Мифология народов, разговаривавших на языках западносемисткой ветви афразийской семьи (угаритяне, финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеизма, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне, арамейцы). Сохранившиеся сведения имеют фрагментарный и нередко искаженный характер. В качестве имен богов часто использовались общие эпитеты: ("хозяин" Баал, Балу, "царь" Мильком, "господь" Адон, "имя" Эшму, Шем) или конкретные: "сильный" Илу, Алиййану (позже получил значение "бог"), "пламя" Решеф, "море" Йамму). Вместе с именами часто встречаются слова, указывающие на родство ("отец" аб, "брат" ах, "дядя" амму и др.). Имена богов перешли на некоторый город (Иерихон, "город Йариха, Сидон - Цида, Йерусалим - "построенный Шалиммом"). Древнейшим верховным божеством вероятно был Илу (позже Ил, Эл), его супруга Асират (позже Ашера) - прародительница богов и их царица. В локальных мифах центральную роль играл бог-покровитель города или местности (например в Угарите Балу, в Берите Йево). В эллинистический период, культы сирийских богов отождествленных с греческими, распространились по Средиземноморью.
Аглибол - бог луны в Пальмире
Анат - богиня охоты и битвы. Сестра и возлюбленная умирающего и воскресающего бога Балу (Алиййану-Балу, Баал-Хаддада), дочь Илу и Ашеры. Когда Муту убивает Балу, Анат мстит Муту, разрубает, сжигает и перемалывает его тело, после чего Балу оживает. В пантеоне древних евреев Анат - жена Йахве. В Древнем Египте -супруга Сета, с которым отождествлялся Балу. Анат-Яху упоминается в элефантинских папирусаx в числе божеств, которым поклонялись евреи Элефантины. Учитывая, что главным божеством пантеона у евреев Элефантины был Яхве (Яху), предполагается, что Анат могла считаться его супругой (2,3).
.
.
Асират, Асирту, Ашйра (иврит asera), Ашйрту (хетт.) - супруга (или дочь) верховного бога Илу, мать богов и людей.
Астар, Истаp - мужское божество, персонификация планеты Венера, Ханаанейско-
Астарта - женское олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Соответствует Иштар в аккадской мифологии. Отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной.
Атаргатис, Деркету, Атарбте - богиня плодородия и благополучия. Отождествлялась с Афродитой. Культ стал формироваться в первой половине 1-го тысячелетия до н.э. Считалась покровительницей Пальмиры и отождествлялась там с Тихе. Атаргатис посвящено сочинения Лукиана "О Сирийской богине". Также считалась "богиней зерна", "богиней защитницей", "богиней рыб", "богиней дельфинов".
Баалат (букв. «хозяйка», «владычица») - эпитет богини — покровительницы местности (ср. Балу, Бел).
Балу, позднее Баал (букв. «хозяин», «владыка»), Ваал (греч.) - эпитет бога-покровителя местности, в частности Угарита. Одновременно бог бури, дождя и грозы, который назывался Баал-Хаддад. Сын Илу и Асират, сестра и возлюбленная Балу — Анат. Регулярные битвы Балу с богом смерти Муту приводят к засухе в случае гибели Балу или расцвету в природе в случае его победы. Антагонистом Балу является и бог моря Йамму. Отождествлялся с греческим Зевсом.
Бел - верховный бог Пальмиры, глава триады (вместе с Йарихболом и Аглиболом) Отождествлялся с греческими Зевсом и Паном.
Бетэль (иврит, араб., «дом бога»), Битилу (угарит.) - обозначение культового объекта, которое дакже использовалось у древних арабов.
Илу, Эл, Илэм, Илим, Элим (изначально "сильный", "могучий", позже приняло значение "бог") - верховное божество, творец мира и первопредок богов и людей. Место жительство определялось "у источника Реки, у истока обоих Океанов". Назывался и изображался в виде быка в аспекте божества плодородия. Изображался также в виде старика с бородой и в тиаре с рогами. В иудейском пантеоне в начале 1-го тысячелетия до н.э. образ Илу сливается с Йахве (Йево). Древние греки могли отождествлять Илу с Зевсом, Кроносом, Ураном.
Йамму ("море") - бог моря. Его спутниками были морской дракон и левиафан. Враждовал с Балу, требуя чтобы тот стал его рабом.
Йарих ("луна") - бог луны, в Угарите - супруг богини луны Никкаль (заимствоване от месопотамской Нингаль). Видимо, покровитель Йерихона.
Йево, Йахве (yhwh, иврит) - покровитель Берита (современный Бейрут) и древнеизраильского союза племён. Образ рано слился в образом верховного бога Илу. Культ Йево впоследствии стал монотеистическим культом Яхве в иудаизме.
Карату - герой угаритского мифа. Карату оставшись без жены и детей, по указаниюю Илу (который явился ему во сне) приносит жертвы и собрав войско, отправляется в страну Удумми, где должен взять в жены Масат-Хурай ("деву-хурритянку") - дочь Пабелли, царя Удумм. Во время похода дает обет принести в случае удачи богине Асрат-Илат значительную жервту. Карату удается получить Масат-Хурай, у них рождается восемь сыновей и восемь дочерей. Однако Карату не приносит жертву Асират (серебро и золото) и Асират наказывает его болезнью. Младшие сын и дочь Карату совершают магические обряды, Илу создает из глины целительницу Шаатикат ("облегчающая"), которая побеждает бога смерти Муту. В это же время старший сын пытается захватить престол, и Карату проклнает его.
Кос ("лук") - бог в государстве Эдом и у арабских племенами Северной Аравии (набатеи, самуд, сафа). Вероятно был тождественен Йахве.
Кудшу, Кадеш - вероятно богиня любви и плодородия. Была известна также в Египте в период Нового царства. Изображалась обнаженной женщиной, стоящей на льве, с цветами или змеями в руках. В Египте отождествлялась с Хатор.
Кусар-и-Хусас, Кэсар-ва-Хэсас ("умелый и мудрый") - бог-кузнец и ремесленник. Изготавливал оружие для богов, и другие предметы. Построил дворец для Балу и для Йамму. Мастерская располагалась на острове Крит или в Египте (что возможно связано с заимствованием ремесел из этих регионов). В позднй космогонии Хусор - демируг.
Мелькарт ("царь города") - в 1-е тыс. до н.э. верховный бог города Тира, почитавшийся в Финикии, Карфагене, Дамаске как покровитель мореплавания.
Мильком ("царь", "хозяин") - верховный бог государства Аммон.
Муту, Мот ("смерть") - бог смерти и загробного мира, пожирающий все живое. Убивает Балу, что приводит к засухе, но его побеждает Анат. Через семь лет после поражения возрождается и снова вступает в битву с Балу, который побеждает его. В позднейшей теогонии Муту является прародителем многих элементов мироздания.
Рашап, Решеф ( «пламя») - бог огня и молний, иногда также бог войны. Супругой считалась Кудшу. Отождествлялся с шумеро-аккадским Нергалом, у греков — с Аполлоном.
Таавт - бог мудрости, создатель письма и книги о сотворении мира, хранившейся в беритском храме Йево. Образ сложился под влиянием мифов о египетском боге Тоте.
Тиннит, Taнит - верховная богиня карфагенского пантеона. Почиталась вместе с Баал-Хаммоном, вероятно его супруга. Символами Танит были полумесяц, голубь и египетский иероглиф жизни (анх); позже изображалсь в виде женщины с крыльями и лунным диском в руках. Отождествлялась с греческими Юноной, Афродитой Уранией и Артемидой. Эпитеты Танит — «украшение (лик) Баала», «небесная дева», «небесная Юнона»,«великая мать».
Хорон - бог-защитник царской власти. Изображался в облике коршуна.
Сид («охотник») бог, видимо, охоты и рыболовства.
Шадрапа - демон-целитель. Изображался в сопровождении змей и скорпионов. В Амрите изображался стоящим на льве, в царской короне с уреем, в одной руке держал зверя, в другой оружие, над головой солнечный круг и крылья. Отождествлялся с Дионисом и Либером
Шалимму и Шахару ("вечерняя заря" и "утренняя заря") - бог вечерней и утренней зари, а также благополучия, дети Илу.
Шамшу - в Угарите бог солнца. С образом Шамшу вероятно связан библейский Самон. Родственен аккадскому Шамашу.
Шапаш - в Угарите богиня солнца. В противостоянии Балу и Муту выступала на стороне Балу. У финикийцев Солнце обычно считалось женщиной; представление о нем как о мужском божестве, скорее всего, возникло под месопотамским влиянием
Эльгабал ("бог горный") - отождествлявшийся с Гелиосом и Юпитером бог, вероятно бог солнца и плодородия. Изображением Эльгабала служил черный камень конической формы, закругленный снизу и острый вверху (аэролит), который воспринимался как природное изображение солнца.
Эшмун(от "шем", "имя") - бог растений,который мог воскрешать мертвых. Изображался как змей на шесте. Отождествлялся с греческим Асклепием. Из поздних источников известен миф, отражающий умирающий и воскресающий характер божества, о преследовании Эшмуна влюбленной Астартой, в результате чего тот оскопил себя и погиб. Астарта оживив его, сделала богом.
Источники:
1)Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
2)Bezalel Porten, with J.J. Farber, C.J. Martin, G. Vittman, editors. 1996. ''The Elephantine Papyri in English: Three Millennia of Cross-Cultural Continuity and Change'', Brill Academic, 1996
3)John Day. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan
4)Ю.Е. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам
Комментариев нет:
Отправить комментарий