Первыми алхимиками можно считать металлургов, кузнецов и других ремесленников еще доисторического времени, которым были необходимы для работы простейшие сведения о химических процессах. При этом в древности и вплоть до заката алхимии в 18 веке алхимические понятия одновременно с материальным имели символический смысл.
Первые реальные европейские алхимики в полном смысле этого слова вероятно жили в эллинистическом Египте. Одной из первых алхимиков, а иногда и основательницей западной алхимии считают Марию Пророчицу (Марию Еврейку), которая изобрела ряд приспособлений и написала несколько трудов в 1-3 вв. н.э.
Первые реальные европейские алхимики в полном смысле этого слова вероятно жили в эллинистическом Египте. Одной из первых алхимиков, а иногда и основательницей западной алхимии считают Марию Пророчицу (Марию Еврейку), которая изобрела ряд приспособлений и написала несколько трудов в 1-3 вв. н.э.
Продолжая оперировать понятиями 4 элементов античности средневековые философы выделяли "пятый элемент", который иногда отождествляли с философским камнем.
Ртутно-серная теория металлов, характерная для западной алхимии, вероятно зародилась в среде мусульманских алхимиков, которые умели получать киноварь из ртути и серы. По мнению Д. Рида теория явно была связана с аристотелевой теорией о четырех элементах, но огонь стал "серой", а вода "ртутью" ("меркурием"). Ртуть и сера обозначали скорее абстрактные принципы, чем материальные субстанции. Алхимики считали, что если ртуть и сера соединялись в природе под определенным планетарным влиянием получались олово и свинец, если ртуть и сера были очищены, они могли породить серебро и золото, в случае совершенного очищения - философский камень. Философский камень в свою очередь, как предполагалось, мог превращать любой металл в золото.
На связь серы с огнем указывает и ее графический символ треугольник вершиной вверх опирающийся на крест. Символ ртути при этом происходит от изображения кадуцея (жезла Гермеса или Меркурия) и креста. Символ свинца и планеты Сатурн вероятно произошел от серпа Кроноса. Символ олова и планеты Юпитер мог произойти от измененной заглавной греческой буквы в имени Зевс, или от арабской цифры 4. Распространенным символом в алхимической графике были змеи, в частности кусающий свой хвост Уроборос. Несмотря на то, что авторы алхимических трактатов заявляли о своей принадлежности к христианству, змеи несли не отрицательный символизм.
Алхимические серу и ртуть могли называть Осирис и Исида,Солнце и Луна, брат и сестра , мужское и женское, активное и пассивное, даритель и получатель, печать и воск, постоянное и изменчивое, крылатый лев и крылатая львица, лев и орел, красный король и синяя королева, и т.д. Камень, который рассматривался как результат единения мужского и женского приципов, мог называться "ребёнком". Философский камень часто описывали как красный порошок.
Сера и ртуть должны были соединяться с помощью растворителя "герметического потока" (или "ванны философов"), "философской" или "тяжелой" воды. В символическом изображении крылатые лев и львица играли на фоне воды. Также растворитель мог изображаться в виде дракона.
В 9-10 веках в результате получения почти чистого спирта из вина, некоторые алхимики решили что они достигли цели соединения противоположностей - получили "огненную воду", которую также назвали "живой водой".
Мировоззрение средневековых алхимиков во многом опиралось на принципы "Изумрудной скрижали". Апокрифические легенды утверждали, что скрижаль якобы была извлечена из могилы Гермеса Александром Македонским или же Сарой, женой Авраама.
Представления о философском камне, как о объекте возникающем из соединения противоположностей, были намеренно парадоксальными. Так, считалось что его очень трудно получить, но при этом он находится под рукой, ожидая любого кто благодаря алхимическому прозрению сможет его взять. В трактате 1526 года "Gloria mundi" сообщается, что "наш камень" можно встретить на любой улице, но не смотря на всего его достоинства, к нему относятся словно к самой мерзкой вещи.
Процесс получения философского камня назывался "Великое делание" (Magnum opus), в этом процессе могли выделять разное количество и описание стадий. Часто встречалось описание 12 стадий соответствующих знакам зодиака.
1. Овен - обжиг, кальцинирование
2. Телец - застывание, конгеляция
3. Близнецы - закрепление, фиксация
4. Рак - растворение, солюция
5. Лев - вываривание, дигестия
6. Дева - перегонка, дистилляция
7. Весы - возгонка, сублимация
8. Скорпион - отделение, сепарация
9. Стрелец - серация
10. Козерог - брожение,ферментация
11. Водолей - умножение, мультипликация
12. Рыбы - проекция (трансмутация металлов с помощью полученного порошка)
В процессе получения субстанция как считалось должна была менять цвета определенным образом. Некоторые считали что это должны быть черный, белый, желтый и красный цвет, что соответствовало земле, воде, воздуху и огню, а также четырем жидкостям тела (черной желчи, флегме, желтой желчи и крови). Первый черный цвет соответствовал процессу "путрефакции"(гниению) или "мортификации", т.к. существовало представление, что даже совершенный металл (золото) необходимо "подавить" для того чтобы его "зерно" проросло. Материя в стадии путрефакции могла изображаться как черный ворон.
Некоторые алхимики считали, что процесс должен сопровождаться соответствующей музыкой. Однако тщательное исполнение всех процедур в правильной последовательности не гарантировало результата. так как считалось что он может получиться только у чистого сердцем и набожного человека.
Изображение стадии путрефакции из трактата "Splendor Solis" 16-го века |
Во времена Парацельса (первая половина 16 века) началась эра "ятрохимии" (применение химии в медицине). К принципу серы и ртути Парацельс добавил третий принцип - "соль". Парацельс ассоцииировал ртуть с духом, серу с душой, а соль с телом. При этом в его теории душа ("сера") играла роль растворителя, или "герметического потока", который соединял дух и тело. Теория Парацельса tria prima (три первопринципа) могла изображаться графически как треугольник, или три змеи, или море (соотв. телу) с плавающими в нем двумя рыбами (душа и дух). В терминах четырех элементов у Парацельса меркурий (дух) соответствовал воде, сера (душа) воздуху и огню, соль (тело) - земле. Также он сравнивал меркурий с флегмой, серу с жиром, а соль с пеплом.
К 17-18 вв. алхимия постепенно превратилась в современную химию.
Источник:
John Read. From alchemy to chemistry
Комментариев нет:
Отправить комментарий