Про общие черты мифологии славян см. статья о славянской мифологии.
Белобог - реконструируемое имя божества удачи, упомянутого в «Славянской хронике» Гельмольда (12 в.) и противопоставленного Чернобогу.
Богинки - женские духи в польском фольклоре. Богинками могли стать после смерти женщины умершие до замужества, при родах, ведьмы, повитухи, некрещенные дети и др. Богинки жили у водоемах, в кустах шиповника, в пещерах, в горах, под землей. Родственны восточнославянским русалках. Вредят беременным, новорожденным, подменяют детей, заманивают людей к себе
Богинки - женские духи в польском фольклоре. Богинками могли стать после смерти женщины умершие до замужества, при родах, ведьмы, повитухи, некрещенные дети и др. Богинки жили у водоемах, в кустах шиповника, в пещерах, в горах, под землей. Родственны восточнославянским русалках. Вредят беременным, новорожденным, подменяют детей, заманивают людей к себе
Еша, Есса - у Длугоша и Стрыйковского польский "всемогущий бог и творец всех дел", которые дарует счастье и несчастье, соответствует римскому Юпитеру
Зевония или Дзеванна (соотв. римской Диане) - богиня упомянутая у Длугоша и Стрыйковского. По Длугошу богиня лесов и чащи, к её статуе женщины и девушки приносили венки. По Стрыйковскому обряд изготовления идола Зевонии и Маржаны, "который воткнув на длинную палку, носят или возят на возке, и жалостно поют, и воспевают [ее] один за другим. А потом сбрасывают с моста в лужу или в реку, и опрометью разбегаются по домам, как бы [убегая] от идолов к истинной вере в Иисуса Христа" был установлен в память об обращении в христианство.
Жива - женское божество упомянутое в хронике Гельмонда 12 века, вероятно богиня жизни и плодородия.
Живе - польский бог шумящего ветра у Стрыйковского
Живье - бог жизни в хронике Я. Длугоша
Лада - бог войны у Я. Длугоша, польское соответствие римского Марса, которому молились о победе и храбрости, и культ которого был "весьма суровы".
Лель и Полель - у Стрыйковского польские названия "римских божков Кастора и Поллукса"., которых будто бы почитали, как и их мать Леду, родившую их от Юпитера в образе лебедя. Стрыйковский упоминает, что его современники, когда себе подливают, выкрикивают Lelum po Lelum.
Марена, Марана, Морена, Марзиана, Маржана, Маржена - В весенних обрядах западных славян Мареной называлось соломенное чучело, которое топили (разрывали, сжигали т.п.) для обеспечения урожая. На основании этого исследователи считают данное божество связанным с зимой, смертью или ежегодным обновлением природы и урожаем. В пользу последнего мнения косвенно свидетельствуют западнославянские (маржана польск., морена чешск.) и восточнославянские (марена) названия растения Rubia tinctorum, которое использовали для получения красного цвета. Данные названия совпадают с названием чучела в соответствующих языках. В западнославянской мифологии божество Маржана отождествлялось польским хронистом 15 в. Я. Длугошем с римской Церерой, матерью и богиней плодов. У Стрыйковского это богиня земли и урожая, которой жертвовали десятину всего зерна после жатвы ради урожая в следующем году. Стрыйковский считал, что обряд уничтожения чучела Марены символизирует победу христианства на язычеством.
Ниа (соотв. Плутону) - у Длугоша бог преисподней и хранитель и страж душ, после того как те покидают тела, которого просили вывести после смерти в лучшие места преисподней. Святилище по Длугошу существовало в городе Гнезно. Также у Стрыйковского "бог ада, у которого заранее просили после смерти лучшего места в пекле и дождей или усмирения непогоды"
Обряды - Я. Длугош пишет, что "у поляков были установлены святилища и статуи, жрецы и священнодействия, а также священные рощи, в наиболее замечательных и посещаемых местах совершались священнодействия и обряды, были установлены праздники и жертвоприношения, на которые собирались мужчины и женщины вместе с детьми и приносили своим богам жертвы из скота и домашних животных, а иногда и из числа людей, захваченных в битве; они верили, что это беспорядочное множество отеческих богов следует задабривать возлияниями; в их честь в определённые времена года назначались и устраивались игры, и множество людей обоего пола из деревень и посёлков, получив приказ собраться для их проведения в городах в установленные дни, сопровождала такого рода игры бесстыдными и распутными песнопениями и жестами, хлопаньем рук, изысканными выкрутасами и прочими любовными песнями, рукоплесканиями и действиями, призывая при помощи повторяющихся заклинаний названных богов и богинь. Обычай этих игр и некоторые их остатки поляки, хотя и исповедуют, как известно, христианские обряды вот уже 500 лет, вплоть до настоящего времени повторяют каждый год в дни Троицы и ежегодными играми"
О существовании священных рощ упоминают и другие источники. В житии Оттона упоминается священное ореховое дерево полабских славян близ Штеттина.
О существовании священных рощ упоминают и другие источники. В житии Оттона упоминается священное ореховое дерево полабских славян близ Штеттина.
Погода - польский бог хорошей погоды у Стрыйковского и Длугоша
Похвист - у Стрыйковского мазовецкий бог свистящего ветра (связанного с непогодой), при звуке которого падали на колени.
Прове - верховный бог в Старгарде (Вагрия).
Рарог, Рарашек (чеш. и словац.), рариг (укр.) - огненный дух, которого представляли в виде птицы или дракона с пламенеющим тело, или в виде огненного вихря. Вероятно близок восточнославянскоу Сварогу.
Руевит - бог связываемый западноевропейскими хронистами с римским Марсом. Изображение имело семь лиц и восемь мечей
Свентовит (Святовит) - верховный бог, упоминаемый Гельмольдом и Саксоном Грамматиком. У Гельмольда называется богом "земли ранской", которому якобы приносят ежегодно в жертву христианина, на которого укажет жребий. Свентовит наделялся магическими, юридическими военными функциями. На Арконе изображался с 4-мя головами, в правой руке держал рог с вином. В числе отличительных знаков Грамматик называет уздечку, седло, меч. Раз в год, после сбора урожая, в честь божества устраивался пир. Божеству также посвящался белый конь, который жил при святилище.
Триглав - божество с тремя головами, которые по сообщениям средневековых западноевропейских авторов (Эббон, Герборд) символизировали власть над тремя царствами — небом, землёй и преисподней.
Цицилия - у Стрыйковского богиня любви соотв. римской Венере "которой возносили молитвы о плоде и ожидали от нее всяческих телесных радостей". У Яна Длугоша названа Дзыдзилеля, также указано что это богиня брака, которую просили о потомстве.
Чернобог - бог, приносящий несчастье, известен по хронике Гельмольда.
Яровит - бог у балтийских славян. Средневековыми авторами отождествлялся с Марсом. Приводятся данные, что Яровит покровительствовал зелени и плодам земли.
Яровит - бог у балтийских славян. Средневековыми авторами отождествлялся с Марсом. Приводятся данные, что Яровит покровительствовал зелени и плодам земли.
Стрыйковский пишет, что поляки почитали и "русских богов":Перуна, Стриба (Стрибога), Макошь, Хорса.
Источники:
1.Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
2.Мачей Стрыйковский. Хроника польская, литовская, жмудская и всея Руси.
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski_2/text4.htm (современные исследователи относятся к этим данным со скептицизмом, отмечая недостоверность и надуманность ряда сведений):
3.Я.Длугош. Хроника. 15 век. http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Dlugos_2/frametext3.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий