Сведения из первоисточников
Прокопий Кесарийский (VI в.) писал что славяне «считают, что один из богов — создатель молнии — ... есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных».
Из летописи 945 года известно, что в Киеве на холме стоял идол Перуна. В Новгороде святилище Перынь представляло собой круглую площадку, в центре которой возвышался идол, а по краям горели восемь костров. В 1859 году в Новгороде было записано предание о "змияке-Перюне", который "ходил спать в Ильмень-озеро с волховскою коровницею" (П. Якушкин. Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний)
Но "в 988 году воспринявший крещение князь Владимир повелел в Киеве привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Аналогично поступили и новгородцы.
В одной из древнерусских грамот говорится о Перуновом дубе.
Лаврентьевская летопись в записи о 971 годе свидетельствует, что русские воины, заключая договор с Византией, «по русскому закону клялись оружием своим и Перуном богом своим».
Мачей Стрыйковский в 16 веке описывает изображение Перуна в Киеве " само тело, будто высокий холм, было искусно вырезано из дерева, его голова из серебра, уши из золота, в руке же держал камень на манер пылающей молнии ". В честь него приставленные к нему жрецы жгли "дубовый огонь", который звался вечным. Этот обычай по Стрыйковскому соблюдали также литва, жмудь и древние пруссы.
Адам Олеарий, посетивший Россию в 1654 году писал : «Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т.е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью»
Синопсис Киевский (сочинение 17 века) называет Перуна богом грозы (грома), молний и дождевых туч.
Но "в 988 году воспринявший крещение князь Владимир повелел в Киеве привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Аналогично поступили и новгородцы.
В одной из древнерусских грамот говорится о Перуновом дубе.
Лаврентьевская летопись в записи о 971 годе свидетельствует, что русские воины, заключая договор с Византией, «по русскому закону клялись оружием своим и Перуном богом своим».
Мачей Стрыйковский в 16 веке описывает изображение Перуна в Киеве " само тело, будто высокий холм, было искусно вырезано из дерева, его голова из серебра, уши из золота, в руке же держал камень на манер пылающей молнии ". В честь него приставленные к нему жрецы жгли "дубовый огонь", который звался вечным. Этот обычай по Стрыйковскому соблюдали также литва, жмудь и древние пруссы.
Синопсис Киевский (сочинение 17 века) называет Перуна богом грозы (грома), молний и дождевых туч.
Символика на основе реконструкций:
У полабов четверг назывался «Перунов день» (в Европе четверг связывался с Юпитером)
В Полесье до сих пор верят, что молния — это каменная стрела, пущенная на землю. Таким камнем считают белемнит или просто любой узкий продолговатый камень.
Источник:
Е.Левкиевская Мифы русского народа
Мачей Стрыйковский Хроника польская, литовская, жмудская и всея Руси.
Комментариев нет:
Отправить комментарий