пятница, 24 мая 2013 г.

Карельская и финская мифология

Финский и карельский язык принадлежат к ветви финно-угорских языков уральской языковой семьи. Наиболее известным источником карело-финской мифологии является эпос "Калевала" составленный и обработанный на основе фольклора Элиасом Лённротом. Данный источник по мнению ряда исследователей нельзя считать полностью аутентичной мифологией, так как он хотя и создан на основе фольклорных источников, является также авторским произведением. 

Вяйнямейнен -  культурный герой, демиург, шаман. Эпитеты: "песнопевец", "прародитель". В карело-финских рунах  главный герой, сын Ильматар(1).
В эпосе "Калевала" (Э.Лённрот)
Сватовство и путешествие в Похъёлу
В результате песенного и магическогосостязания с Ёукахайненом Вяйнямейнен получает обещание того, что тот отдаст ему в жены свою сестру Айно. Айно не хочет выходить замуж за старого Вяйнямейнена и тонет в море. Вяйнямейнен ловит семгу и хочет приготовить его, но рыба оказывается русалкой, в которую превратилась утонувшая Айно и которая сообщает что хотела стать женой Вяйнямейнена, но в результате его действий уплывает в море. Мать советует ему искать жену среди девушек Похъёлы. По дороге туда Вяйнямейнен  настигает стрела Ёукахайнена и он падает в море, ему доносит до Похъёлы орёл в благодарность за то, что некогда Вяйнямейнен оставил берёзу при расчистке поля. Хозяйка Похъёлы Лоухи принимает его, лечит и обещает доставить того домой и дать в жены девушку, если Вяйнямейнен выкует сампо (волшебную мельницу). Вяйнямейнен в ответ обещает прислать Ильмаринена для того, чтобы тот выковал сампо. По дороге домой Вяйнямейнен встречает девушку из Похъёлы и просить её выходить за него замуж, та соглашается при условии выполнения испытаний (разрезание волоса незаточенным ножом, вытачивания жердинок изо льда и т.д.) В процессе выполнения очередного испытания колен ранит топор (направляемый Хийси), Вяйнямейнен пытается остановить кровь заклинаниями, но не вспоминает одного из них, и ищет того, кому оно известно. В результате он находит такого старика, который помнит его и может сделать волшебную мазь для лечения раны. Вернувшись домой Вяйнямейнен отправляет в Похъёлу Ильмаринена с помощью бури.
Создание лодки и путешествие в загробный мир
Так как для окончания строительства первой лодки ему не хватало трёх магических слов, Вяйнямейнен убивает разных птиц и ищет слова в их мозгах и лопатках, а также во рту о оленей и белок. В конце концов он решает узнать их в загробном мире — Туонеле. Хозяйка загробного мир предлагает ему выпить, но он отказывается, т.к. видит в чашке лягушек и змей. Хозяйка погружает его в сон, также плетутся сети чтобы не выпустить из Туонелы обратно. Вяйнямейнен меняя облик все же проникает сквозь сети. После возвращения он сообщает, что многие приходят в Туони, но немногие уходят оттуда, и завещает не обижать невиновных, чтобы не видеть возмездия в загробном мире.
Затем Вяйнямейнен отправляется к Випунену, чтобы узнать слова для строительства лодки. Путь к тому идет через женские иголки и мечи. Вяйнямейнен проникает во внутренности Випунена, и начинает того мучить изнутри, обещая уйти только когда узнает заклинания. Випунен поет множество песен, и Вяйнямейнен наконец соглашается выйти.
Путешествие в Похъёлу и создание кантеле
Вяйнямейнен отправляется вместе с Ильмариненом и Лемминкяйненом в Похъёлу, чтобы забрать источник изобилия — мельницу сампо (ранее выкованную в качестве свадебного выкупа Ильмаринена). По пути из хребта огромной щуки Вяйнямейнен создает музыкальный инструмент кантеле, игра на котором очаровывает всех живущих. Вяйнямейнен с сообщникми похищают сампо, хозяйка Похъёлы преследует их. Во время дальнейшего преследования сампо разбивается и Вяйнямейнен теряет кантеле. Однако мелкие куски сампо выбрасывают волны на берег, Вяйнямейнен собирает их и читает заклинание для обеспечения благополучия своей страны, затем делает новое кантеле из берёзы и волос девицы. Хозяйка Похъёлы насылает на страну болезни, Вяйняменен исцеляет жителей заклинаниями и мазями, затем побеждает насланного хозяйкой Похъёлы медведя.


Ёукахайнен -  В некоторых мифах младший брат Вяйнямейнена, соcтязается с ним, портит его лодку и уговаривает запеть во время путешествия из Похьёлы, что вызывает пробуждение и преследование Лоухи(1).
В эпосе "Калевала"
Житель Похъёлы, лапландец. В процессе песенного состязания с Вяйнямейненом Ёукахайнен увязает в болоте, и просит противника отменить заклинания, обещая взамен отдать ему в жены свою сестру Айно. 

Животные - В эпосе "Калевала" шершень называется "птичкой Хийси"

Ильмаринен  - культурный герой и демиург, кузнец, «кователь небесного железа», который выковывает небесный свод, светила, плуг, меч и др. Часто выступает вместе с Вяйнямёйненом (в некоторых рунах Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Еукахайнен — братья, которые родились от непорочной девицы, съевшей три ягоды)(1.).

В эпосе "Калевала"
(изобретатель кузнечного дела), выковал небо и кровлю воздуху "раньше, чем что либо было".
Создание мельницы изобилия Сампо (2)
Во время сватовства в Похьёле  выковывает в качестве свадебного подарка мельницу сампо «из пушинки лебединой, из кусочка веретенца и из молока коровы, и из ячменя крупинки». Позже ему приходится также вспахать поле со змеями, поймать медведя и щуку в Туонеле, Также Ильмаринен побеждает смерть,  заманив её в железный сундук и спустив на дно моря, в результате чего люди не умирали 300 лет (а потом отыскали смерть).
Похищение и возврат Луны и Солнца (2)
Луна и Солцне сходят с неба чтобы послушать игру Вяйнямейнена. Хозяйка Похъёлы похищает светила и огонь из очагов Калевалы. Ильмаринен пытается выковать новые светила, но они не светят, тогда он начинает выковывать оружие чтобы открыть скалу, в которой спрятаны светила. Лоухи в страх отпускает Солнце и Луну.

Ильматар - в эпосе "Калевала" демиург"дочь воздушного пространства", "мать воды", от которой родился Вяйнямейнен. Ильматар спустилась на волны, после чего начался шторм и Ильматар зачала ребёнка, которого носила 700 лет. Вместе со старцем гор, водяным Хийси, старцем вод и русалками призывается в мифе для защиты от оружия противников.

Космогония - в эпосе Калевала Земля и небо возникли из разбитых яиц(Данный сюжет похож на древнеиндийский космогонический миф). , которые снесла утка на колене Ильматар, когда та в море ожидала рождения Вяйнямейнена. Из желтка появилось Солнце, а из белка Луна. Также появились звезды и тучи. После этого Ильматар стала создавать земной и морской рельеф.
В одном из сюжетов Вяйнямейнен сообщает что "воздух — мать всему на свете, старший брат — водой зовётся, младший брат воды — железо, средний брат — огонь горячий.", а также что небесный бог Укко отделил воду от неба воду, и от воды сушу. А железо появилось от молока девиц возникших на левом колене Укко,

Лемминкяйнен - в эпосе Калевала один из героев эпоса Калевалы. Лемминкяйнен крадет девушку Кюлликки. и берёт с нее обещание не гулять в деревне, в свою очередь обещая не отправляться воевать. Кюллики забывает про обещание, идёт гулять по деревне, и Лемминкяйнен отправляется на поиски новой невесты в Похъёлу и на войну с лапландцами. Лоухи обещает ему невесту если он добудет "лося Хийси". После первой безуспешной попытки Лемминкяйнен после обращения к хозяину и хозяйкам леса  ловит лося. После выполнения этого, ему дают новое задание - убить лебедя Туонелы (загробного мира), но там его кусает змея поднятая из воды стариком, "пастухом в мокрой шапке".  Лемминкяйнен умирает и его разрезают на части и бросают в поток. Мать Лемминкяйнена узнает о гибели сына, отправляется в Маналу, достает части тела и с помощью заклинаний и волшебных мазей оживляет Лемминкяйнена. Позже Лемминкяйнена не приглашают в Похъёлу на свадьбу Ильмаринена, в результате обидевшись Лемминкяйнен приезжает в Похъёлу, сражает с хозяином страны и убивает его. Чтобы спрятаться от мести жителей страны, отправляется на остров и там соблазняет почти всех девушек и вдов. Вернувшись опять отправляется воевать в Похъёлу.

Маахисы («жители земли»), маанвэки («земной народ»), мааналайсы («подземные») - подземные духи, а также духи лесов, гор, холмов, пустырей. Имеют человеческий облик, но одна ступня у них повёрнута назад, могут иметь красивых дочерей. Принимают вид лягушки, ящерицы, горностая, кошки и других животных. Путь в их страну ведёт по муравьиным тропам, через озёра и источники. Попавший в подземное царство не должен есть пищи духов, иначе он не вернётся на землю или, вернувшись, обнаружит, прошло в 50 раз больше времени, чем ему казалось. Маахисы похищают детей и скот. По поверьям заблудившийся должен был вывернуть наизнанку одежду, а заночевавший в лесу — оставить приношение (молоко, мёд, зерно и т. п.) на тропе маахисов y дерева или священного камня. Маахисы благосклонны к тем кто не мучает домашних животных, и кроме того сами держат волшебных коров.Тому, кто выдал дочь за этих духов, они подносят богатые дары. Прежде чем строить дом, надо выкупить землю у маахисов, закопав в ней монету. В эстонской мифологии соответствуют маалусам (1.).

Манала, Туонела,  - загробный мир, расположенный на северной окраине мира и одновременно под землёй. Река этого мира протекает в глубоком ущелье, её воды — быстрый поток мечей и копий; через нее ведёт мост-нитка, на другом берегу умершего поджидает страж с железными зубами и тремя псами. Погружение в воды этой реки означает смерть(1).

Марьятта - в 50-й руне Калевалы(2) Э. Лённрота девушка, которая будучи подчеркнуто скромной, зачала ребёнка после съедения ягоды брусники. После рождения ребенка в лесном домике (хлеву) он пропадает. Марьятта справшивает о местонахождении ребёнка у Звезды, Месяца и Солнца. Светила сообщают, что это ее сын установил ход их движения. Ребенок между тем находится в болоте, его отказываются крестить так как он заколдован, а Вяйнямейнен заключает, что т.к. ребенок родился от ягод и найден в болоте, его надо оставить на лугу среди ягод или разбить ему голову палкой в болоте. Младенец упрекает Вяйнямейнена в глупости, и тот покидает Калевалу, оставив кантеле. В данном сюжете очевидна отсылка к христианству.

Похьёла - северная страна, иной мир («страна людоедов», «злая страна»), "страна тумана", также отождествляется со страной лапландцев(2). Ассоциируется с подземным загробным миром — Маналой. Хозяйкастраны - Лоухи (фин. louhi, «скала», «камень») — старуха-колдунья. Лоухи похищает солнце и месяц, огонь из очагов страны Калевалы, сампо, прячет похищенное в основании скалы Похьёлы.


Сампо -  источник изобилия, чудесная мельница. Сампо намалывет множество хлеба, соли и денег.  Руны о сампо исполнялись во время календарных праздников(1). В эпосе Калевала выкована Ильмариненом в качестве свадебного выкупа (вена) за дочь хозяйки Похьёлы, к которой он сватался (иногда за Вяйнямёйнена, который попал во власть хозяйки Похьёлы).

Пеллервойнен - "сын поляны", который засевает землю разными растениями.

Растения - В эпосе "Калевала" дуб называется "божьим деревом", рябина вырастает на святых местах

Суонетар - В эпосе "Калевала" богиня жил, к которой обращается мать Лемминкяйнена для соединения частей тела.

Таара (эст.), Tуopa, Туури (финск. и карельск.) - бог неба и грома. Первое упоминание о культе Таары, покровителя сражений, встречается в «Хронике» Генриха Латвийского (13 в.): Т. родился на горе в красивой роще; к нему обращались осаждённые крестоносцами эсты, приносили в жертву скот в священных рощах. В западной Эстонии в честь Таары устраивались ритуальные бои и танцы.

Укко (карельск. и финск.), Исянен, Уку (эстонск.), Ванамеес, Ванем («старик, дед, старший»), Таеватаат («небесный дед»), - верховный бог, громовержец. Представлялся в виде старика с седой бородой, в голубой накидке, разъезжающего на колеснице по каменной небесной дороге. Атрибуты Укко— молния, топор, меч. Укко поражает громом и молнией злых духов, которые могут скрыться от этого в воде. Также Укко хранитель скота, помогает молоть хлеб и добиваться урожая. Святилищами У. были рощи и камни, которым молились об излечении от болезней и о хорошем урожае. М. Агрикола (16 в.) описывает священный брак Укко и его жены Рауни.

Хийси - лесной дух, великан, чёрт.  М. Агрикола (16 в.) упоминает Xийси как духа леса, приносящего удачу в охоте. В поздних финских мифологических сюжетах Xийси — привидение, дух умершего, появление которого предвещает смерть, или великан. Также Хийси мог считаться покровителем скота. Его атрибуты — жеребёнок, лось. Образ имеет общие черты с балтийским вяльнясом.

Юмала - общее наименование божества, сверхъестественного существа, прежде всего духа неба. Позже слово стало обозначать христианского бога.

Источники:
1.Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
2.Калевала, Элиас Лённрот, перевод Л. Бельского

Комментариев нет:

Отправить комментарий