйковского бог домочадцев, которому в жертву забивали и сжигали кур и петухов.
Упинис Девос - бог рек, которому в жертву приносили белых поросят "для прозрачной воды".
Скальса - рог изобилия.
Совий - легендарный основатель традиции сжигать трупы. Совий упомянут западнорусским переписчиком во вставке 1261 к русскому переводу «Хроники» Иоанна Малалы:Совий уходит в преисподнюю из-за непослушание детей, который съели девять селезенок убитого им вепря, вместо того, чтобы испечь. Он сходит в ад через девятые ворота. А потом сын его ищет и найдя хоронит в земле, в дереве и наконец сжигает. Каждый раз после похорон Совий воскресает, и только после сожжения остается довольным т.к. "крепко спал, как в колыбели". Там же сказано что трупосожжение введено для того, чтобы приносили жертвы "Андаю и Перкунасу, и Жворуне... и Телявелю-кузнецу, который ему солнце выковал".
Солнце - Иероним Пражский сообщал что литовцы почитают железные топоры, с помощью которых Солнце освобождается из заключения
Солнце - Иероним Пражский сообщал что литовцы почитают железные топоры, с помощью которых Солнце освобождается из заключения
Сотварос - у Стрыйковскго бог разных домашних животных, которому перед печью или огнем приносили в жертву разных каплунов.
Телявель, Телявелик - бог-кузнец сковавший солнце. В Волынской летописи упомянут как бог, которому поклонялись литовцы втайне.«первому Нънадею, и Телявелю, и Диверикъзу»
Тратитас Кирбиксту - домашнее божество, которое "уничтожает" или "заговаривает искр", т.е. хранит от пожара. Упоминается Ласицким и Преториусом.
Источники:
Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева
Мачей Стрыйковский Хроника польская, литовская, жмудская и всея Руси.
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski_2/text4.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий