пятница, 5 февраля 2016 г.

Шумеро-аккадская мифология

Шумеро-аккадская мифология - мифология древних народов (шумеров и аккадцев) междуречья Тигра и Евфрата.
Шумерийцы - племена неизвестного происхождения, населили в конце 4-го тыс. до н. э.  долину Тигра и Евфрата и образовали там города-государства. В каждом городе-государстве имелись свои боги, герои, легенды и особенности культа. Общего пантеона не было до конца 3-го тыс. до н.э., хотя некоторые боги почитались на всей территории (Энлиль, Энки, Ан, Инанна, Нанна, Нингирсу).

Бог-покровитель конкретной общины и отвечающий за плодородие в ней, мог выступать в качестве умирающего и воскресающего бога (Инанна, Энлиль). Условием "воскресения" был "заместитель" попавшего в загробный мир божества. В случае с Инанной таковым становился её муж Думузи (которого в свою очередь заменяла его сестра Гештинанна), в мифе об Энлиле вместо него, его супруги Нинлиль и их первого ребенка Нанны (зачатого на земле) оставались их трое детей (зачатых уже в загробном мире).
О шумерской космогонии сохранились отрывочные сведения. Известно, что небеса "отделялись от земли" (по другим источниках их отделил Энлиль), и в это время Ан забрал небо, Энлиль землю, а Эрешкигаль куру (подземный мир).
Человек создается богами (Энки и Нинма) из глины подземного океана Абзу. Целью этого действия является будущая работа людей на богов, так как боги не умеют вести хозяйство. Существует и другой вариант мифа - о появлении людей из под земли через дыру, которую проделал мотыгой Энлиль.
В шумерской мифологии еще не обнаружены мотивы борьбы старого и нового поколения богов, которые появляются в аккадский период.

Аккадцы (народ восточно-семитской группы) были соседями шумерийцев с древности. Во  2-й половине 3-го  тыс. до н. э. Двуречье было объединено правителем города Аккад Саргоном Древним в «царство Шумера и Аккада» (позднее, с возвышением Вавилона, эта территория стала называться Вавилонией). Шумерская культура была постепенно ассимилирована. Многие аккадские боги имели шумерское происхождение или были отождествлены с шумерскими аналогами (например, Уту и Шамаш). В аккадской мифологии появляется идея смены поколений богов, усиливается стремление к унификации пантеона и выделению "главного бога" (монолатрии).
Некоторые мотивы аккадской космогонии известны только по варианту 4-3 вв. до н.э. в изложении вавилонского жреца Бероса и греческого писателя Дамаския 6 в. н.э. Дамаский приводит несколько поколений богов (Тауте и Апасон и сын их Мумие (Тиамат, Апсу, Мумму)? Лахе и Лахос, Киссар и Ассорос (Лахму и Лахаму, Аншар и Кишар), их дети Анос, Иллинос, Аос (Ану, Энлиль, Эйя). Аос и Дауке (т. е. богиня Дамкина) создают бога-демиурга Бела (Мардука).
В аккадских мифов развиваются демонологические представления о духах-хранителях и о враждебных духах, насылающих болезни. Постепенно уменьшается роль женских божеств. В противоположность шумерскому периоду из влиятельных богинь остаются только Иштар и Гула (богиня врачевания). К концу 2-го тыс. до н.э. образ Энлиля сливается с образом Мардука в единый образ "владыки" Бела. В 1-м тыс. до н. э. Мардука уже начинает вытеснять его сын, бог писцового искусства Набу.
На основании поздних памятников реконструируется вавилонская космология. Вселенная представлялась плавающей в мировом океане. Небеса делились на «верхнее небо Ану», «среднее небо» игигов, и «нижнее небо» видимое людям и еще 4 верхних неба. Из идеи соответствия "верха" и "низа" следовало, что существующее на земле - это отражение небесных звёзд и явлений. Выделялись созвездия, соответствующие Тигру, Евфрату, городам. Правая сторона Луны соответствовала Аккаду, а левая - Эламу. Верх Луны - Амурру, а низ - Субарту. Земля делилась на ярус людей, ярус бога Эйя с океаном пресных вод, и ярус земных богов (или же семи небесам соответствовали семь земель).

Абзу (шумер.), Апсу (аккад.) - мировой океан подземных пресных вод. В шумерской мифологии владыка Абзу - бог Энки, храм Энки называется Абзу ли "дом Энгурры(синоним Абзу)". Подробнее

Адад (Адду аккадск, Ишкур шумерск.) - бог бури, дождя, грома и ветра. Сын бога неба Ану и богини Шалы. Эпитет - "господин плотины небес". Символами были бык и двузубец (трезубец) молнии. Отождествляют с западно-семитским Баал-Хаддадом и хеттским Тешубом.

Алад (шумер.), шеду (аккад.), - тип демона, первоначально нейтрального по отношению к человеку, с конца старовавилонского периода - добрый дух - хранитель каждого человека.

Ан (шумер. "небо"), Ану(м), Ану (аккад.) - одно из главных божеств, бог неба, после завоевания территорий персами стал отождествляться с Ахурамаздой. Подробнее

Анзуд [шумер., аккад. Анзэ (прежнее чтение Зу, Имдугэд, Им-Дугэд), "буря - ветер"] - огромная птица, в образе льва  головой орла, а позже (с 14 в. до н.э.) - просто орла. 
В мифах обычно выступает как посредник между богами и людьми. Подробнее

Антум (аккад.), супруга Ана(Ану),  отождествлялась с Инанной, в других мифах Иштар (Инанна) становится дочерью Ану и Антум.

Ануннаки, анэн(н)а (шумер., предположительная этимология - "семя князя", вероятно, бога Энки) - группа родственных между собой божеств. Подробнее

Асаллухи - в шумерской мифологии божество - покровитель города Куары, сын бога Энки (последнее, возможно, не первоначально), заступник человека при заклинаниях, колдовстве и врачевании, изгоняющий злых демонов. С возвышением города Вавилона и возрастанием роли Мардука  Асаллухи идентифицируется с ним, и традиционные заклинательные формулы, где Асаллухи просит у отца своего Энки совета, как поступить (на что тот отвечает: "сын мой..., всё, что знаю я, всё это знаешь и ты"), относятся к Асаллухи-Мардуку. Асаллухи охватывает человечество взором, умелый кузнец, советник и судья.


Бау, Баба (шумер.) - богиня города Лагаша, и богиня плодородия, целительства. Дочь бога неба Ана и богини Гатумдуг. Супруг - военное божество Нингирсу, покровитель Лагаша. В гимне называется защитницей, создательницей жизни, священной вестницей которая принесла с неба "табличку жизни", принесла дождь и изобилие, любящей правду

Белет-цери (аккад., «владычица степи») - супруга бога кочевников Марту (Амурру), женщина-писец загробного мира. Отождествлялась с шумерской Гештинанной.

Гала (шумер.), гбллу (аккад.) - злые демоны подземного мира, которые требуют исполнения его законов

Гатумдуг,  Нгатумдуг -  в шумерской мифологии богиня-покровительница города Лагаш. В текстах царя Гудеи (22 в. до н.э.)  Гатумдуг- "мать Лагаша" и "мать Гудеи" (он, видимо, считался рождённым от священного брака, в котором роль Гатумдуг выполняла жрица). В тексте "Плач о разрушении Ура"  Гатумдуг названа "старейшей [старухой] Лагаша". Её эпитет - "священная корова".

Гештинанна (шумер.; толкование имени спорно, возможно, "виноградная лоза небес") богиня, возможно, идентична с Амагештин (букв. "матушка виноградная лоза"), богиней из Лагаша, известной с конца 24 в. до н.э. Сестра Думузи, которая отправляется вместо него в загробный мир. Подробнее

Гибил (шумер.), Гирра, Гирру (аккад.) - бог огня. Впервые имя встречается в списках 26 в. до н.э. Имел абвивалентный характер. Сын Энки. К нему обращались для помощи в заклинаниях и разрушении колдовства.

Гильгамеш  - герой эпоса. Предположительно историческая личность - пятый правитель I династии города Урука в Шумере (кон. 27-нач. 26 вв. до н.э.).Подробнее

Дамгальнуна  (шумер., "великая супруга князя"), Дамкина (аккад.) - жена бога мудрости и вод Энки (аккад. Эйя), в Вавилоне также мать бога Мардука.


Даму (шумер.) - бог здоровья; сын богини-целительницы Нининсины, которому она передала волшебство (ме) целительства. Главный город - Исин.

Дуку, Дулькуг (шумер., букв. "священный холм") - место жительство богов. В нововавилонских текстах - место в храме Мардука, где тот "определял судьбу".


Думузи(шумер., букв. "истинный сын") Думу-зид-абзу ("истинный сын абзу"), Дэ узу (аккад.), Таммэз (др.-евр., арам., в греч. передаче - Даозос, Даоннос) - божество-пастух, выступает как возлюбленный Инанны, вероятно божество плодородия. Подробнее

Зиусудра (шумер., букв. "нашедший жизнь долгих дней"), Ут-напишти(аккад., "нашёл дыхание"), герой мифа о потопе. Подробнее

Игиги (аккад.) - группа небесных богов. Шумерское соответствие - "нун-галене" (т.е. "великие князья"), противопоставляемая ануннакам (подземным и земным богам). Иногда назывались 7 игигов (Ану, Энлиль, Эйя, Син, Шамаш, Мардук, Иштар), хотя те же боги могли называться и ануннаками.  

Инанна Иннин, Нинанна (шумер., "владычица небес"; возможно, народная этимология) Иштар (аккад. от "астар" богиня) - богиня плодородия, плотской любви и распри; под именем Нинсианы почиталась также как астральное божество - "звезда утреннего восхода" (планета Венера), одно из главных божеств шумерского и аккадского пантеона.

Кулулу  (шумер.) - спутник бога мировых вод Энки (аккад. Эйя), получеловек-полурыба (человек в верхней части, и рыба в нижней). В новоассирийской глиптике и рельефах в рыбоподобной одежде изображены жрецы - заклинатели культа этого бога. Образ Кулулу повлиял на создание образа Оаннеса известного по рассказам  в. до н. э.

Кур (шумер., букв. "гора", "горная страна", "чужеземная враждебная страна"), шумерские названия - ки-галь ("великая земля", "великое место"), эден ("степь"), Иригаль, Арали (значения неизвестны); аккадские параллели к этим терминам - эрцету ("земля") и "церу" ("степь"), вторичное название - кур-ну-ги ("страна без возврата").  - загробный потусторонний мир. Подробнее

Мардук [аккад., возможно, от шумер. Амар-Уту(к), "телёнок Уту"; иногда имя этимологизируется как Мар-Дуку, "сын Дуку"] - главный бог Вавилона. Подробнее

Ме - в шумерской мифологии ( или parsu в аккадской) - божественные указания (или силы), основополагающие для социальных институтов, религиозных практик, ремесел, поведения, нравов, на которых основана цивилизация (в понимании шумеров). Подробнее

Марту  (шумер., аккад. Амэрру; "аморей", букв. "западный"), Иль-Амэррим (аккад., "бог амореев"), шумеро-аккадское имя бога грозы амореев-кочевников из степей Северной Месопотамии), видимо соответствовал аморейскому Элу. Подробнее

Намтар (шумер., "отрезающий", "резатель", то есть судьба) - олицетворяющий судьбу, посол и советник богини загробного мира Эрешкигаль. Сын Энлиля и Эрешкигаль. Супруга - Хушбиша, Намтарту.

Намму - в шумерской мифологии богиня-прародительница, "мать, создавшая небо и землю", "мать, давшая жизнь всем богам" (постоянный эпитет). Намму - мать бога Энки (по шумерской традиции). В мифе об Энки и Нинмах помогает богине Нинмах в создании людей из глины Абзу. В аккадских текстах почти не встречается.

Нанна, Наннбp (шумер.), Зээн (староаккад., "владыка знания"), Син (аккад.), Суин (староассирийск.) - бог Луны. Подробнее

Нанше (шумер.), в шумерской мифологии богиня города Лагаш; богиня предсказаний, толковательница снов. Подробнее

Нергал (шумер.) - бог подземного загробного мира, супруг богини подземного царства Эрешкигаль.  Подробнее

Ниназу (шумер., "господин врач") - в шумерской мифологии бог подземного царства, сын Эрешкигаль; по другой версии, сын Энлиля и Нинлиль, отец бога подземного мира Нингишзиды. Ниназу - бог-целитель, божество ритуальных омовений. Место культа ко времени III династии Ура - город Эшнунна (впоследствии там почитался бог Тишпак).

Нингаль  (шумер., "великая госпожа"), в шумеро-аккадской мифологии супруга бога луны Нанны, мать солнечного бога Уту (Шамаша). Культ Нингаль уже в кон. 3-го тыс. до н.э. распространился в Сирии. Там её имя возродилось в форме, близкой наиболее ранней шумерской: Никкаль ; под этим именем известна в угаритском пантеоне, где существовал миф о её священном браке с Йарихом (богом луны), а сама Никкаль считалась дочерью "царя летних плодов" Хархабби.

Нингирсу  [шумер., "владыка (владычица) Гирсу"] сын Энлиля. Нингирсу - "верховный пахарь Энлиля", "владыка земледелия". Он следит за порядком на полях и каналах. Подробнее

Нингишзида, Гишзида [шумер., "владычица (владыка?) чистого (святого) древа"], в шумерской мифологии сын бога подземного царства Ниназу. Сторож злых демонов, сосланных в подземный мир (аккадское заклинание), страж (вместе с Думузи) небесных врат бога Ану (аккадский миф об Адапе).  Подробнее

Нинкаси - богиня, основательница пивоварения

Нинлиль - в шумерской религии супруга Энлиля. В шумерской религии Нинлиль - "госпожа открытого поля", или "госпожа воздуха", другие имена - Суд, в ассирийском Mullitu. Также применяется эпитет "мать Земли". Подробнее.

Нинмах, Мах (шумер., с детерминативом Дингир - "госпожа величайшее       божество") - богиня, создавшая вместе с Энки человека из глины Абзу в шумерском мифе "Энки и Нинмах". В аккадском мифе выступает как супруга Энлиля и мать Нингирсу, победителя птицы.

Нинурта (шумер., "владыка земли") -  в шумерской мифологии бог-герой, а также бог земледелия и плодородия, сын Энлиля. Подробнее

Нинхурсаг, Нинхурсанга (шумер., "владычица лесистой горы") - богиня-мать, подробнее

Нисаба - богиня урожая, а также  письменности, чисел, науки, архитектуры, астрономии. Подробнее

Нуску (шумер.), в шумерской мифологии божество, заимствованное аккадцами под тем же именем. Сын и советник Энлиля. В аккадских текстах - в первую очередь божество света и огня. В ново-ассирийский период культ Нуску распространяется в Харране, где его считали сыном лунного бога Сина (шумер. Нанна), особенно там почитавшегося.

Оаннес, в шумеро-аккадской мифологии первочеловек в образе полурыбы-получеловека, культурный герой [Оаннес - грецизированная форма его имени, приводимая историком Беросом, 4-3 вв. до н.э.; шумерское или аккадское имя неизвестно; Оаннес - возможно, от аккад. умману, "мастер", эпитет бога Энки (Эйя)]. Согласно Беросу (миф, лежащий в основе его рассказа, пока не обнаружен), люди жили, как животные, до тех пор, пока полурыба-получеловек по имени Оаннес не вышел из моря и не научил жителей Вавилонии письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию и т.д. 

Сатаран (Иштаран) - бог-свидетель, судья и врач.

«Семерка» (шумер, имина-би, «их семь»), себетту, сибитти (аккад. «семёрка», «семеро») - категория демонов. Чаще рассматриваются как злые демоны, созданные или порожденные богом Аном (Ану) вместе с землёй (Эрцету). В ряде текстов под этим названием подразумевалось доброе божество, сражающееся против злых демонов вместе со своей сестрой Наруду. Ассоциировалось с Плеядами.

Сумукан, Шаккан - бог диких зверей и скота, «царь гор», который получил власть над животными от бога Энки.

Тильмун, Дильмун (шумер.) - счастливый остров и первая страна (идентифицируется с Бахрейнскими островами). В мифах Тильмун - место восхода Солнца, изначально там не было змей, скорпионов, львов, диких собак и волков; «чистая», «непорочная», «светлая» страна, «страна живых», где нет ни болезней, ни смерти. Однако там не было пресной воды, которую бог солнца Уту доставил по приказу бога Энки. Миф о Тильмун содержит многочисленные параллели с библейским повествованием об Эдеме.

Уту (шумер., «светлый», «сияющий», «день»), Шамаш (аккад., «солнце»;) - бог Солнца. Супруга- Шенирда или Суданга (шумер.) (Айя аккад.). Ночью Уту пушешествует по загробном миру, доставляя умершим свет и пищу. Также считался богом справедливости и предзнаменований. Символами в изображениях служили лучи за спиной и серповидный зубчаты нож.

Энки (шумер, «владыка земли», «владыка низа»), Эйя, Эа, Хайа (аккад.) - бог мировых вод, мудрости и магии. Подробнее

Энлиль (шумер., «владыка-ветер»?), Эллиль (аккад.) - бог-воздуха, бог-покровитель Ниппура,среди эпитетов Кургаль («Великая гора», «Могучий утёс», — главный храм Э. в Ниппуре носил название «Экур», то есть «дом Горы»), «владыка всех стран», а также «отец богов» (титул Ана); «владыка, определяющий судьбы», «господин, чьи слова неизменны». Подробнее

Энмешарра (шумер., «господин всех ме»), в шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов. Э. и его супруга Нинмешарра считались предками Ана и Энлиля. У Энмешарры — семеро детей.

Эрешкигаль [шумер., «хозяйка (?) большой земли»] богиня загробного мира; одно из её имён — Кигаль («большая земля», т. е. подземный мир). Старшая сестра Инанны.

Этана (шумер., аккад.) - легендарный правитель города Киша. По легенде орел вопреки союзу о дружбе съедает детеныша змеи. В отместку змея ощипывает орла и швыряет его в яму. Этана спасает орла по совету Шамаша. В благодарность орел поднимает его на небо, чтобы достать лекарство для жены Этаны.  В данном рассказе возможны отголоски шаманского мифа о поиске духа-покровителя в образе животного.


Источники:
Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева.




Комментариев нет:

Отправить комментарий