Относится к балтийской мифологии
Аутримпс - бог моря, отождествляемый в источниках 16-17 вв. с римским Нептуном.
Аушаутс - бог врачевания, сравниваемый с римским Эскулапом (в письменных источниках 16-17 вв.). Также бог целостности, неповрежденности, отгоняющий болезни и грехи
Бардойтс - бог мореплавания и кораблей.
Барздуки - гномы, помощники Пушкайтса; подземные маленькие человечки, связанные с богатством. Имя Барздуки означает «бородатые».
Вайделоты - жрецы. М. Преториус (по данным 17 в.) сообщал о разных по функциям вайделотах. Грунау упоминает вайделотку Погезану, жившую в дубовой роще и танцующую по поверьям с богами.
Видевут и Брутен - культурные герои, братья. По источникам 16 веку они прибыли к устью Вислы, Видевут учредил социальное устройство и светскую власть у пруссов, был выбран королем. Брутен стал верховным жрецом и воздвиг храмы для Патолса, Потримпса и Перкунса.
Виршайтос - у Стрыйковского домашний бог имущества, скота и доходов.
Душа - хронист Винцент сообщал, что пруссы верят в возвращение души после смерти вновь в человеческое тело или в тело животного (3)
Звайгстикс, Свайгстикс - божество света и плодородия. В одном из источников отождествляется с солнечным светом.
Курке - дух, которому по источнику 1249 года раз в год изготавливали изображения при сборе урожая. В 16 в. С. Грунау называл его божеством еды.
Окопирмс - верховный бог. Известен по латинским и немецким источникам 16-17 веков. Мог называться "богом неба и земли". или "богам неба и звезд". В одном из источников сопоставляется с Сатурном.
Паникс, Понике - образ священного огня, к которому обращались с молитвами и просьбами.
Патолс, Патолюс - бог подземного мира и смерти. Упоминается в " Callatio episcopi Warmiensis" (1418) среди других демонов и богов в паре с Натримпе - Потримпсом, богом плодородия. На прусском знамени изображался в виде бледного седого старца, покрытого белым платком. Грунау называл Патолса высшим богом пруссов, а также богом ночных привидений и мертвецов.
Пеколс, Пикулюс - бог подземного царства и тьмы. Поколc и Пеколс сопоставлялись с римскими фуриями и Плутоном.
Поколc (Поклус) - летучие духи и черти или их божество.
Пергрубрюс - бог весны и растительности. В "Судавской книжечке" (1563) сообщалось, от Пергрубрюса зависит рост листьев и травы, в "Хронике" Бреткунаса (16 в.) Пергрубрюс - бог земных растений. Преториус относит Пергрубрюса к "рабочим богам"; и приводит точку зрения о том, что название Пергрубрюса относится к празднику чествования земли и её воплощения - Жеминеле.
Пильвитс, Пильвитис, Пильвитус - божество богатства. В "Судавской книжечке" (1563) и "Хронике" Бреткунаса (кон. 16 в.), Пильвитс делает богатым и "заполняет сараи"; отождествляется с римскими Плутосом и Церерой.
Потримпс - в письменных источниках 16-17 вв. бог рек и источников. Согласно немецкому хронисту 16 в. С. Грунау, Потримпс вместе с Патолсом и Перкунасом составляли триаду богов, изображавшихся на прусском знамени, при этом Потримпс изображалася как безбородый юноша в венке из колосьев.
Пушкайтс - В «Хронике» Бреткунаса (конец 16 в.), Пушкайтся божество, ведающее плодами земли, в частности злаками, по Я. Малецкому и Я. Ласицкому Пушкайтс — покровитель священных рощ. В «Судавской книжечке» (1563),живет под бузиной, к которой приносили хлеб. пиво и другие продукты. К нему же обращались для того, чтобы он посылал барздуков и маркополей для сохранения зерна. Ритуал обнаружения вора, сопровождался призыванием Окопирмса и Пушкайтса.
Снейбрат - у Стрыйковского бог птиц.
Мачей Стрыйковский сообщал следующее о пруссах:
"Они построили "верховному епископу" Крив Кривейто храм под дубом. По правую руку был поставлен идол Перкуноса, которому жгли "вечный огонь" из дубовых дров. Стрыйковский считал, что этот обычай был перенят от римлян, как и почитание змей. По левую руку от храма стоял идол из меди в виде ужа, которого звали Патримпос. В третьем углу стоял идол "дьявольский Патело", в честь которого в каждом доме хранилась голова умершего человека. "
Источники:
1.Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева
2.Мачей Стрыйковский Хроника польская, литовская, жмудская и всея Руси.
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski_2/text4.htm
3.Велецкая Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов
Аутримпс - бог моря, отождествляемый в источниках 16-17 вв. с римским Нептуном.
Аушаутс - бог врачевания, сравниваемый с римским Эскулапом (в письменных источниках 16-17 вв.). Также бог целостности, неповрежденности, отгоняющий болезни и грехи
Бардойтс - бог мореплавания и кораблей.
Барздуки - гномы, помощники Пушкайтса; подземные маленькие человечки, связанные с богатством. Имя Барздуки означает «бородатые».
Вайделоты - жрецы. М. Преториус (по данным 17 в.) сообщал о разных по функциям вайделотах. Грунау упоминает вайделотку Погезану, жившую в дубовой роще и танцующую по поверьям с богами.
Видевут и Брутен - культурные герои, братья. По источникам 16 веку они прибыли к устью Вислы, Видевут учредил социальное устройство и светскую власть у пруссов, был выбран королем. Брутен стал верховным жрецом и воздвиг храмы для Патолса, Потримпса и Перкунса.
Виршайтос - у Стрыйковского домашний бог имущества, скота и доходов.
Душа - хронист Винцент сообщал, что пруссы верят в возвращение души после смерти вновь в человеческое тело или в тело животного (3)
Звайгстикс, Свайгстикс - божество света и плодородия. В одном из источников отождествляется с солнечным светом.
Курке - дух, которому по источнику 1249 года раз в год изготавливали изображения при сборе урожая. В 16 в. С. Грунау называл его божеством еды.
Окопирмс - верховный бог. Известен по латинским и немецким источникам 16-17 веков. Мог называться "богом неба и земли". или "богам неба и звезд". В одном из источников сопоставляется с Сатурном.
Паникс, Понике - образ священного огня, к которому обращались с молитвами и просьбами.
Патолс, Патолюс - бог подземного мира и смерти. Упоминается в " Callatio episcopi Warmiensis" (1418) среди других демонов и богов в паре с Натримпе - Потримпсом, богом плодородия. На прусском знамени изображался в виде бледного седого старца, покрытого белым платком. Грунау называл Патолса высшим богом пруссов, а также богом ночных привидений и мертвецов.
Пеколс, Пикулюс - бог подземного царства и тьмы. Поколc и Пеколс сопоставлялись с римскими фуриями и Плутоном.
Поколc (Поклус) - летучие духи и черти или их божество.
Пергрубрюс - бог весны и растительности. В "Судавской книжечке" (1563) сообщалось, от Пергрубрюса зависит рост листьев и травы, в "Хронике" Бреткунаса (16 в.) Пергрубрюс - бог земных растений. Преториус относит Пергрубрюса к "рабочим богам"; и приводит точку зрения о том, что название Пергрубрюса относится к празднику чествования земли и её воплощения - Жеминеле.
Пильвитс, Пильвитис, Пильвитус - божество богатства. В "Судавской книжечке" (1563) и "Хронике" Бреткунаса (кон. 16 в.), Пильвитс делает богатым и "заполняет сараи"; отождествляется с римскими Плутосом и Церерой.
Потримпс - в письменных источниках 16-17 вв. бог рек и источников. Согласно немецкому хронисту 16 в. С. Грунау, Потримпс вместе с Патолсом и Перкунасом составляли триаду богов, изображавшихся на прусском знамени, при этом Потримпс изображалася как безбородый юноша в венке из колосьев.
Пушкайтс - В «Хронике» Бреткунаса (конец 16 в.), Пушкайтся божество, ведающее плодами земли, в частности злаками, по Я. Малецкому и Я. Ласицкому Пушкайтс — покровитель священных рощ. В «Судавской книжечке» (1563),живет под бузиной, к которой приносили хлеб. пиво и другие продукты. К нему же обращались для того, чтобы он посылал барздуков и маркополей для сохранения зерна. Ритуал обнаружения вора, сопровождался призыванием Окопирмса и Пушкайтса.
Снейбрат - у Стрыйковского бог птиц.
Мачей Стрыйковский сообщал следующее о пруссах:
"Они построили "верховному епископу" Крив Кривейто храм под дубом. По правую руку был поставлен идол Перкуноса, которому жгли "вечный огонь" из дубовых дров. Стрыйковский считал, что этот обычай был перенят от римлян, как и почитание змей. По левую руку от храма стоял идол из меди в виде ужа, которого звали Патримпос. В третьем углу стоял идол "дьявольский Патело", в честь которого в каждом доме хранилась голова умершего человека. "
Источники:
1.Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева
2.Мачей Стрыйковский Хроника польская, литовская, жмудская и всея Руси.
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski_2/text4.htm
3.Велецкая Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов
Комментариев нет:
Отправить комментарий