Вяльняс (Велняс, Велнс) - демонический персонаж балтийской мифологии, схожий по функциям с рядом существ из славянского фольклора: чёртом, водяным, лешим, банником. Образ подвергся христианскому влиянию и контаминации с дьяволом, как олицетворением зла, однако изначально восходит к балтийскому дохристианскому божеству загробного мира (в значении мира духов) Велионису (у литовцев.) Велсу (у латышей).
По мнению Н. Велюса упоминающийся в источниках 13 века (хроника Иоанна Малалы, Ипатьевская летопись) кузнец Телявель, выковавший Солнце был богом, близким фольклорному Вяльнясу, имя которого значило 'земляной Вяльняс’ (2)
На основании фольклорных сюжетов его связывают с животными в целом и домашним скотом, водой, лесом, мудростью, музыкой и танцами. Хотя в ряде сказок кузнец изображается как антагонист вяльнясу, иногда кузнецом изображается сам вяльняс. Иногда вяльнясы даже выступают как первые владеющие кузнечным ремеслом, обучающие человека в обмен на душу.
В латышском сказании повествуется, что, когда еще бог с Велнсом (Veins, Valns) жили дружно, Велнс похвалился богу, что у него есть необыкновенно красивые и светлые вещи (тогда как у бога есть зерно), и показал спрятанные солнце и месяц, Бог просит подержать солнце и месяц и забрасывает их на небо (2).
В ряде сказок вяльняс похищает у Перкунаса скот, прячется от преследования, оборачиваясь камнем, деревом, змеем, животным, человеком (в том числе ребёнком) иногда сам подобно домашним животным имеет рога и копыта. В ответ громовержец поражает вяльняса молнией.
В фольклоре вяльняс выступает создателем всех животных. У него есть стадо коров, быков, лошадей, свиней и т.д. Животные вяльняса приносят удачу, с их помощью человек богатеет. Иногда он творит животных в конфликте с богом: создаёт их в отместку за создание человека, "бог подбрасывает комок глины - вылетает
птица, вяльняс бросает горсть ила - ползет жаба".Встречаются сюжеты, где бог отдаёт животных вяльняса человеку, но оставляет лошадь. Иногда вяльняс сам оборачивается лошадью, быком, имеет вид человека с лошадинами или бычьими ногами. Животным сотворенным вяльнясом (в отличие от других) может являться коза.
Вяльняс часто появляется или обитает в лесу. Ряд растений и грибов содержит в своё названии упоминание вяльняса (дурман velniadagys, повилика velniaZole). Рябина и лён противопоставляются вяльнясу. Человек во владениях вяльняса, обнаруживает себя сидящим на ели, берёзе, полученные от вяльняса деньги оказываются щепками ольхи или берестой. Конь купленный у вяльняса оказывается берёзовым поленом, бревном, папироса - еловой шишкой, В подобном контексте также встречаются липа, тополь и сосна. Ольха красная так как вяльняс окрасил её своей кровью. Под елью, ольхой или в дупле дуба вяльняс прячется от преследования громовержца. Н. Велюс отмечает, что с вяльнясом часто связываются деревья растущие в сырых местах и называемыми "чёрными" в народной систематизации. Ель и берёза указывают на связь с миром мёртвых, так как эти деревья использовались в погребальных и поминальных обрядах. Часто в сюжетах о вяльнясе встречается и пень дерева, так в одной из сказок вяльняс похищает деву-лебедь, а его жизнь находится в яйце, «яйцо — в утке, утка — в свинье, свинья — в волке, волк — в пне». Велюс также отмечает связь вяльняса с корнеплодами, горохом, ячменем, бобами, овсом, гречихой, табаком. В мифологических сюжетах посеянное вяльнясом или по его совету даёт хороший урожай, вяльняс может призывать дождь, что сближает его с ведийским Варуной.
Вяльняс в народных сказках может вытупать как дьявол заключающий договор с ведьмами (раганами) и требующий у них "поставлять" ему души людей.
Вяльняс в народных сказках может вытупать как дьявол заключающий договор с ведьмами (раганами) и требующий у них "поставлять" ему души людей.
Источники
1. Велняс. В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
2. Н. Лауринкене. Кузнец в литовской мифологической традиции
http://tautosmenta.lt/wp-content/uploads/2013/12/Laurinkiene_Nijole/Laurinkiene_BSI_16_2004.pdf
3. Н. Велюс. Растения Вяльняса в литовском фольклоре
http://tautosmenta.lt/wp-content/uploads/2013/12/Velius_Norbertas/Velius_BSI_5_1982.pdf
4.Н.Велюс.Стадо вяльняса http://tautosmenta.lt/wp-content/uploads/2013/12/Velius_Norbertas/Velius_BSI_4_1981.pdf
5. Литовские мистические сказания. Цветок папоротника
5. Литовские мистические сказания. Цветок папоротника
Комментариев нет:
Отправить комментарий