пятница, 19 февраля 2016 г.

Латышская мифология

часть балтийской мифологии

Вайц-Сантус  - "девичий бог", которому ежегодно приносили в жертву пирожное, а потом,
стоя на одной ноге на стуле или на скамье и держа в правой руке кувшин с пивом,
а в левой — липовую кору, говорили: «О Вайц-Сантус, прикажи, чтобы в этот год вырос такой высокий лен, как высока теперь я, и не доведи нас до того, чтобы нам ходить голыми». Сказав это,  они выпивали пиво и, наполнив кувшин снова, выливали пиво на землю.

Вяльняс - см. в статье Балтийская мифология

Декла, Карта, Лайма - женские персонажи фольклора, которые в народных песнях определяет новорожденному его будущую судьбу, вьет и закручивает нить человеческого предопределения, дает счастливое или бесталанное имя, убаюкивает и качает младенца.

Земниекс - дух дома и хозяйства. Осенью ему приносили в жертву скот. 
Лулькис - семейный дух, живущий под порогом или в очаге умерший предок.


Миежавилки -  переодетые люди называемые "ячменными волками", "волосатыми Мартинами" которые ходили по домам для того, чтобы изгнать демонов и обеспечить плодородие. 

Маря, Марша - мифологизированный образом девы Марии, который видимо восходит к более древнему образу богини.

Мате - "матери" различных природных сил и мест. Вейас мате - матери ветров, лаку мате - матери полей, межас мате - матери леса (также был межа тевс - отец леса), уденс мате - матери воды, церу мате - матери кусстов, юрас мате - матери моря.  

Маяс кунгс ("господин дома") - домовой

Мурги - воздушные духи и духи умерших, также бред и галлюцинации у больных.

Перкунос - см. в статье Балтийская мифология

Пуке, Пукис - многоголовый змей, сказочный персонаж-антагонист, связан с водой. В фольклоре дух, огненный змей, приносящий от соседей деньги и припасы, которого получают продав душу или души близких черту. Соответствует литовскому Айтварасу. 

Рагана - см. в статье Балтийская мифология

Рунгис, Рудзу рунгитис - дух зерна, может принимать вид чёрной кошки. Упоминается  уже у Г. Стендера (18 в.).

Сауле  - персонификация солнца. Земля  - ее дочь от Месяца.

Усиньш - у иезуита И.Стрибинга (1606) назван богом лошадей. Ему жертвуют два хлеба и кусок жира, бросая их в огонь. В источниках 1725 года называется богом лошадей, в народных песнях отцом лошадей. Усиньш может представляться как хозяин лошадей или конь. Также называется зажигателем и охранителем огня. Усиньш называется божим сыном (dieva dels), возрождающимся каждую весну. Стендер в 18 веке называет Усиньша "пчелиным богом".

Цероклис (от "cerot" "куститься") - бог полей и злаков, в сообщении кардинала Валенти 1604 идентифициовавшийся с чертом-велнсом. В донесении иезуита Стрибиньша от 1606 ему приносили в жертву черных быка, поросенка и курицу. В отчете иезуитов 1619 года цероклису бросают первый кусок и проливают глоток пистья. Автор 18 в. Ростовский называет Ц. богом гостеприимства. 

Чускас "домашние змеи", который почитали латыши согласно Стендеру, кормили их на священных трапезах. 

Юмис - персонификация удачного урожая. Близок немецкому "жатвенному" и "ржаному человеку" Erntemann, Roggenmann. В фольклоре о едет на поле на шестерке лоадей, зимует под дерном или грудой камней. Кует шпоры на поле, чтобы переехать из риги в клеть. Жена Юмиса - Юмала, ребенок Юма лень.

Юммалс - изображение божества помещалось в березовой роще. Его изображали в виде мужчины,  сидящего на алтаре с венцом, украшенным 12 дорогими камнями на голове, золотой цепочкой на шее и золотым блюдом на коленях, на которое приносили в жертву золотую и серебряную монету.

Земледелец (Semneens); этому идолу они ежегодно осенью приносили в жертву свинью, петуха, гуся и теленка (которые съедались людьми за исключением нескольких кусков).

Источники:
Ю.Е. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам
Д. К. Зеленин Обзор рукописных материалов ученого архива Всесоюзного Географического общества о народах Прибалтики
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
Е. А. Шервуд. Ведьмы как продукт цивилизации



Комментариев нет:

Отправить комментарий