Инанна, Иннин, Нинанна (шумер., "владычица небес"; возможно, народная этимология), в шумерской мифологии богиня плодородия, плотской любви и распри.
Первоначально Инанна была местной богиней-покровительницей Урука, Забалама и Кулаба. Символ Инанны - кольцо с лентой (косой?), (появляется в изобразительном искусстве Шумера и в ранних пиктографических текстах уже на рубеже 4 - 3-го тыс. до н.э.), другой символ - многолепестковая розетка, может быть, изображающая звезду.
По урукской традиции мифологических текстов Инанна - дочь бога неба Ана, по урской - дочь бога луны Нанны. Инанна сестра-близнец солнечного бога Уту (родового бога династии правителей Урука). Позже Инанну иногда называют дочерью Энлиля. Также в переносном смысле ее называют дочерью Энки (как бога мудрости).
Среди её мужей упоминаются бог - покровитель Киша воин Забаба (местная традиция) и бог-пастух Думузи. Песни посвященные Инанне и Думузи являлись частью праздника, совершавшегося каждый первый день нового года, и связаны с культом плодородия.
Также Инанна называется "супругой" правителя, которая "ведёт его за руку" и назначает пастырем людей.
Образ аккадской Иштар кроме Инанны инкорпорировал ряд других местных шумерских и хурритских богинь. В Уруке культ Иштар долгое время включал оргии и самоистязания, принесение в жертву девственности жрицами. Иштар покровительствовала проституткам, гетерам и гомосексуалистам. Применялись эпитеты "владычица богов", "царица царей", "яростная львица", "Иштар -воительница". В эпосе о Гильгамеше, тот отвергает ее любовь, мотивируя это её коварством в отношении возлюбленных. В ответ Иштар насылает на Урук небесного быка. Аккадский миф о нисхождении Иштар в подземный мир во многом повторяет шумерский, но содержит новые функции богини, как создательницы жизни и помощницы при родах. В северных центрах культа Иштар приобретает значение военный аспект.
В одном мифов ("Энки и Шумер", или "Энки и мироздание") Инанна жалуется мудрому "отцу" Энки на то, что её обошли при распределении божественных обязанностей. Тогда Энки наделяет Инанну любовью к битвам и разрушению, способностью привлекать мужчин и дарит ей всевозможные одеяния (в другом варианте мифа Инанну возвеличивает бог Ан).
В мифе "Нисхождение Инанны в подземный мир". Инанна решает спуститься в подземный мир, которым управляет ее сестра Эрешкигаль. Она предполагает, что та захочет ее убить и оставляет своей советнице Ниншубуру приказ через три дня совершить на "холмах погребальных" обряд оплакивания, отправляться в храмы трёх великих богов - Энлиля, Нанны и Энки и просить у них помощи в спасении Инанны из "страны без возврата".
Кахдый раз проходя через одни из семи ворот загробного мира, привратники вынуждают снять ее какое-либо украшения (ожерелья, пояса и т.д.) в результате она становится беззащитной. , Эрешкигаль направляет на неё "взгляд смерти", и вешает тело Инанны на крюк.
На просьбу о помощи откликается только Энки, он создает из грязи из под ногтей двух существ и отправляет в загробный мир. Они оживляют Инанну, но для окончательного освобождения она должна оставить после себя замену. В итоге в качестве этой замены она указывает Думузи, так как он не горевал (?) в ее отсутствие. Думузи обращается за помощью к Уту, и тот превращает его ноги в змей, так что ему удается вырваться от демонов смерти. Далее они все же хватают его. Инанна начинает горевать по Думузи, в результате в качестве замены ему в загробный мир на полгода отправляется его сестра Гештинанна. Уход в загробный мир Думузи и Гештинанны попеременно на полгода вероятно символизирует сезонные циклы.
В мифе "Инанна и Энки" Инанна отправляется в жилище Энки, в абзу. Энки встречает ее как радушный хозяин, угощает ее едой и питьем. Затем они начинают соревноваться, кто выпьет больше вина. В процессе этого Инанна уговаривает Энки отдать таблички ме (сущности различных вещей). Она получает: "героизм, власть, злость, добродетель, разрушения городов, причитания, радость, обман, восставшие земли, доброту, движение, спокойствие, ремесло плотника, медника, писца, кузнеца, кожевника, строителя и другие, мудрость, внимательность, обряды очищения, хижину пастуха, овчарню, уважение, благоговение, благоговейное молчание, разжигание огня, тушение огня, семейство в сборе, потомство, борьбу, триумф, советы, утешение, суд, принятия решений, божественность, королевский трон, пастушество, благородную одежду, меч и дубину, прически, трепет, секс, поцелуи, проституцию, искренние и лицемерные речи, искусство пение, музыкальные инструменты, почтенные возраст " Когда опьянение проходит Энки обнаруживает, что Инанна забрала эти божественные силы и уплыла на "небесной лодке". Энки посылает к ней своего помощника Исимуда, однако Инанна говорит тому, что Энки клялся в том, что отдает ей таблички именем своей силы и именем своего абзу.
В мифе "Инанна и Эбих" ее называют госпожой битвы, богиней ужасающих божественных сил, облаченной страхом, верхом на великих божественных силах, ..которая разрушает могущественные земли стрелой и силой. На земле и на небе она рычит как львица и ужасает людей. Она приносит дневной свет и сияние на землю, дает рождение сияющей горе. В этом мифе она разгневана тем, что гора (?) Эбих не оказывает ее почтения и разрушает ее. В конце повествования она отождествляется с Нисабой, богиней урожая. (по мнению исследователей, миф отражает борьбу Двуречья с северными горными народами)
В мифе "Инанна и Билулу", она убивает старую богиню Билулу и её сына (видимо, степные божества), но затем "определяет их судьбу": Билулу она превращает в кожаный бурдюк для хранения воды в степи, её сына делает удугом и ламой (демонами-хранителями) степи
В мифе "Инанна и Шукалетуда" Инанна отправляется в горы "оставив землю и небо", "чтобы различить ложь и справедливость, чтобы Земли посмотреть внимательно, выявить преступления против справедливости". Устав, она ложится спать в тени огромного тополя, ее видит садовник Шукалетуда и овладевает ей во сне. Инанна приходит в ярость и наполняет все колодцы в стране кровью, затем она пытается отыскать Шукалетуду, но тот по совету своего отца скрывается в городе. Затем она насылает на страну шторм и наводнение, и еще какое-то бедствие. В итоге она вытягивается подобно радуге над землей и находит садовника. Чем заканчивается миф не совсем ясно по причине порчи записей.
источники:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
http://etcsl.orinst.ox.ac.uk/cgi-bin/etcsl.cgi?text=c.1.3*#
Комментариев нет:
Отправить комментарий