пятница, 22 декабря 2017 г.

Мифология бенуэ-конголезских народов

Бенуэ-конголезские языки - ветвь нигеро-конголезской макросемьи. На бенуэ-конголезских языках разговаривают более 350 миллионов жителей Африки.

Боги и духи

Боги -  во многих мифологиях есть представление о верховном божестве, которое является творцом мира и первопредком, но для решения повседневных проблем принято обращение к второстепенным богам или духам (например духам предков у кикуйю и других народов). У ганда согласно мифам, почти все божества прежде были людьми. Верховное божество существовавшее в самом начале как правило порождает божество неба и богиню земли, дети этой пары становятся богами различных явлений.

Духи, локальные божества - у ганда существует множество богов или духов рек, озёр, холмов, лесных божеств и духов. Часто они имеют облик животных - лев, питон. Духи предков  могут вселятся в медиумов

Духи предков - особое значение имеют духи предков, ими как правило считаются родственники по восходящей линии, но в редких случаях "предком" может стать и человек без детей, но заботившийся о семье. Также для получения после смерти статуса предка, необходима нравственная и долгая жизнь, смерть от естественных причин. Духи предков служат посредниками между своими потомками и богами, помогают потомкам, давая им подсказки в снах. Постепенно духи предков перевоплощаются в своем роду.

Духи болезней - у ньоро один из методов лечения болезни - спрашивать духа (вселившегося в больного) о том, чего он хочет. Излечившийся таким образом человек может впоследствие стать медиумом.


Главные божества, божества неба. 

Абаси (Абасси) - у ананг, эфик (Нигерия) верховный бог и творец, живет на небе. Имеет двойственную природы - "бог вверху" Абасси Оньонг, и "бог внизу" Абасси Исонг. Согласно  вервания эфик, люди могут связываться с верховным божеством через Абасси Исонг. Ананг представляют Икпа Исон в виде богини плодородия и духа земли. Посредниками между людьми и Абасси также выступают 54 духа, которые приносят ему жертвоприношения. Абасси создал людей, но не хотел разрешать им жить на Земле, однако его жена Атаи настояла на этом. Абасси соглашается но с условием, чтобы люди не добывали сами себе еду и не имели детей, но первая женщина начинает заниматься земледелием, и ее еда кажется ее мужу более вкусной чем та, которую дает Абасси.  Атаи в наказание посылает смерть на Землю.

Вамара, Вамала - глава пантеона богов у бантуязычных народов Межозерья (живущих в Уганде и др.). Принимает участие в сотворении мира, поручая подчиненным ему божествам те или иные области созидания. Например, Ирунгу, божество охоты, создал по приказанию Вамары горы, леса и некоторых животных; Казоба («солнце») — солнце, луну и свет; Ханги — звёзды и небосвод; Мугаша — воду, ветер, банановое дерево; Ругаба — людей и скот. Существуют мифы о том, что Вамара был земным царем-волшебником, а также, что Вамара и Мугаша и Ирунгу дали людям скотоводство и земледелие.

Гулу - у ганда бог неба

Калунга, Карунга, персонаж, широко распространённый в мифологии народов Западной Тропической Африки, а в Восточной Африке - у амбо, луба, конго, мбунду, чокве и некоторых других бантуязычных народов. Калунга объединяет черты первопредка и отчасти громовника.
Калунга  связан с "нижним миром", миром предков (в случае чьей-либо смерти говорили: "Его взял Калунга"). Он - отец всех предков, с их помощью правящий миром, предки - его слуги. Калунга является создателем мира и первых людей, которых он "вызывает" из земли, скалы, священного дерева, термитника и т.п. Калунга характеризуется и как громовник, носит чёрную одежду, и ему приносят в жертву черного быка.

Катонда - у ганда бог-творец, создавший богов, людей и весь мир. По одной из версий мифа, Катонда породил Кинту и повелел ему вместе с женой спуститься на землю.

Маори - бог-творец у каранга. Maori создал на дне озера мужчину Mwuetsi ("Месяц"); тот вышел на пустую землю; бог дал ему жену Mossassi ("Утренняя Звезда"), она родила растения; забрал ее, дал жену Morongo ("Вечерняя Звезда"), она родила домашних животных; наутро после повторного совокупления родила сыновей и дочерей, те сразу же стали взрослыми; бог предостерег от дальнейших совокуплений, но Мвуэтси не послушался; жена родила хищников, змей, скорпионов; затем велела мужу брать в жены их взрослых дочерей; сама спала со змеей; Mwuetsi захотел с нею спать, змея была под ложем, укусила его, он заболел, дожди прекратились; его дети его задушили, сожгли, Моронго тоже убили, выбрали другого правителя

Мбомбианда, Мбомбиванда, Вангилонга, Нзакомба, в мифологии бантуязычных народов группы монго-нкундо демиург. Мбомбианда невидим, как и души, которые попадают к нему после смерти. Согласно мифам, Мбомбианда создал мир - сначала деревья и растения, потом солнце и луну, всех животных, птиц и рыб. Впоследствии он сотворил источник вод, породивший все реки и ручейки. Мбомбианда создал женщину по имени Боала и заботился о ней, как о своей дочери. Забеременев чудесным образом, она родила мальчика, которого Мбомбианда назвал Мбонгу. Когда Мбонгу вырос, Мбомбианда создал для него женщину Мбомбе и велел им уйти с неба на землю, жить вместе и рождать детей.

Мвари ("отец", "породивший") - верховное божество, источик жизни у шона( междуречье Лимпопо и Замбези) . Также Мвари , Mвали, Мнвали, Унвали, Моари, Moали, Mнаpи. Предок-громовник (аналогичен Мулунгу, Калунге). Согласно мифам, Мвари живет на горе предков, в пещере, в месте погребения предков. Мвари - податель дождя, может покарать засухой. Мвари приносят в жертву черный скот (черный - ритуальный цвет дождя). Посредниками между Мвари и людьми являются предки и цари. Он произвел людей на дне озера Дзивоа, затем первые люди породили в подземных водах человечество и растения. Мвари как предок, выступающий в роли культурного героя, сопоставим с другими культурными героями-предками - с Мукуру (у гереро), Моримо (у суто), Ункулункулу (у зулу).  Согласно представлениям шона, земля принадлежит Мвари, а управляет страной от имени Мвари вождь. Первый вождь племени произошел от Мвари. По одному из мифов, во главе народа по воле Мвари стал самый добродетельный из его сыновей - Чилуме, он получил от Мвари барабаны предков. Чилуме действует соответственно приказаниям Мвари

Мулунгу,  Млунгу, Мурунгу, Мрунгу, Умлунгу, Мвунгу, Муунгу, Мунгу, бог-творец, первопредок и громовник в мифах бантуязычных народов Восточной Африки, живущих в Мозамбике, Малави, Танзании, Кении (яо, ньяса, макуа, ньянджа, чвабо, сена, шамбала, зарамо, гого, нгони, суахили, камба, гирьяма и др.), а также в мифах амбо (Намибия) и некоторых народов Заира.  Согласно мифологическим представлениям макуа, Мулунгу - демиург: вызывает из отверстий в земле сначала людей, а потом другие создания. В мифах камба Мулунгу спустил одну человеческую пару из туч на скалу, где ещё остались их следы. Другая пара вышла из термитника (местожительство предков). В мифах сена (западные ньянджа) и ньяса Мулунгу живёт в небе, иногда спускается на землю. О дожде говорят - "Мулунгу идёт", о громе - "Мулунгу гремит".

Нгаи - у бантуязычных народов кикуйю (гикуйю) и камба (Кения), заимствовавших у масаев имя божества, громовник, божество дождя. Дождь, молнии, гром, радуга - проявления Нгаи. От него зависят здоровье и жизнь людей и животных. Стихийные бедствия, засухи, эпидемии и т.п. объясняются гневом Нгаи Для его умилостивления совершаются жертвоприношения. Спускаясь на землю, Нгаи останавливается отдохнуть в своих временных жилищах на высоких горах, чаще всего - на горе Кения (на языке кикуйю - Kere-Nyaga, "гора сияния"), которую он сам и создал. Соответственно кикуйю называют его Мвене-Ньяга ("сияющий"). Жилища Нгаи находятся также на "горе большого дождя" (на востоке), "горе ясного неба" (на юге), "горе сна или тайного убежища" (на западе).Нгаи научил людей добывать железо; установил, что кикуйю и камба должны заниматься земледелием, масаи - скотоводством,  ндоробо - охотой.

Нзамби Мпунгу - верховный бог-творец у баконго, невидимый и всемогущий. Участвовал в сотворении каждого существа и каждой вещи. Он не нуждается ни в чем, и поэтому ему не поклоняются (но могут  привестствовать как творца всего во время обрядов).

Ньямбе, Нзамби, Ндьямби, в мифологиях многих бантуязычных народов Южной и Центральной Африки первопредок, демиург и культурный герой. Согласно мифам луйи, лунда,  создал всю живую и неживую природу. В мифах лунда называется река Катукангоньи или Катокангоньи (в Конго), где Ньямбе (Нзамби) создал животных, деревья, сотворил или породил первых людей, дал людям собаку и т.п. Сначала люди жили там, где были созданы, а потом, по совету Ньямбе, все, кроме предков лунда, разошлись в разные стороны, перед уходом посадили дерево предков - муйомбо. Ньямбе послал людям смерть в наказание за нарушение его запрета: он не разрешил им спать, когда луна находится на небе. По мифу луйи, Ньямбе жил когда-то под землёй, но затем, испугавшись, что Камону, первый человек, убьёт его, он поднялся в небо, где и живёт, спускаясь на землю по радуге.

Обаси-Оса, в мифологии экои (Южная Нигерия) бог неба, громовник. От него исходят молнии, гром, разрушительные ливни, он - хозяин всех вод; он же посылает горячие солнечные лучи; солнце - его вестник. Обаси-Оса - демиург, создавший мир; привёл на землю первую созданную им человеческую пару и научил их всему. По другим версиям, мир создали бог неба Обаси-Оса и богиня земли Обаси-Нси. При жертвоприношениях экои обращались к Обаси-Оса и Обаси-Нси как к отцу и матери. Каждое утро молились солнцу, вестнику Обаси-Осы, протягивая воду в калебасе вверх - к небу и наливая её на землю - для Обаси-Нси.

Обатала ("господин белой одежды") - у йоруба создатель из глины первой пары людей, бог, управляющий небесным сводом и миром. Обатала был создан "хозяином неба" Олоруном, который затем передал ему управление. Вместе с женой Одудува Обатала породил божества, олицетворяющие землю и воду, от союза которых произошёл Орунган.Обатала создаёт ребёнка в чреве матери. Белый цвет считается посвящённым Обатале. В некоторых вариантах мифов роль Обаталы играет Ориша Нла.

Обумо, в мифологии ибибио (юго-восточная Нигерия, низовье реки Кросс) громовник; по некоторым мифам, - верховное божество, создавшее небо и землю, а затем передавшее управление миром другим божествам и духам, оставив за собой распределение сезонов и др. Обумо - сын и супруг Эка Абаси (согласно другой версии, её супруг - Эте Абаси). Вместе они породили всё сущее, в том числе предков всех народов земли. Обумо покинул землю в давние времена и поднялся в небо. Из своего жилища в облаках он направляет на землю своих посыльных - дождь, ураган, молнию, гром, орла и др.

Огбора (Огбова) - верховное божество народа бини (Бенин), уступает свое место сыну Оса, оставив за собой надзор за «нижним миром». Оса живёт в небе. Молитвы к Огбора обращают через Оса. Оса помогал отцу в сотворении неба и земли, а вместе со своим сыном божеством Огиву участвовал в создании первых людей: Оса дал людям дыхание, а Огиву — кровь (так же как и соки — растениям). Оса дарует людям долгую жизнь.

Олорун - верховный бог у йоруба (орун - небо, ол - показатель владельца). Глава пантеона ориша. Олорун передал управление небесным сводом и миром созданному им Обатале. Употребляются следующие эпитеты Eleda— творец; Alaye— живущий; хозяин жизни; Elemi— хозяин дыхания; Alagbara gbagbo—всемогущий; Oluwa— господь. К Олоруну обращаются нерегулярно, только во время больших несчастий, когда попытки обращения к другим богам не увенчались успехом.

Ориша Нла ("великий бог"), в мифологии йоруба глава всех божеств, подчинённый, однако, Олоруну. Вначале мир был болотистым и пустынным, а боги во главе с Олоруном жили на небе, откуда спускались вниз по паутине. Ориша Нла создал землю по указанию Олоруна в течение четырёх дней (йоруба установили четырёхдневную неделю, каждый день которой посвящён какому-либо божеству, а пятый день - день почитания Оришаа Нла). Место, с которого началось сотворение земли, назвали Ифе, "широкий", "обширный"; Ифе - священный город йоруба и древнейшее из йорубских городов-государств. Ориша Нла снова был послан Олоруном на землю, чтобы посадить деревья и дать людям пищу и богатство. Ориша Нла участвовал также в создании людей; он формовал из земли тела человеческих существ, а оживлял их Олорун.

Руханга - у ньоро (Межозерье) божество, демиург и культурный герой. Согласно мифу, по приказанию Руханга его брат Нкья стал первым обитателем земли. Руханга показал ему, как срезать деревья и травы и как построить себе хижину, создал коров, сосуд для молока, тыквы.
По другому варианту мифа, у Руханга было двое сыновей-близнецов, которых он послал на землю. Один из них, Кагаба, участвовал в творении вместе с Руханга и служил посредником между ним и людьми. Другой брат стал первым человеком и получил от Руханга жену. Оба брата жили на земле, окутанной тьмой и холодным туманом, пока Кагаба не создал солнце, луну, ночь и сон. Затем он соорудил хижину и снабдил оставшегося на земле брата семенами тыквы для посева.

Cоку, в мифологии народа нупе (Центральная Нигерия) божество неба, демиург. Посредником между Соку и людьми в некоторых вариантах мифов выступает легендарный первый царь нупе Тсоеде (или Едеги, Едиги), выполняющий роль культурного героя.  С ним связывают появление дождя, а также гадания.

Хувеане, Хубеане, Хобиане, Чувеане, Кхутсоане, Кудьяне-Косане, в мифологии некоторых бантуязычных народов божество («великий бог»), первопредок («первый человек»), демиург, трикстер. Имя его отца — Хуве, или Хове (отсюда и Хувеане — уменьшительное от Хове); в других вариантах отца Xувеане зовут Ходи, Ривимби или Левиви; по иным версиям, Xувеане — сын Моримо. Жилище Xувеане — в небе, но он спустился с неба, чтобы сделать землю и людей. Затем поднялся вверх по вбитым в небо колышкам.

Чи, Чуку - в мифологии игбо (Нигерия, район между реками Нигер и Кросс) божество женского пола, породившее главных богов. Чи создала людей и животных. Её дочь — богиня земли Але, сыновья — громовник Амаде Онхиа (по некоторым вариантам, супруг Але) и небесное божество Игве. Согласно другим версиям, Чи (в этом случае мужского пола) — супруг Але.

Wele Xakaba - верховное божеств у лухья, творец мира и людей


Божества Земли и плодородия

Але, Ала, Ана, Ани, Айя, в мифологии игбо (Нигерия) богиня земли и плодородия,
дочь (в вариантах жена) Чи. Также богиня загробного мира. Але создала землю и растительность.Среди первых созданных Але деревьев были ироко, одала, акпо и кола, плоды которого используют для жертвоприношений духам. Але считается матерью народа игбо, хотя души игбо исходят от Чи. Символ Але - черепаха. По некоторым мифам, супругом Але является громовник Амаде Онхиа (Амад-он-гха,
Амадонгха), символ которого - змея; в других вариантах он - её брат. Их общий символ крокодил (существуют изображения Але и Амаде Онхиа - из камня и глины). 
Посыльный Але и Амаде Онхиа на землю - Абара. Как слуга Але он держит в одной руке траву, в другой - меч; наказывает людей от имени Але. На его рогах - птицы. Главный предмет культа Але - огромный барабан, в который били во время войны и на который складывали головы врагов.

Ама - в мифах джуку божество создатель (-ница) Может представляться как мужчина или женщина. В женском аспекте - богиня земли, супруга бога неба Чидо. Ама вылепила человека из глины, а Чидо вдохнул в него жизнь. При этом Ама создала землю, небеса и всё живое. Также считается богиней загробного (подземного) мира.

Исонг  ("мать-земля"), в мифологии ибибио (юго-восточная Нигерия) богиня, дающая плодородие. Её символ - панцирь черепахи. В некоторых мифах Исонг отождествляется с Эка Абаси.

Китака - у ганда божество земли

Обаси-Нсй, в мифологии экои (Южная Нигерия) божество земли (иногда мужского, иногда женского пола). Обаси-Нсй обеспечивает плодородие. Как божество нижнего мира Обаси-Нсй живёт под землёй, куда уходят умершие. Согласно некоторым мифам, Обаси-Нсй, богиня земли, в паре с богом неба Обаси-Оса, как мать и отец, создали мир и все вещи; затем они разъединились.

Одудува, Одуа, в мифологии йоруба жена Обаталы, богиня плодородия земли и любви. Обычно её изображали женщиной, сидящей с ребенком. Одудува и Обатала породили божества, олицетворявшие землю и воду (от них затем родился бог воздуха Орунган).

 Отау - персонификация земли и плодородия у народа бини (Бенин)

Эка Абаси («богиня-мать»), в мифологии ибибио (юго-восточная Нигерия, низовье реки Кросс) божество, прародительница. Вместе со своим первенцем громовником Обумо Эка Абаси породила предков всех народов земли (в варианте её супругом является Эте Абаси).


Культурные герои, первопредки

Абуа - у народа абуа (Нигерия) первый человек, которого вместе с женой Egupe послал на Землю верховный бог Аке.

Камону, в мифологии бантуязычного народа луйи (Замбия) первый человек и культурный герой. Согласно мифам, демиург Ньямбе, живший под землёй, создал леса, реки, животных, а также и первую человеческую пару - Камону и его жену. Но вскоре хитрость и ловкость Камону стали вызывать беспокойство у Ньямбе. Ньямбе вырезал себе миску из дерева, то же сделал и Камону. Вслед за Ньямбе стал ковать железо и Камону. Затем Камону выковал копье и стал убивать животных. Ньямбе испугался, что Камону доберется и до него, и поднялся в небо по паутине.

Кигва -в мифологии бантуязычного народа ньяруанда (Руанда) предок и первый царь, выступающий (наряду со своим братом Лутутси) в роли культурного героя. Чудесно рождется из глиняной фигурки созданной божеством Имана для бесплодной женщины, которая затем получила от Имана сына Лутутси и дочь Ньинабатутси ("мать народа тутси"). Кигва и Лутутси стали искусными охотниками, а Ньинабатутси лучше всех плела циновки, изготовляла корзины, готовила пиво. Они также получили от Имана огонь - молнию, семена полезных растений, кузнечный молот и мехи, мотыгу и другие необходимые орудия. Этими навыками они впоследствии поделились с другими людьми.

Моримо   ("дух предка"), Mуpимо, Модимо, Молимо, Млимо, в мифологии народов суто-чвана (Лесото) первопредок, первый человек. Согласно мифу, Моримо  вышел из пещеры вместе с первыми людьми и животными. По другому мифу, Моримо  живет в земле. Он заставил все племена выйти из тростникового болота. Каждое племя получило свой тотем.

Мукуру  ("очень, очень старый", "прапредок"), у гереро мифический первопредок, культурный герой, демиург. Согласно мифам, первые люди - Мукуру и его жена - вместе с крупным рогатым скотом вышли из священного дерева Омумборомбонга. В некоторых вариантах Мукуру не отождествлялся с  первыми людьми, он повелел людям и животным выйти из дерева, а птицам и рыбам из горы. Мукуру ввёл жертвоприношения, табу, обрезание, церемонии инициации, передал своим потомкам священную утварь.

Руганзу, Луганзу, в мифологии народов Руанды культурный герой. Руганзу ввёл различные полезные растения — фасоль, батат, банановые деревья, в стране появились домашние животные. Он также научил людей плавить руду, строить дома, варить пиво. С ним связано возникновение водопадов, скал. Благодаря ему образовался естественный мост на реке Рузизи, соединяющей озёра Киви и Танганьика. Руганзу. выступает также в роли мифического царя, способствовавшего объединению государства Руанда.

Ункулункулу («очень, очень старый», от кулу, «старый»), в мифологии бантуязычного народа зулу первопредок, культурный герой. Согласно мифу, выйдя из тростника, Ункулункулу как двуполое существо порождает первых людей. По другому мифу, тростник породил первых людей: Ункулункулу и его жену. В некоторых вариантах Ункулункулу вызывает первых людей из тростника. Ункулункулу научил людей добывать огонь, пользоваться орудиями, возделывать поля. Люди получили от Ункулункулу скот, стали есть мясо и пить молоко. Ункулункулу дал названия всему сущему (солнцу, луне, огню и др.). Он определил занятия мужчин и женщин; установил обычаи и порядки; ввёл обрезание, обряд жертвоприношения. С Ункулункулу также связывают происхождение смерти. Ункулункулу отправил к людям хамелеона с вестью о том, что они не будут умирать, а вслед за ним ящерицу с противоположным сообщением. Так как хамелеон задержался в пути, ящерица пришла первой

Mwambu и Sela  - первые люди у лухья (Кения), у них родились сын и дочь.


Божества с разными функциями, божества мест
Агемо  - в мифологии йоруба хамелеон, вестник между Олоруном и ориша.

Валумбе - у ганда бог смерти

Ванга, в мифологии ганда божество, отец Мусиси.  К Ванге обращались при болезнях и при различных бедствиях.

Дунгу - у ганда бог охоты

Ифа, в мифологии йоруба божество гадания, мудрости, судьбы. Согласно мифам, Ифа появился на земле в городе Ифе (древнейшем из городов-государств йоруба, их священном центре), но впоследствии обосновался в городе Адо. Жрецы Ифа считались главнейшими среди других. К ним обращались за советом, прежде чем начать войну или пойти на примирение, приступить к постройке дома, в случае бездетности и т.д.

Каумпули - в мифологии ганда бог чумы. Согласно мифам, отец Каумпули - Кайемба, брат царя Джуко, женился на женщине по имени Наку, вопреки предостережениям богов. Когда Наку родила Каумпули- ребёнка без рук и ног, Кайемба испугался и отослал мать и дитя в лодке в соседнюю страну Бусога, однако там её не приняли и по совету жрецов отправили обратно. Долгое время её изгоняли отовсюду, пока, наконец, не позволили поселиться в Бугойя. После смерти Каумпули стал богом чумы.

Кибука,  в мифологии ганда божество войны. Согласно мифам, Кибука - младший брат бога Мукаса; был послан им на помощь царю Накибинге, воевавшему с ньоро. Во время сражения Кибука влетел в облако и оттуда поражал ньоро своими стрелами и копьями. Благодаря его помощи ганда выиграли у ньоро первое сражение. Однако Кибука нарушил запрет Мукаса общаться с женщинами ньоро и увёл одну из пленниц в свою хижину. Узнав его секрет - кто он такой и где находится во время битвы, она ночью убежала к своим. Когда наутро сражение возобновилось, ньоро стали стрелять из луков по облакам и смертельно ранили Кибуку.
После смерти Кибуки богами войны стали сыновья Мукаса - Ненде и Кирабира. Главный из них - Ненде, он даёт советы во время войны и посылает своих представителей в военные походы. У Ненде шесть посвящённых ему жён, которые никогда не покидают ограды храма.


Мукаса - у ганда божество-покровитель царской власти, а также вероятно божество озера.

Мусиси - у ганда бог землетрясений. Сын бога Ванга. Живёт в центре земли. Отец Вамалы и Мукасы.

Огиву — бог молнии у народа бини (Бенин). Он приносит смерть. Его жена — Обиеми, дочь Оса, отличается добротой, её называют «Наша мать»; женщины обращаются к ней за помощью, если хотят иметь детей.

Огун - в мифологии йоруба бог железа и войны, покровитель воинов, кузнецов, охотников (как и Шанго). Огун порождён Орунганом. Железо и земля (поскольку в ней находят железо) считались посвящёнными Огуну. Его символ - нож (в судах клялись на ноже), если клялись именем Огуна, то обычно притрагивались языком к железному оружию. Обычное жертвоприношение Огуну - собака, но в особо важных случаях, например перед началом войны, совершали человеческое жертвоприношение. В дагомейской мифологии ему соответствует Гу.

Ойя - у йоруба богиня реки Нигер

Оке - у йоруба божество гор

Олокун — в мифологии бини (Бенин) и йоруба бог (богиня) реки Бенин и моря, сын или дочь Оса; он посылает дождь, даёт богатство. Олокун порождён Орунганом, его жена - Олоса, богиня лагуны Оса. Олокун живёт в огромном дворце в море, морские духи - его слуги. Однажды Олокун, разгневавшись на людей, решил уничтожить их, затопив землю. И многие погибли, но вмешался Обатала и спас остальных людей. Он связал Олокуна семью железными цепями и вернул его во дворец. Олокуна особенно почитали рыбаки и жители побережья.

Ориша Око -  в мифологии йоруба бог земледелия; порождён Орунганом . Символы Ориша Око - железный жезл и флейта из слоновой кости. Жрицы Ориша Око считались его жёнами. Слугами Ориша Око считались пчёлы.

Орунган, в мифологии йоруба бог воздуха. Произошёл от божеств земли и воды, порождённых Обатала и Одудува. От связи Орунгана с матерью были рождены 15 основных божеств пантеона, вышедших из её разорвавшегося тела: Дада (божество растительности), Шанго, Огун, Олокун, Олоса, Ойя, Ошун и Оба (богини рек Нигер, Ошун и Оба), Ориша Око, Ошоси (божество охотников), Оке (бог гор), Адже Шалуга (божество богатства), Шанкпанна, или Шопона (бог оспы), Орун (бог солнца), Ошу (богиня луны).


Шанго, в мифологии йоруба бог грома и молнии, а также бог охоты и грабежа. Шанго живёт в облаках, в огромном сияющем медном дворце. У него большая свита и много лошадей. За нарушение клятвы и ложь Шанго наказывает молнией (дома, в которые ударяла молния, немедленно подвергались грабежу жрецами и почитателями Шанго; хозяев домов, кроме того, ещё и штрафовали за то, что они разгневали бога. Жёны Шанго — Ойа (богиня реки Нигер), Ошун (богиня реки Ошун) и Оба (богиня реки Оба).

Элегба, Элегбара, Эшу, в мифологии йоруба  божество, наделённое функциями трикстера, в более поздних мифах персонификация зла.

Эсу — бог, олицетворяющий зло и беспорядок у народа бини (Бенин), посыльный богов. В некоторых вариантах он — сын Оса.


Космология

Млечный путь - у фьоти Млечный Путь – дорога похоронного шествия чудовищной звезды, некогда светившей ярче солнца

Солнце и Луна - у большинства банту Месяц – мужчина, Солнце – женщина. У саката, у Месяца две жены, одна сопровождает его на рассвете, другая – Вечерняя Звезда. У конго Месяц сильнее и старше Солнца, суров и жесток, уносит души людей и животных; его жена – Утренняя или Вечерняя Звезда; Солнце – старая работящая женщина, мягка, добра к старикам и ко всем, любящим тепло. У мамбунда в полнолуние Месяц предстает перед своей первой женой-Солнцем, делается больным от ее лучей, умирает; его жена Nehanda (Венера) сопровождает его, возрождает; сама умирает и возрождается; Месяц выходит обновленным; Nehanda в роли вечерней звезды называется также Marinda, а в роли утренней - Massassi. У нгала и нгелима Солнце и Луна соответственно мужчина и женщина; когда Солнце догоняет Луну, наступает тьма (затмение). У паре Izuwa (солнце) – мужчина, Mweji (луна) – женщина, они породили людей; звезды – камешки в руке Луны, когда та советуется с оракулом относительно рождения детей. У камба и конго Солнце и Луна два брата.

1.Мифы народов, мира, под реакцией С.А. Токарева
2.Religion, Altered States of Consciousness, and Social Change by Erika Bourguignon (Editor)
3.Ю.Е. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам
4.Encyclopedia of African Religion (ed.Molefi Kete Asante, Ama Mazama)
5. African Mythology A to Z by Patricia Ann Lynch
6. African Folklore. An Encyclopedia, editors, Philip M.Peek and Kwesi Yankah, Editors

Комментариев нет:

Отправить комментарий