понедельник, 15 февраля 2016 г.

Дравидская мифология

Дравидская мифология - мифология индийских дравидских народов (тамилов, малаяльцев, телугу, каннара). В настоящее время тесно переплетена с общеиндуистскими верованиями. Ряд образов видимо восходит к культуре протоиндийской цивилизации долины Инда. Наиболее ранние письменные источники на тамильском языке "Восемь антологий" и "Десять песен" (1-3 вв. н.э.). В центре мифологических представлений - жизненная энергия, сила как благоприятная (отвечающая за плодородие, процветание, защиту), так и опасная. Эта энергия символически представлялась как огонь (близкое понятие в индуизме - тапас) Кроме богов и духов, был распространен культ растений, водоемов, гор и камней (которые устанавливались у оград домов, на полях битв). Был распространен культ змей, которые связывались с дождем и плодородием, и могли почитаться как хранители домашнего очага. 


Аийанар (тамил. aiyanar, «господин») - сельский бог, связанный с земледелием и плодородием. Изображался с трезубцем на голове, иногда верхом на слоне или на коне. Фигурами коней украшали храмы Айанары. Считался сыном Шивы и Мохини, женской ипостаси Вишн.

Амма амман, амме ("мать") - эпитет индуистских богинь, которые представляют аспект богини-матери "дэви", а также местные богини:Елламман(охранница селенья), Мариямман(мать дождя), Минакшиямма (рыбоглазая), Канниямма(мать-девственница), Хулиямма(мать-тигрица). Эти местные богини могут насылать болезни и другие несчастья, для того, чтобы их умилостивить проводились кровавые жертвоприношения, пляски и песни. В милостивом аспекте защищают людей и обеспечивают урожай и благополучие. 

Анангу(тамил. ananku, "мучение, беспокойство, страх")- внутренняя сила предметов, животных и людей, несущая опасноть. В частности у людей- энергия сексуального начала.

Бхагавати(санскр. bhagavati, «обладающая долей, благодатная») - богиня, культ которой распространен в штате Кералы, почитается как аспект Дурги. Может насылать несчастья, обряды чтобы умилостивить включали принесение в жертву петуха, барана, козла и экстатические пляски. В храмах богиню изображает воткнутый в землю трезубец тришула. Ваханами (животным, на которым передвигается) считаются конь, слон, тигр.

Дхармэ – у ораонов благорасположенная к людям богиня-создательница, отождествляется с солнцем

Коттравей("убийственная) — богиня войны, победы и охоты у древних тамилов, отождествляющаяся с Дургой-Кали, в частности в аспекте Махишасурамардини (убивающей своего супруга, демона-буйвола), на юге Индии с местными богинями Бхагавати, Мариямман, Еламман. В тамильской поэме 5-6 в. ("Силаппади-гарам", "Повесть о браслете") изображается как женщина в шкурах слона и тигра, со змеями и полумесяцем в волосам, с мечом, раковиной и диском (как у Вишну). Мать Муругана и сестра Маля(Вишну). Культ включал жертвоприношения и нанесение себе телесных повреждений

Маль, Тирумаль, Майон("темный", "священный темный") - тамильское имя Вишну (и Кришны). Брат богини Коттравей. Вероятно древний дравидский бог-пастух, олицетворявший сезон дождей и "темную половину" года. 

Муруган ("юный, ароматный, красивы") - бог охоты, войны, любви у тамилов. Атрибуты:копье с красным наконечником, цветочная гирлянда, павлин, слон. В индуизме отождествляется со Скандой. Жена - Дэвасена, дочь Индры. В местной тамильской традиции - второая жена Валли, из племени кураваров. Культ включал исполнение жрецом, вооруженного копьем, "безумного танца". 

Пей - женские духи, которые составляли свиту Шивы или Муругана, и устраивали пиршества и пляски на полях битв и в местах погребений.

Солнце и Луна - у гондов считаются женщинами

Источники:
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
Ю.Е. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Комментариев нет:

Отправить комментарий