пятница, 20 октября 2017 г.

Мифология южных славян

Часть общеславянской мифологии

Бадняк и Божич - персонажи фольклора, символизировавшие соответственно старый и новый год. 

Вештицы - персонажи соотвествующие восточнославянским ведьмам. Как и здухачи  во время сна могут защищать посевы своего села сражаясь с вештицами из соседнего, но в основном фольклоре вештицы заняты вредоносными действиями. Душа вештицы во время сна путешествует в виде мотылька, птицы, животного. 

Вилы, самовилы, самодивы - женские духи, живут в горах, в лесных чащах, около источников, рек и озер. Cобираются и играют под высокими старыми деревьями, дающими большую тень (дуб, грецкий орех, тополь). Самодивы часто живут на буках, но избегают ясеня и клена. Самодивы живут на краю света, "в селе Змейково", но от Благовещения до конца августа находятся на землях людей. Вилы рождаются из утренней росы или травы, но ими могут стать и превращенные девочки. Представлялись в виде девушек, иногда с крыльями и козьими (лошадиными, ослиными) ногами. Могут забирать людей к себе или спасать, требуя выкуп здоровьем родных и драгоценностями, насылать бедствия, болезни и убивать людей и домашних животных. В то же время вилы могут дарить благополучие, урожай, лечить болезни. Для последнего к "вилиному дереву" (боярышнику) несли чашу вина и просили спасти больного. В одной песне самовила строит свой дом из мертвых людей. В другой песне самодивы превращаются в волков и помогают девушке жать поле и приглядывать за ребёнком. В песне о королевиче Марко одна самовила выступает как помощница, а другая как антагонист.  Самовилу ловят, отнимают крыло и делают женой, она живет у людей несколько лет, просит крыло чтобы показать танец, и улетает через трубу (сюжет известный во всем мире).

Дабог - мифологизированный образ земного царя

Здухачи, стухи -  люди и животные, которые охраняют свое село или нападают на соседнее с бурей и градом. Могут сражаться деревьям, огромными камнями, но также веретеном, кизиловыми палочками, лучинами, сосновыми шишками, овсяными соломинками. Также могут брать с собой и отнимать у друг друга подойники и мерные кадки (а сними хлеб и молоко, символизирующие урожай и благополучие). Стухами могут быть животные, которые беспокойно ведут себя во сне. Люди-здухачи также могут "превращаться в животных" (вероятно во сне), например в быков и бодаться, сражаясь (Н.И. Толстой).

Змеи (драконы), лами, халы, алы - змееподобные существа, связанные с атмосферными осадками. Как и здухачи могу охранять "свою" территорию и нападать на "чужую". Могут представляться в виде драконов, грозовых туч, иногда в виде орлов, стаи ворон. Змеи и змеихи влюбляются в девушек и парней и летают к ним, появляясь в человеческом облике. Для защиты от змеев использовали травы донник, пижму и тонкую горечавку (этот же набор применялся от порчи, испуга). Больше всего змеи любят белый хлеб, молоко и вино. Змеи живут высоко в горах и в пещерах, также любят находиться в кроне дубов. Халы живут в облаках, на небе, на верхушках деревьев, также в море и озере. Змеи чаще представлялись как  существа-хранители деревни и посевов от враждебных людям хал, молнии считали огненными стрелами которыми змеи поражали хал.  Хала при этом прячется на дереве, человеке, или в открытом  сосуде с водой.

Змей огненный волк - герой сербского эпоса, родившийся от Огненного Змея, который мог оборачиваться волком и птицей. 

Сава (сербохорв. Свети Сава; образ восходит к реальному историческому лицу, жившему в 12 — нач. 13 вв. и канонизированному православной церковью) - мифологический персонаж, покровитель животных. Мог оживлять мертвых, исцелять слепых, превращать собак в волков.  Считался "хозяином волков". По легендам, отнял Солнце у дьявола, создал кошку для борьбы с мышами. Тучи представлялись скотом Савы. В пост на день святого Савы не ели мяса четвероногих животных, чтобы уберечь их от волков.

Стопан - домовой у болгар. Специально для него готовят пирог, лепешку и жарят курицу и достают вино. Кусочки еды и 3 рюмки вина ставят по углам на чердаке, остальную пищу съедают, а половину вина выливают в огонь. Все это делается для отведения несчастий, а также в качестве благодарности домовому за удачу.

Судженицы (наречницы, орисницы) - женские (изредка мужские) персонажи, определяющие судьбу младенцев. Место обитания - "край света", небо, рай, тартар, горные пещеры, лесные заросли. Для того, чтобы показать уважение к судженицам, убирали дом, оставляли котел с горячей водой, гребень, одевали младенца и сами в чистую красивую одежду, украшали дом цветами. Иногда могли наоборот пытаться не пустить суджениц в дом.

Шумска майка - в сербской мифологии хозяйка леса

Стрыйковский упоминает "отдельных богов" чехов и болгар - Нерота и Радамаса. Также они поклонялись и другим общеславянским богам.

Источники:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
Песни южных славян, 1976
Н.И. Толстой «Без четырех углов изба не строится». (заметки по славянскому язычеству).
Н.И., Толстой. Еще раз о теме «тучи — говяда, дождь — молоко»
Славянские древности, этнолингвистический словарь.
Ив. Георгиева «Българска народна митология»

Комментариев нет:

Отправить комментарий