суббота, 25 мая 2013 г.

Баал


Баал (Бел, Балу, Ваал ) — общий эпитет «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов. Также имя божества в Финикии, Ханаане и Сирии, который почиталсякак громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба и солнца.

Слово "Баал" могло относится и к богу, и к людям-чиновникам. В некоторых текстах его употребляют вместо имени Хадад, бога дождя и грома, поскольку последнее считалось священным и произносит его могли только жрецы. Также и слово "Баалат" могло относится к нескольким богиням

Баал-Хадад - бог дождя и грозы , сын Эла, в угаристкий текстах оба они часто ассоциируются с быком, как символом силы и плодородия.

Баал Тира - Мелькарт, сын Эла, покровитель города Тир.
Баал Хамон ("правитель толпы") - верховный бог Карфагена, исследователи идентифицируют его с Элом или Дагоном. Его священным животным считался баран.  По другим данным бог солнца (ср. на иврите хамма, «солнце»; имя связано со словом хамман, обозначавшим специальные алтари для воскурений, возможно, Баал-Хаммон).  Отождествлялся также  с Сатурном и Юпитером. Супругой частой считалась Тиннит. Трон божества обычно украшали керубы, крылатые звери с человеческими головами. Атрибутами также были колос или сосновая шишка.

Баалшамем , Баалшамин (арам. bclsmn), Баалсамин (араб.), букв. «хозяин небес»]— владыка неба. В ряде случаев, видимо, выступает как бог солнца.
Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Крон (Эл) принёс в жертву Урану (Баалшамем) своего сына. Почитание Баалшамема было широко распространено в Сирии с кон. 2-го тыс. до н.э.; в ханаанейско-арамейском пантеоне Баалшамем стал верховным божеством. Отождествлялся с Зевсом и Юпитером в эллинскую эпоху (его местными вариантами являлись Зевс Гелиополитанский и Юпитер Долихенский, культы которых приобрели в этот период большое значение, в т.ч. и за пределами Сирии).
В Пальмире Баалшамем — глава триады богов (помимо Баалшамема в неё входили Малакбел и Аглибол).
Судя по элитетам Баалшамем («великий и милосердный», «добрый и воздающий»), вокруг его культа в 1-3 вв. н.э. складывалось религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии.
Почитание Баалшамема было засвидетельствовано в Эдессе ещё в 5 в. н.э. В древнеарабской мифологии Баалшамем (Баалсамин) почитался в Набатее и у сафских арабов.

источник: Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева

Комментариев нет:

Отправить комментарий