среда, 10 февраля 2016 г.

Славянская мифология

Источниками для изучения древнеславянской мифологии служат средневековые хроники, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян), некоторые сочинения византийских и арабских писателей. 

Наиболее полно сохранилась вера в различных духов, которые в христианский период демонизировались. По данным Лаврентьевской летописи, древние славяне почитали рощи, колодцы и реки (Агапкина).

Общеславянские персонажи.

Болезни - персонифицировались в образе духов, чаще в человеческом облике, реже в виде животных. Возникновение болезни считалось следствием атаки этих духов или порчи от людей, наказания умерших предков. сил природы. Для избавления от болезни духам могут приносить жертвы - "кормить" дома или рядом с рекой, колодцем, на перекрестке, кладбище. 

Водяной - мужской дух воды. Женские духи воды — водяницы считались женами водяных. Подробнее

Волкодлак, волколак -  человек оборачивающийся в волка, по собственной воле или в результате колдовского заклятия. Такой способностью наделялись герои эпоса: серб. Змей Огненный Волк, др.-рус. Всеслав (исторический князь Полоцкий, 11 в.).

Двоедушники - люди обладающие двумя душами, одна из которых демоническая, как правило это люди со сверхъестественными способностями, колдуны, ведьмы. В польских верованиях изредка фиксируется поверье о наличии двух душ у каждого человека - одной своей и одной от предка. 

Деды, дзяды (белорус. и польск.) - духи предков. У восточных и западных славян обряд почитания Дедов совершался весной на седьмой день после пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды или большие осенины в Беларуси, костромская дедова неделя). Души умерших приглашались на угощение в дом, или пищу могли относить на кладбище. В Беларуси хозяин при этом трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола.

Денница - образ полуденной зари (или звезды), мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца.

Див, дива - персонаж упомянутый в средневековых "Словах"-поучениях против язычества и в "Слове о полку Игореве" ("Дивъ кличетъ връху древа")("уже връжеся дивъ на землю"). У западных и южных славян персонажи с подобным именем (чеш. divэ muz, divб zena, польск. dzivozona; сербо-лужицк. dziwja zona, dziwica,болг. самодива) обычно связываются с лесом или природой вообще. 

Доля - воплощение счастья, удачи. Близким является персонификация счастья - встреча (др.-рус. устрђча), противопоставляемая невстрече (Среha и Hecpеha в сербской народной поэзии).

Душа - душа человека могла покидать тело во время сна. Часто представлялась в виде бабочки. Мотыльки, кружащиеся вокруг лампы могли считаться душами умерших. Само название бабочка возможно восходит к праславянскому обозначению предков. У южных славян к бабочкам обращаются с просьбой о дожде.

Животные - животные в поверьях могут принимать человеческий облик, например аист в дальних странах, росомаха, выдра. С другой стороны природные явления могут представляться в виде животных, например ветер в виде змеи, огонь в виде петуха, а человек в сказках и в процессе колдовства может оборачиваться животным. В виде животных нередко появляются природные духи: лешие, водяные, русалки и т.д. Зафиксированы разные мнение о том, есть ли у животных душа (Гура).

Загробный мир - наряду с книжными представлениями в фольклоре сохранялись более архаические о нахождении ада и рая на одном уровне. Ад и рай в таком случае мог разделяться огненной рекой или стеной. При этом оба места могут находиться на небе. Изредка встречается расположение ада на земле на острове. Ад может представлять собой пропасть над которой умерших с трудом переходит по мосту в рай. Овраг, яма, пещера может рассматриваться как вход в ад.  Духи умерших предков могли возвращаться на землю в месяц перед Рождеством (адвент у католиков).

Заложные покойники - души людей умершие неестественной смертью, будучи некрещеными или занимавшимися при жизни колдовством. Представлялись в образе различных духов природы, водяных, леших, русалок, полевых духов, также в виде вампиров (упырей).

Карачун, корочун - название зимнего солнцеворота (древнерус. корочунъ, словац. Kracun, "рождество", болг. крачунец, "рождественский день") и злой дух (белорус. корочун, "внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь", рус. карачун, "смерть", "гибель", "злой дух").

Лешие( лесовик, белорус. лешук, пущевик; польск. duch lesny, borowy, укр. лисовик, чеш. lesnoj pan и др.) - духи леса, хозяева зверей. Охотники заключали с лешим, который был в каждом лесу, договор. В фольклоре лешие появляются в человеческом облике, например, как человек который гонит стадо лесных зверей. Также могли появляться в облике зверей, и даже грибов. В быличках лешие уводят детей или девушек (часто в результате проклятия матери), водят по лесу охотников. Спастись от лешего можно было, рассмешив его. 

Навь - общее название умерших 

Огненный Змей, мифический персонаж, который летает к женщинам и может приносить им богатство.

Планетники - у южных и западных славян существа управляющие атмосферными осадками. Обычно ими становились умершие "неестественной" смертью покойники, или дети богинок, стригоней. Иногда ими считались двоедушники. 

Полазник (укр. полажайник, польск. podlбznik, болг. палезник, словац. polaznik, словен. polazic, polazar, хорв. polezaj) - первый посетитель дома в наступившем Новом году (реже - животное, вводимое в дом, - вол, овца, коза; у поляков подлазник - название рождественской ёлки), по которому определяется судьба следующего года. 

Полудницы  (рус. "полудница", польск. poludnica, чеш. и словац. роlednice, словен. poludnica и др.) - полевые духи, связанные с жарой. Могли свернуть шею, похитить ребенка. Выделяли добрых полудниц защищавших растения, и злых вредящих им

Растения - существуют свидетельства о существовании у всех групп славян священных заповедных рощ. Известно поверье о вселении в деревья (и другие растения) душ умерших людей (Агапкина). В зависимости от ареала особыми функциями наделяются базилик, рута, барвинок, полынь и многие другие растения. Растения использовались в обрядовых и магических целях. В качестве оберегов зачастую использовались колючие и жгучие растения (хвойные, репейник, крапива).  Другие магические свойства также зачастую соответствовали физическим свойствам растений. Например, верба использовалась в обрядах для роста, как быстро растущее дерево, растения с противомикробными свойствами использовались для очищения от колдовства и действий злых духов. Иногда в разных ареалах использование растений было противоречивым. У поляков базилик наделяется свойством оживлять духов, но у сербов отгоняет злых духов. Для защиты базиликом украшались дома, утварь, люди. Его опускали в воду, которой умывались в ритуальных целях. В качестве украшений свадебных и погребальных предметов использовался барвинок, который как вечнозеленое цветущее растение считался символом жизненной силы и бессмертия. Некоторые деревья, например отдельно стоящие в поле березы, бузина, ива, считались особенно любимыми духами. Отдельно стоящие крупные деревья, например дуб, вяз, могли считаться покровителями окрестности, защищающими ее от различных бедствий.

Русалки, вилы, самовилы, богинки - родственные женские персонажи носящие разные имена в зависимости от региона. Связаны с водой и растительностью, могут вредить людям, в некоторых случаях помогать (особенно южнославянские вилы).

Упырь - мертвец. нападающий на людей и животных. В поучениях против язычников, упоминается что "упырю и берегиням" приносили жертву до того, как появился культ Перуна. 

Ярила, Ярило (рус), Ярыло (белорус), Jарило (серб.-хорв.) - божество(вероятно) плодородия. Ассоциировался в фольклоре со святым Юрием (Георгием). В 1765 году Тихон Задонский возмущался совершением праздника называемого "Ярило" в Воронеже. Праздник отмечался на поле посреди которого "стоял кабак в палатке, из которого беспрестанно выносят вино ..., а неподалеку от него продаются и всякие съестные вещи". Праздник начинал отмечаться в среду или четверг после праздника Троицы и длился до понедельника, т.е. до наступления Петровского поста.


По группам народов:




Источники:
1.Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
2. Е. Левкиевская. Мифы русского народа
4. Славянские древности, этнолингвистический словарь. 
3.Тихон Задонский. Увещевание жителям города Воронежа.
5. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. - Материалы по славянскому язычеству
6. Гура А. Символика животных в славянской народной традиции
7. Л.Виноградова. Народные представления о происхождении нечистой силы.
8. Э. Померанцева. Мифологические персонажи в русском фольклоре.
9. Усачёва В. В. Магия слова и действия в народной культуре славян. М., 2008.
10. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Под ред. В.Я. Петрухина, Т.А. Агапкиной, Л.Н. Виноградовой, С.М. Толстой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий