Мифология восточных славян - часть славянской мифологии
Источниками для изучения древнеславянской мифологии служат средневековые хроники, поучения против язычества («Слова») и летописи, некоторые сочинения византийских и арабских писателей. Также используется реконструкции на основе сохранившегося фольклора и археологические данные.
Артемида - поклонение Артемиде упоминается в Софийской рукописи
Источниками для изучения древнеславянской мифологии служат средневековые хроники, поучения против язычества («Слова») и летописи, некоторые сочинения византийских и арабских писателей. Также используется реконструкции на основе сохранившегося фольклора и археологические данные.
Артемида - поклонение Артемиде упоминается в Софийской рукописи
Асилки, осилки, велеты - великаны- богатыри, которые в древние времена создавали реки, утесы, и т.д., но были уничтожены богом, после того как стали угрожать тому.
Банник, банный, лазьник (белорус.) - дух бани, которому оставляли метлу, кусок мыла и воду в лохани. Человек, помывшийся в бани, не мог как побывавший "в нечистом месте" идти в церковь в тот же день.
Берегини, берегыни - .упоминавшиеся в поучениях против язычества божества
Болотник, болотный - дух хозяин болот
Боян - поэт известный по «Слову о полку Игореве» (также встречается в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». В данном образе присутствует характерное для шаманского мировоззрение, трехчастное деление мира. Эпитет Бояна — «Велесов внук».
Боян - поэт известный по «Слову о полку Игореве» (также встречается в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». В данном образе присутствует характерное для шаманского мировоззрение, трехчастное деление мира. Эпитет Бояна — «Велесов внук».
Велес, Волос, упомянут в ряде древнерусских источников (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет»). В договорах с греками Волос назывется "скотьим богом", тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог — Перун связан с оружием. Велес считался богом «всей Руси», а Перун — богом княжеской дружины. Один из богов, которому был поставлен идол Владимиром. Житие Авраамия Ростовского сообщает, что в Новгороде Велесу особенно поклонялись жители "Чудского конца".
В христианскую Велес был сменен покровителем скота св. Власием. Возможно также бог поэзии (в связи с эпитетом Бояна "Велесов внук" в "Слове о полку Игореве". Возможно реликт культа - название черта у русских (ёлс, волосатик, волосень), у чехов(veles). Родственным образом очевидно является балтийский Вяльняс и Велс.
Вилы - в вариантах "Слова некоего христолюбца" (11-14 век) сообщается что их "30 сестриц", или что им посвящают караваи. У южные славян вилы - женские духи, подобные русалкам
Животные - животные в поверьях могут принимать человеческий облик, например аист в дальних странах, росомаха, выдра С другой стороны природные явления могут представляться в виде животных, например ветер в виде змеи, огонь в виде петуха, а человек в сказках и в процессе колдовства может оборачиваться животным. Зафиксированы разные мнение о том, есть ли у животных душа (Гура).
Огненный Змей, мифический персонаж, который летает к женщинам и может приносить им богатство.
Источники:
В христианскую Велес был сменен покровителем скота св. Власием. Возможно также бог поэзии (в связи с эпитетом Бояна "Велесов внук" в "Слове о полку Игореве". Возможно реликт культа - название черта у русских (ёлс, волосатик, волосень), у чехов(veles). Родственным образом очевидно является балтийский Вяльняс и Велс.
Вилы - в вариантах "Слова некоего христолюбца" (11-14 век) сообщается что их "30 сестриц", или что им посвящают караваи. У южные славян вилы - женские духи, подобные русалкам
Водяной - мужской дух воды. Женские духи воды — водяницы считались женами водяных. Подробнее
Волкодлак, волколак - человек оборачивающийся в волка, по собственной воле или в результате колдовского заклятия. Такой способностью наделялись герои эпоса: серб. Змей Огненный Волк, др.-рус. Всеслав (исторический князь Полоцкий, 11 в.).
Волкодлак, волколак - человек оборачивающийся в волка, по собственной воле или в результате колдовского заклятия. Такой способностью наделялись герои эпоса: серб. Змей Огненный Волк, др.-рус. Всеслав (исторический князь Полоцкий, 11 в.).
Волхвы - жрецы, служители культа. Название распространялось на мудрецов-магов из христианского предания.
Дажьбог, Даждьбог - один из богов, которому был поставлен идол Владимиром. Упоминается в нескольких источниках. Предположительно бог Солнца (так указано в Ипатьевской летописи); восточнославянскому божеству соответствовал, видимо, Дабог у южных славян и Dacbog y западных славян. В "Слове о полку Игореве" князь Игорь называется внуком Дажьбога.
Двоедушники - люди обладающие двумя душами, одна из которых демоническая, как правило это люди со сверхъестественными способностями, колдуны, ведьмы. У украинцев и словаков босорки (колдуньи) могут иметь до трех душ. В польских верованиях изредка фиксируется поверье о наличии двух душ у каждого человека - одной своей и одной от предка.
Деды, дзяды (белорус. и польск.) - духи предков. У восточных и западных славян обряд почитания Дедов совершался весной на седьмой день после пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды или большие осенины в Беларуси, костромская дедова неделя). Души умерших приглашались на угощение в дом, или пищу могли относить на кладбище. В Беларуси хозяин при этом трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола. Пропуск отмечания дедов мог вести к гибели домашних животных или болезням домочацев.
Див, дива - персонаж упомянутый в средневековых "Словах"-поучениях против язычества и в "Слове о полку Игореве" ("Дивъ кличетъ връху древа")("уже връжеся дивъ на землю"). У западных и южных славян персонажи с подобным именем (чеш. divэ muz, divб zena, польск. dzivozona; сербо-лужицк. dziwja zona, dziwica,болг. самодива) обычно связываются с лесом или природой вообще.
Доля - воплощение счастья, удачи. Близким является персонификация счастья - встреча (др.-рус. устрђча), противопоставляемая невстрече (Среha и Hecpеha в сербской народной поэзии).
Двоедушники - люди обладающие двумя душами, одна из которых демоническая, как правило это люди со сверхъестественными способностями, колдуны, ведьмы. У украинцев и словаков босорки (колдуньи) могут иметь до трех душ. В польских верованиях изредка фиксируется поверье о наличии двух душ у каждого человека - одной своей и одной от предка.
Деды, дзяды (белорус. и польск.) - духи предков. У восточных и западных славян обряд почитания Дедов совершался весной на седьмой день после пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды или большие осенины в Беларуси, костромская дедова неделя). Души умерших приглашались на угощение в дом, или пищу могли относить на кладбище. В Беларуси хозяин при этом трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола. Пропуск отмечания дедов мог вести к гибели домашних животных или болезням домочацев.
Див, дива - персонаж упомянутый в средневековых "Словах"-поучениях против язычества и в "Слове о полку Игореве" ("Дивъ кличетъ връху древа")("уже връжеся дивъ на землю"). У западных и южных славян персонажи с подобным именем (чеш. divэ muz, divб zena, польск. dzivozona; сербо-лужицк. dziwja zona, dziwica,болг. самодива) обычно связываются с лесом или природой вообще.
Доля - воплощение счастья, удачи. Близким является персонификация счастья - встреча (др.-рус. устрђча), противопоставляемая невстрече (Среha и Hecpеha в сербской народной поэзии).
Домовой - дух дома. Мог представляться в образе человека (похожего на хозяина дома), кошки, собаки, коровы, змеи, крысы или лягушки. Ужей и ласок заводившихся в хозяйстве в некоторых местах считали домовыми, их запрещалось убивать и прогонять. Считалось, что домовым мог стать умерший без причастия. Женой домового могли иногда считать кикимору, которая в целом считалась более вредоносным духом, хотя иногда могла и помогать людям. Выделяли также духов других хозяйственных построек - банника, овинника, дворового. Дворового могли спрашивать, где находятся домашние животные при их потере. К баннику и овиннику обращались в гаданиях.
Духи природы - лешие, водяные. русалки и др. Существовали разные поверья о происхождении духов природы. По одним, наиболее распространенным, это были покойники, умершие неестественной смертью, некрещеные, проклятые люди, по другим - это ангелы сброшенные богом с небес, или тайные дети Адама. Этим духами приносили в дар продукты для того, чтобы они были благосклонны в местах их владений:не крали домашних животных, не насылали болезни на людей, оберегали посевы и т.д.
Душа - душа человека могла покидать тело во время сна. Часто представлялась в виде бабочки или другого насекомого, животного. Мотыльки, кружащиеся вокруг лампы могли считаться душами умерших. Само название бабочка возможно восходит к праславянскому обозначению предков. У южных славян к бабочкам обращаются с просьбой о дожде. Души покойников по поверьям присутствовали на некоторых праздничных трапезах (в частности в Сочельник), им оставляли на ночь еду в углу, на подоконнике, на столе, бросали еду в печь или колодец, бросали зерна или горох к потолку, по углам дома. В знак поминовения на могилах и перекрестках могли рассыпать зерно. Существовала также традиция зажигать костры на некоторые праздники, что бы души могли "обогреться". После смерти души людей могли переходить в растения, птиц, змей.
Заложные покойники - души людей умершие неестественной смертью, будучи некрещеными или занимавшимися при жизни колдовством. Представлялись в образе различных духов природы, водяных, леших, русалок, полевых духов, также в виде вампиров (упырей).
Злыдни - мелкие духи, приносящие несчастье.
Духи природы - лешие, водяные. русалки и др. Существовали разные поверья о происхождении духов природы. По одним, наиболее распространенным, это были покойники, умершие неестественной смертью, некрещеные, проклятые люди, по другим - это ангелы сброшенные богом с небес, или тайные дети Адама. Этим духами приносили в дар продукты для того, чтобы они были благосклонны в местах их владений:не крали домашних животных, не насылали болезни на людей, оберегали посевы и т.д.
Душа - душа человека могла покидать тело во время сна. Часто представлялась в виде бабочки или другого насекомого, животного. Мотыльки, кружащиеся вокруг лампы могли считаться душами умерших. Само название бабочка возможно восходит к праславянскому обозначению предков. У южных славян к бабочкам обращаются с просьбой о дожде. Души покойников по поверьям присутствовали на некоторых праздничных трапезах (в частности в Сочельник), им оставляли на ночь еду в углу, на подоконнике, на столе, бросали еду в печь или колодец, бросали зерна или горох к потолку, по углам дома. В знак поминовения на могилах и перекрестках могли рассыпать зерно. Существовала также традиция зажигать костры на некоторые праздники, что бы души могли "обогреться". После смерти души людей могли переходить в растения, птиц, змей.
Заложные покойники - души людей умершие неестественной смертью, будучи некрещеными или занимавшимися при жизни колдовством. Представлялись в образе различных духов природы, водяных, леших, русалок, полевых духов, также в виде вампиров (упырей).
Злыдни - мелкие духи, приносящие несчастье.
Животные - животные в поверьях могут принимать человеческий облик, например аист в дальних странах, росомаха, выдра С другой стороны природные явления могут представляться в виде животных, например ветер в виде змеи, огонь в виде петуха, а человек в сказках и в процессе колдовства может оборачиваться животным. Зафиксированы разные мнение о том, есть ли у животных душа (Гура).
Кащей Бессмертный, Кощей (заимствование из тюрк. Kosci, "пленник") - в сказках злой влошебник, чья смерть спрятана в нескольких вложенных друг в другах существах и предметах.
Карачун, корочун - название зимнего солнцеворота (древнерус. корочунъ, словац. Kracun, "рождество", болг. крачунец, "рождественский день") и злой дух (белорус. корочун, "внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь", рус. карачун, "смерть", "гибель", "злой дух").
Карачун, корочун - название зимнего солнцеворота (древнерус. корочунъ, словац. Kracun, "рождество", болг. крачунец, "рождественский день") и злой дух (белорус. корочун, "внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь", рус. карачун, "смерть", "гибель", "злой дух").
Кикимора, шишимора - злой дух дома, маленькая невидимая женщина (иногда жена домового), которая беспокоит по ночам детей, путает пряжу, может вредить домашним животным.
Коляда - божество, упомянутое в Густинской летописи и Синопсисе, как божество в честь которого празднуют 24 декабря.
Коляда - божество, упомянутое в Густинской летописи и Синопсисе, как божество в честь которого празднуют 24 декабря.
Коргоруши, коловерши - помощники домового, похожие на кошек, которые могут приносит хозяину деньги и припасы из других домов.
Купало - божество, упомянутое в Густинской летописи и Киевском синопсисе как бог урожая.
Ладо - божество, упомянутое в Густинской летописи и Синопсисе Киевском как богиня (или бог?) веселья и благополучия.
Лель и Полель - "дети Лады", упомянутые в Киевском синопсисе
Лешие( лесовик, белорус. лешук, пущевик; польск. duch lesny, borowy, укр. лисовик, чеш. lesnoj pan и др.) - духи леса, хозяева зверей. Охотники и пастухи заключали с лешим, который был в каждом лесу, договор. В фольклоре лешие появляются в зооморфном или человеческом облике, например, как человек который гонит стадо лесных зверей. Появлению лешего часто предшествует резкие ветер или вихрь. Лешим также приносили еду и просили за это указать место клада. Лешие могли уводить людей, заставлять их заблудиться. Лешему писали "письмо" для поиска пропавших животных, приносили хлеб с солью. Иногда леший (как и колдуны) "закрывал" животных так, что они не могли выйти за невидимый круг. В сказке "Старуха-говоруха" леший оборачивается купцом и приносит гостинцы изгнанной в лес девушке. На зиму лешие как и ряд других мифических существ уходят в иной мир.
Купало - божество, упомянутое в Густинской летописи и Киевском синопсисе как бог урожая.
Ладо - божество, упомянутое в Густинской летописи и Синопсисе Киевском как богиня (или бог?) веселья и благополучия.
Лель и Полель - "дети Лады", упомянутые в Киевском синопсисе
Лешие( лесовик, белорус. лешук, пущевик; польск. duch lesny, borowy, укр. лисовик, чеш. lesnoj pan и др.) - духи леса, хозяева зверей. Охотники и пастухи заключали с лешим, который был в каждом лесу, договор. В фольклоре лешие появляются в зооморфном или человеческом облике, например, как человек который гонит стадо лесных зверей. Появлению лешего часто предшествует резкие ветер или вихрь. Лешим также приносили еду и просили за это указать место клада. Лешие могли уводить людей, заставлять их заблудиться. Лешему писали "письмо" для поиска пропавших животных, приносили хлеб с солью. Иногда леший (как и колдуны) "закрывал" животных так, что они не могли выйти за невидимый круг. В сказке "Старуха-говоруха" леший оборачивается купцом и приносит гостинцы изгнанной в лес девушке. На зиму лешие как и ряд других мифических существ уходят в иной мир.
Мавки, навки - русалки, часто имеющие враждебный характер по отношению к людям. Могли представляться как имеющие впереди человеческое тело, а со спины открытые внутренности.
Магия - в "Домострое" 16-го века в качестве осуждаемых церковью занятий и верований упоминаются волхвование, кудесничество, наузы, "звездочетие"(астрология?), гадание по облакам, рафли, альманахи, чернокнижие, воронограи, шестокрыл, громовые стрелы, топорки, усовники, "два камня", волшебные кости; использование зелий, "бесовские словами и мечты". К колдунам в данном документе причисляются и травники, лечившие с помощью растительных средств. Утерянное сочинение "Чаровник" по описанию содержало руководство как "сохраняя тело мертвым" перемещаться в образе животных и птиц. Колдовство преследовалось властями, в процессах 18-го века люди обвинялись в употреблении магии для лечения, умилостивления властей, порчи, приворотов. В качестве улик могли рассматриваться растения и записи заговоров носимые при себе. В сохранившихся заговорных текстах используется как магия подобия, так и обращение к волшебным помощникам и христианским святым. В фольклоре люди, занимающиеся колдовством, знаются с чертями, которые требуют от них работы. Признаками занятий магией или врожденной склонности к ней считались необычные черты внешности или характера, также особая колдовская сила приписывалась ремесленникам, людям других национальностей, жителям соседней местности. Распространены былички о превращении ведьм в животных для отнятия молока или других вредоносных действий. Местом сбора ведьм считались перекрестки, горы, межи, некоторые деревья (груша,тополь, береза, дуб, сосна), заросли папоротника, можжевельника. До сих пор в фольклоре сохраняется представление о невозможности человеку занимавшемуся магией легко умереть без передачи своего знания. Носителями магических навыков также были знахари (ворожеи, лекари), которые в основном выполняли функции деревенских врачей.
Мокошь - богиня, упомянутая в нескольких источниках. Одна из божеств, которой был поставлен идол Владимиром. Свидетельство о поклонении женщин Мокоши датируются даже 16 веком. Из северного фольклора известен поздний демонический образ Мокоши, которая прядет оставленную без молитвы пряжу. В ярославских говорах словом мокоша обозначают привидения. По мнению исследователей её образ слился с Параскевой Пятницей, которой приносили в жертву пряжу и кудель, бросая в колодец. Иконы Параскевы Пятницы устанавливались рядом с источниками и колодцами, на них вешали пряжу, ткань. По ряду древнерусских текстов в пятницу женщины не пряли и не стирали («мыли») платья, а мужчины не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаз.
Мороз, Морозко - персонаж сказочного и обрядового фольклора; сохранялся ритуал кормления Мороза накануне Рождества и в Велик день (старший из семьи выходил на порог или высовывался в волоковое окно и предлагал ложку киселя или кутьи ""Мороз, Мороз! приходи кисель есть; Мороз, Мороз! не бей наш овес!" одновременно с просьбой не бить определенные растения.
Обряды - В источнике 11-14 века "Слово некоего христолюбца" сообщается что божествам жертвуют кур и караваи. В источнике второй половины 13 века сообщается о правиле предавать церковному суду тех, кто молится "под овином, в роще, или у воды". Источник 14-15 века сообщает, что некоторые люди приносят жертвы Велеару, кидая их в колодцы, а также свидетельствует о почитании "огня, камня, рек, источников, берегынь"(Агапкина). В письме митрополита Макария 1534 г. Ивану Грозному сообщается о том, что "скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича", а также, что в качестве мольбищ используются "лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и озера". В источнике 16 века (Софийская библиотека, №875) в качестве греха, упоминается поклонение солнцу, звездам, месяцу и заре. В 17 веке женщины и девушки на Семик шли в березовые рощи, оставляли там в жертву пироги, каши и т.д., танцевали и пели песни. В фольклорных источниках особо выделяется почитание земли, обращение к ней во время болезней, клятвы землей. На Духов день (первый после Троицы) земля считалась именинницей. Во время засухи совершались магические действия с земными источниками:расчищались колодцы, в них бросали зерна и семена, пищу, цветы. Воду заговаривали для лечения. Известны дары и обращения к ветру.
Навь - общее название умерших
Многие календарные обряды, сохранившиеся вплоть до нашего времени, были призваны обеспечить благополучие и здоровье. Такие обряды содержат архаические магические формулы, как и обряды связанные с важными событиями - свадьбы, похороны. Особенно ярко отмечались праздники в районе зимнего и летнего солнцестояния - Святки и Ивана Купала. В период Святок совершали обряды, направленные на достаток в наступающем году, на Ивана Купала собирали лекарственные травы, купались, зажигали костры, совершали очистительные обряды. До 21 века в некоторых регионах сохранились обычаи "ритуальных бесчинств" молодежи накануне больших праздников (Рождества, Нового года, Пасхи, Ивана Купала и др.). Они заключались в "краже" и переворачивании телег, другой утвари, раскидывании дров. затаскивании предметов на крышу и т.д.
Огненный Змей, мифический персонаж, который летает к женщинам и может приносить им богатство.
Переплут - божество, упоминаемое в "словах" против язычества. Сообщалось что в честь него "пьют, вертясь".
Перун - бог грозы (грома), молний и дождевых туч (Синопсис Киевский). Близок к Перкунасу (Перконсу) балтийской мифологии. Также покровитель княжеской дружины. Подробнее
Позвизд - божество ветра и погоды, упомянутое в Густинской летописи и Синопсисе Киевском, там же сообщается что ему был установлен идол Владимиром.
Полевицы, полудницы - полевые духи, вид русалок, добрые охраняли посевы от жаркого солнца, злые наоборот способствовали их порче. Полевые духи могли представляться и в мужском облике, подобно лешим. Полевики заботились о посевах и выпасаемой скотине. местом их жительства часто считалась межа поля.
Растения - существуют свидетельства о существовании у всех групп славян священных заповедных рощ и почитания отдельно стоящих деревьев. Известно поверье о вселении в деревья (и другие растения) душ умерших людей (Агапкина). В зависимости от ареала особыми функциями наделяются базилик, рута, барвинок и многие другие растения. Растения использовались в обрядовых и магических целях.В качестве оберегов зачастую использовались колючие и жгучие растения (хвойные, репейник, крапива). У поляков базилик наделяется свойством оживлять духов, но у сербов отгоняет злых духов. Для защиты базиликом украшались дома, утварь, люди. Его опускали в воду, которой умывались в ритуальных целях. В качестве украшений свадебных и погребальных предметов использовался барвинок, который как вечнозеленое цветущее растение считался символом жизненной силы и бессмертия. Некоторые деревья, например отдельно стоящие в поле березы, бузина, ива, считались особенно любимыми духами.
Позвизд - божество ветра и погоды, упомянутое в Густинской летописи и Синопсисе Киевском, там же сообщается что ему был установлен идол Владимиром.
Полевицы, полудницы - полевые духи, вид русалок, добрые охраняли посевы от жаркого солнца, злые наоборот способствовали их порче. Полевые духи могли представляться и в мужском облике, подобно лешим. Полевики заботились о посевах и выпасаемой скотине. местом их жительства часто считалась межа поля.
Растения - существуют свидетельства о существовании у всех групп славян священных заповедных рощ и почитания отдельно стоящих деревьев. Известно поверье о вселении в деревья (и другие растения) душ умерших людей (Агапкина). В зависимости от ареала особыми функциями наделяются базилик, рута, барвинок и многие другие растения. Растения использовались в обрядовых и магических целях.В качестве оберегов зачастую использовались колючие и жгучие растения (хвойные, репейник, крапива). У поляков базилик наделяется свойством оживлять духов, но у сербов отгоняет злых духов. Для защиты базиликом украшались дома, утварь, люди. Его опускали в воду, которой умывались в ритуальных целях. В качестве украшений свадебных и погребальных предметов использовался барвинок, который как вечнозеленое цветущее растение считался символом жизненной силы и бессмертия. Некоторые деревья, например отдельно стоящие в поле березы, бузина, ива, считались особенно любимыми духами.
Род и рожаницы, божества упомянутые в древнерусских списках, которым приносили жертвы едой(кашей, хлебом, сырами) и питьем(мёдом). В "Слове Исайи Пророка о поклоняющихся Роду и рожаницам" упоминается вера в то, что Род "мечет комья" на Землю, из которых рождаются дети. Вера "в рожениц" и "родословие" упоминается в "Домострое" 16-го века.
Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и другие - связанные с водой и растительностью духи, в которых превращались умершие девушки и женщины (иногда и мужчины), преимущественно утопленницы, умершие в Троицкую неделю и некрещёные дети.
Название "русалки" скорее всего иностранного происхождения и восходит к античному празднику поминовения умерших rosalia.
Жили около воды, в лесах, в полях. Блуждающие огни иногда связывали с русалками. В русальную неделю по поверьям выходили из воды, могли завлекать прохожих, чтобы защекотать или утопить. В то же время существовали представления о том, что где бегали русалки, там лучше росли травы и злаки. Русалка могла подарить "спор" (изобилие) женщине за то, что та помогла ее ребенку.Среди деревьев любыми русалками считались ивы, березы, дубы. Иногда русалки могли появляться в виде мелких животных: белок, крыс, лягушек, птиц, рыб. Часто русалки считались женами водяных, в некоторых местах и женами леших. Также русалок называли чертовками, и они считались состоящими в родственных отношениях с чертями. Зимой русалки вместе с водяными находятся в подземном мире. После русальной недели по некоторым поверьям русалки поднимаются в небо и живут на облаках, или уходят в реки, поля, или в подземный мир. По белорусским верованиям русалки живут в водах с осени до Троицы, а летом переселяются на ветви деревьев. В некоторых местах считали, что русалки могут подходить близко к домам и портить овощи или вызывать ссоры, красть пряжу или путать её. Как и ведьмы русалки могли отнимать молоко у коров.Иногда в семьях где умирали девочки, в Русальную неделю вывешивали на улице одежду. Чтобы русалки не вредили, им оставляли хлеб, соль, блины, мёд, на границах полей, перекрёстках, пнях. Подобную жертву относили русалкам, если считали их виновными в краже животных. Иногда в фольклоре русалку "превращают" в обычную женщину и берут в жены.
Название "русалки" скорее всего иностранного происхождения и восходит к античному празднику поминовения умерших rosalia.
Жили около воды, в лесах, в полях. Блуждающие огни иногда связывали с русалками. В русальную неделю по поверьям выходили из воды, могли завлекать прохожих, чтобы защекотать или утопить. В то же время существовали представления о том, что где бегали русалки, там лучше росли травы и злаки. Русалка могла подарить "спор" (изобилие) женщине за то, что та помогла ее ребенку.Среди деревьев любыми русалками считались ивы, березы, дубы. Иногда русалки могли появляться в виде мелких животных: белок, крыс, лягушек, птиц, рыб. Часто русалки считались женами водяных, в некоторых местах и женами леших. Также русалок называли чертовками, и они считались состоящими в родственных отношениях с чертями. Зимой русалки вместе с водяными находятся в подземном мире. После русальной недели по некоторым поверьям русалки поднимаются в небо и живут на облаках, или уходят в реки, поля, или в подземный мир. По белорусским верованиям русалки живут в водах с осени до Троицы, а летом переселяются на ветви деревьев. В некоторых местах считали, что русалки могут подходить близко к домам и портить овощи или вызывать ссоры, красть пряжу или путать её. Как и ведьмы русалки могли отнимать молоко у коров.Иногда в семьях где умирали девочки, в Русальную неделю вывешивали на улице одежду. Чтобы русалки не вредили, им оставляли хлеб, соль, блины, мёд, на границах полей, перекрёстках, пнях. Подобную жертву относили русалкам, если считали их виновными в краже животных. Иногда в фольклоре русалку "превращают" в обычную женщину и берут в жены.
Сварог, Сварожич (др.-рус. Сварог, Сварожичь; зап.-слав. Zuarasici, Zuarasiz в латинской передаче) - бог, связываемый в поучениях против язычества с греческим Гефестом. Дажьбога при этом называли сыном Сварога. В "Слове некоего христолюбца" сообщается о молитвах огню (под овином) и называнию его сварожичем.
Семаргл, Симаргл - божество с неясными функциями, чье изображение было установлено Владимиром в 980 г. В некоторых текстах «Куликова цикла» имя искажено в Раклий, и это божество рассматривается как татарское. Вероятно заимствовано от иранских народов (птица Симург)
Спорыш (рус), Спарыш (белорус)- персонификация плодородия в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю (иногда вместе с богом и Раем).
Стрибог - один из богов, кому был установлен идол в 980 году в Киеве (по летописи). Упоминается в нескольких источниках. Вероятно связан с атмосферными явлениями так как ветры названы Стрибожьими внуками в Слове о полку Игореве.
Упырь - мертвец. нападающий на людей и животных. В поучениях против язычников, упоминается что "упырю и берегиням" приносили жертву до того, как появился культ Перуна.
Хорс - Один из богов, которому был поставлен идол Владимиром. Упоминается в "Слове некоего христолюбца" Вероятно божество заимствованное от иранских народов.
Черти - по мере христианизации различные духи (местности, стихий и т.д.) приобретали все более выраженный отрицательный характер. В народном фольклоре чертями или бесами могли считаться огненные змеи, домовые, водяные, лешие, русалки, банники и т.д. Считалось что во время грозы, св. Илья или Бог поражал молнией чертей, которые прятались под дубом, ивой, грушей.
Ярила, Ярило (рус), Ярыло (белорус), Jарило (серб.-хорв.) - божество(вероятно) плодородия. Ассоциировался в фольклоре со святым Юрием (Георгием). В 1765 году Тихон Задонский возмущался совершением праздника называемого "Ярило" в Воронеже. Праздник отмечался на поле посреди которого "стоял кабак в палатке, из которого беспрестанно выносят вино ..., а неподалеку от него продаются и всякие съестные вещи". Праздник начинал отмечаться в среду или четверг после праздника Троицы и длился до понедельника, т.е. до наступления Петровского поста. По народным поверьям у св. Юрия хранились ключи от весны.
Упырь - мертвец. нападающий на людей и животных. В поучениях против язычников, упоминается что "упырю и берегиням" приносили жертву до того, как появился культ Перуна.
Хорс - Один из богов, которому был поставлен идол Владимиром. Упоминается в "Слове некоего христолюбца" Вероятно божество заимствованное от иранских народов.
Черти - по мере христианизации различные духи (местности, стихий и т.д.) приобретали все более выраженный отрицательный характер. В народном фольклоре чертями или бесами могли считаться огненные змеи, домовые, водяные, лешие, русалки, банники и т.д. Считалось что во время грозы, св. Илья или Бог поражал молнией чертей, которые прятались под дубом, ивой, грушей.
Ярила, Ярило (рус), Ярыло (белорус), Jарило (серб.-хорв.) - божество(вероятно) плодородия. Ассоциировался в фольклоре со святым Юрием (Георгием). В 1765 году Тихон Задонский возмущался совершением праздника называемого "Ярило" в Воронеже. Праздник отмечался на поле посреди которого "стоял кабак в палатке, из которого беспрестанно выносят вино ..., а неподалеку от него продаются и всякие съестные вещи". Праздник начинал отмечаться в среду или четверг после праздника Троицы и длился до понедельника, т.е. до наступления Петровского поста. По народным поверьям у св. Юрия хранились ключи от весны.
Источники:
1.Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
2.Е. Левкиевская. Мифы русского народа
3."Домострой". Памятник литературы 16-го века.
4. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. - Материалы по славянскому язычеству (Древнерусские свидетельства о почитании деревьев).
5. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере (Памятники общественной мысли древней руси. в 3-х томах)
4. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. - Материалы по славянскому язычеству (Древнерусские свидетельства о почитании деревьев).
5. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере (Памятники общественной мысли древней руси. в 3-х томах)
6. Синопсис Киевский. Памятник литературы 17-го века.
7. Елена Борисовна Смилянская - Волшебники. Богохульники. Еретики
8. Славянские древности: Этнолингвистический словарь
7. Елена Борисовна Смилянская - Волшебники. Богохульники. Еретики
8. Славянские древности: Этнолингвистический словарь
9. Эрна Васильевна Померанцева. Мифологические персонажи в русском фольклоре.
10. А. Мороз и др. Знатки, ведуны и чернокнижники: Колдовство и бытовая магия на Русском Севере
11. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Под ред. В.Я. Петрухина, Т.А. Агапкиной, Л.Н. Виноградовой, С.М. Толстой.
12. Топорков А.Л., Турилов А.А. (ред.) Отреченное чтение в России XVII - XVIII веков
13. Зеленин Д.К. - Избранные труды. Очерки русской мифологии
10. А. Мороз и др. Знатки, ведуны и чернокнижники: Колдовство и бытовая магия на Русском Севере
11. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Под ред. В.Я. Петрухина, Т.А. Агапкиной, Л.Н. Виноградовой, С.М. Толстой.
12. Топорков А.Л., Турилов А.А. (ред.) Отреченное чтение в России XVII - XVIII веков
13. Зеленин Д.К. - Избранные труды. Очерки русской мифологии
Комментариев нет:
Отправить комментарий