воскресенье, 8 июля 2018 г.

Мифология кечуа

Мифология кечуа сложилась примерно в первой половине 2-го тыс. н.э. До начала 16 в. была распространена в районе империи инков, где обитали кечуанские племена. Кечуа мифология частично вобрала в себя сходные по структуре верования и сюжеты других племён. Часть мифологических персонажей и связанные с ними мотивы составляли официальный пантеон инков, занимавших господствующее положение в кечуанском племенном союзе, а позже и в государстве.

      Пантеон инков составляла триада небесных богов: солнце, гром и луна. Дополняющим, четвёртым элементом служило созвездие Плеяд. Солнце и гром, в свою очередь, были триипостасны. Бог солнца проявлялся в виде солнечного диска Инти, тройственного в едином лике (господин-солнце, сын-солнце и брат-солнце). Бог грома, тесно связанный с солнечным светом, также имел три ипостаси: "копьё света" - молния, "луч солнца" - гром и молния и Млечный путь или созвездие Южного Креста. По представлениям кечуа, бог-громовник, разбивая камнем из своей пращи небесный сосуд с водой, посылал дождь. Луна была преимущественно женским божеством и ей отводилась роль сестры и жены солнца. Верховный инка считался сыном солнца и его представителем на земле. По Кечуа мифологии, земля существовала извечно. Вся вселенная, согласно космогоническим мифам, воспринималась как единое целое, состоявшее из трёх миров: верхний мир (ханан пача), где обитали небесные боги; внутренний мир (уку пача), т.е. поверхность земли; и нижний мир (хурин пача) - царство хтонических божеств. Связующим элементом между этими тремя мирами служили две огромные змеи. Находясь в нижнем мире, они жили в воде; выходя на землю (во внутренний мир), одна змея двигалась вертикально, принимая вид огромного дерева - от земли до неба, другая - превращалась в реку Укаяли; в верхнем мире одна становилась радугой, другая - молнией. Нижний мир, будучи владением тёмных сил, по некоторым мифам являлся одновременно и местом происхождения человека. В большинстве мифов рассказывается, что все люди вышли на свет из лона матери-земли (Пачамамы) через озёра, источники, пещеры. Каждая община имела такое место рождения, чтимое совместно. Имеется несколько вариантов мифов о возникновении рода собственно инков. Согласно одному из них, отец-солнце и мать-луна послали на землю своих детей - сына Манко Капака и дочь Маму Окльо. Отец-солнце вручил Манко Капаку золотой жезл, для того чтобы там, где он войдёт в почву, дети солнца основали город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Манко Капаку удалось вонзить жезл в землю в долине Куско близ горы Уанакури. Здесь сын солнца, первый Инка, и его сестра-жена выполнили наказ отца и основали своё государство.
      Представления кечуа о цикличности истории человечества связаны с мифами о "четырёх поколениях". Первыми были "древние люди - виракочи". Они носили одежды из листьев, жили в пещерах и знали единого бога - Виракочу. Эти люди очистили землю от змей, хищников, карликов, дикарей и начали возделывать землю. Следующее поколение - "древние люди" - стало возделывать поля, в т. ч. террасы, и проводить каналы, строить дома. "Древние люди" носили одежду из шкур, поклонялись единому богу - грому-молнии в трёх лицах (отец, старший сын и младший сын). Третье поколение - "дикие люди" - размножилось как морской песок. "Дикие люди" умели ткать, жили в каменных домах с соломенными крышами; общественной жизнью управляли вожди. "Дикие люди" строили дороги, развели множество скота, добывали золото, серебро, медь, свинец, олово. У них были развиты ремёсла, имелось постоянное войско, т. к. случались войны из-за пастбищ, полей, вод. Поклонялись они Пачакамаку. Это поколение было уничтожено потопом. Последнее поколение - воины - забросило многие земли предков и расселилось в труднодоступных местах, по вершинам и скалам, построив там крепости. Это были отважные воины и охотники. Покойников хоронили в склепах с едой, одеждой и умерщвлёнными женщинами. Вожди имели по нескольку жён, были окружены почитанием. Своего бога они называли "творец людей". Космогонический миф относился только к последнему этапу человечества. Бог-демиург Виракоча, сотворив светила, немедленно сотворил и нынешнее поколение людей. Кечуа поклонялись земле, наряду с этим существовал и культ воды; озёрам и рекам приносили жертвы, в каждом городе инкской эпохи имелись храмовые водоёмы, где производились ритуальные омовения. Почитались также пума, медведь, лиса; из птиц - кондор, голубь, сокол; из рептилий - змеи, жабы. В земледелии, при первой пахоте и сборе урожая чтились духи растений: Сарамама (покровительница кукурузы), Кокамама (покровительница коки), Асомама (покровительница картофеля) и др. Повсеместно почитались духи, обладавшие сверхъестественной силой - уаки. Души мёртвых уходили в "землю немых", местонахождение которой неопределённо. Путь туда лежал через пропасть по волосяному мосту, по которому душу проводили чёрные собаки. Считалось, что мёртвые прорастали и выходили из земли в виде живых людей. Культ предков требовал постоянных жертвоприношений (главным образом маис, морские свинки, ламы). Жертвы приносились и божествам, особенно большие при стихийных бедствиях: кровавые (люди, особенно дети до 10 лет, ламы) и бескровные (кока, маисовая мука и др.). С приходом испанских завоевателей был уничтожен официальный, храмовый культ небесных богов. Тем не менее мифотворчество в индейской среде продолжалось вплоть до 20 в., приняв в значительной мере синкретические формы (использовались сюжеты европейского фольклора и христианского мифа).


Виракоча, Уиpакоча - демиург. С кон. 15 в. культ Виракочи начал вытеснять прежний культ солнца и грома как верховных божеств. По одному из мифов, Виракоча считался первопредком, праотцом всех людей и творцом мира. Согласно варианту космогонического мифа, Виракоча создал в озере Титикака солнце, луну и звёзды. Затем он с помощью двух младших Виракоча сделал из камня человеческие фигуры и по их подобию создал людей, назначив каждому племени свою область. Виракоча и его помощники прошли по всей стране, вызывая людей из-под земли, из рек, озёр, пещер. Заселив людьми землю, Виракоча уплыл на запад.

Инкарри  ("инка-царь") -  демиург. Инкарри родился от солнца и дикой женщины; он создает все, что есть на земле.  Бог (вариант - король) испанцев взял Инкарри в плен и отрубил ему голову, которая живет под стражей в Лиме или в Куско, тело же похоронено, но когда-нибудь голова и туловище воссоединятся, и в этот день Инкарри возглавит cуд

Инти - солярное божество, олицетворявшееся солнечным диском, тройственное в едином лике, под тремя именами: Aпy Инти ("господин-солнце"), Чэри Инти ("сын-солнце") и Убке Инти ("брат-солнце"). Это отражало принятую кечуа систему родства, по которой ближайшими родственниками человека считались брат и сын. Первоначально Инти был связан с тотемным почитанием птицы (к 16 в. птица играла лишь роль вестника солнца). Верховный инка считался сыном солнца.

Кон -   в мифологии индейцев кечуа, юнка, уарочири бог - "единый, вездесущий, всемогущий и незримый". Кон считался сыном солнца и был первым, кто пришел в те места в начале мира. В теле у него не было костей, и он шел легко и свободно, по своему желанию опуская горы, чтобы сократить дорогу. Он создал людей и дал им съедобные плоды и все необходимое для жизни, но люди прогневали его. Тогда Кон превратил их землю в пустыню, оставив лишь реки, так что с тех пор пропитание приходится добывать тяжелым трудом, строя каналы и проводя воду на поля. Появившийся позднее бог Пачакамак (которому поклонялись индейцы к нач. 16 в.) прогнал Кона, а его людей превратил в животных, создав заново людей и съедобные растения.

Конопа -  дух - хранитель домашнего очага, домовой. Конопой считали небольшой камень или любой предмет необычного вида (вплоть до обрывков ткани или осколков стекла). Лишь некоторые Конопы - охранители хозяйских посевов и скота имели определенную форму: каменные початки кукурузы или клубни картофеля, способствующие урожаю, фигура ламы и др.

Кочамама - божество моря. Почиталась как одна из главных богинь. Горные индейцы, спускаясь на побережье, приносили жертвы Кочамаме с просьбой о помощи и сохранении жизни.

Манко Капак - основатель династии инков. По одному из мифов, четыре брата Айяр - Манко, Аука, Учу и Качи и четыре их сестры - Мама Уако, Мама Окльо, Мама Paya и Мама Кора, бывшие одновременно и их жёнами, вышли из пещеры Пакаритампу и двинулись по направлению к долине Куско. Качи, олицетворявшего необузданную дикую силу, братья заманили обратно в пещеру и завалили выход камнями. По дороге Учу превратился в каменного идола, ставшего позже уакой, Аука также стал уакой в Куско, на том месте, где позднее был построен храм Кориканча - пантеон инков.
      Оставшиеся сестры стали жёнами Манко, который принял титул капак ("великий") и стал основателем династии инков. К кон. 15 в. образ Манко Капака приобрёл черты культурного героя.
      Согласно одной из поздних версий, Манко Капак и Мама Окльо посланы на землю их отцом-солнцем. По приходе в Куско они научили местных жителей ремеслу, ткачеству и др., и те добровольно им подчинились.


Пачакамак ("держатель вселенной") - бог-создатель у индейцев побережья Перу, у кечуа Пачакамак отождествлялся с Виракочей. Согласно мифу, Пачакамак - сын солнца, был оскорблён тем, что первая женщина обратилась за помощью не к нему, а к его отцу. Когда у неё родился ребёнок, тоже сын солнца, Пачакамак разорвал его на части и сделал из них съедобные растения. Однако бог солнца воскресил младенца и назвал его Вичамой. Вичама вырос и ушёл путешествовать, в его отсутствие Пачакамак убил его мать и создал людей. Разгневавшись, Вичама вместе с солнцем превратил людей Пачакамака в камни, а нынешние индейцы произошли из посланных солнцем золотого, серебряного и медного яиц.
      По другой версии, Пачакамак вступает в борьбу с Коном и изгоняет его. Людей Кона Пачакамак превратил в животных, после чего сделал новых и снабдил их съедобными растениями. Как даритель плодородия, Пачакамак почитался выше всех божеств. По одному из мифов, Пачакамак - супруг Пачамамы.


Пачамама, Мама Пача ("мать-земля") -  одно из главных женских божеств; хотя оно и не вошло в состав верховных божеств, но в этногенетических мифах образ Пачамамы играет ведущую роль. По некоторым мифам, из лона Пачамамы вышли все люди. Каждое поле имело идола Пачамамы в виде продолговатого камня. При пахоте совершалось возлияние в честь Пачамамы кукурузным пивом - чичей, идол посыпался кукурузной мукой для того, чтобы Пачамама дала хороший урожай.

Сарамама - женское божество, покровительница кукурузы. Изображалась в виде стеблей кукурузы, одетых в женское платье («мать маиса», зачинающая и порождающая новый урожай); высеченных из камня початков кукурузы, хранившихся в домах как конопы; двойного початка, подвешивавшегося на поле между стеблей кукурузы, который индейцы с песнями и танцами заклинали дать хороший урожай, а потом торжественно сжигали; початка необычной окраски или с зёрнами, расположенными спиралью (водружался в амбаре поверх собранных початков для охраны).

Уака - в мифологии кечуа дух, святыня, обладающая сверхъестественной силой. Уака может быть любого вида — храм, идол, ритуальный сосуд, камень необычной формы и др. Личная уака была как бы духовным двойником человека. 

Источник:
Мифы народов мира под ред. С. А. Токарева

Комментариев нет:

Отправить комментарий