воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Скифская мифология

Мифология скифов, народа разговаривавшего на языке индоиранской ветви индоевропейской семьи.

Скифская мифология вероятно сложилась в начале 1-го тысячелетия до н.э. в результате взаимодействия пришлых племен с местными киммерийцами (скорее всего ираноязычными)

Геродот называет ряд скифских божеств и сопоставляет их с богами греческого Олимпа,

По словам Геродота (Истории, IV) наибольшим почитанием у скифов пользовалась богиня  Табити, которую он сопоставляет с греческой богиней Гестией, Возможно это была богиня домашнего очага, вероятно, прародительница, в образе которой воплощалось семейное или родовое единство. То, что данная богиня называлась "царицей скифов" могло свидетельствовать о большом значении родственных связей. Также может быть что это была богиня огня в его разных проявлениях (не только домашнего очага)

Кроме Табити, у скифов были богиня земли Апи и богиня Аргимпаса, которую Геродот сближает с Афродитой Небесной (Уранией). Поклонение Апи осуществлялось в рощах низовий Днепра, в Гилее. Так как Апи созвучно с индоиранскими api, apas (вода), вероятно Апи была также богиней вод или влажной земли.

При этом сложно сказать какие именно богини изображены на сохранившихся. Делаются предположения, что в случае изображения богини с жертвенником справа и предстоящим скифом  ей является Табити — божество домашнего и специально царского очага-жертвенника, а в тех случаях когда богиня изображена с зеркалом, это может быть Аргимпаса.


В изображения змееногой богини часто видят малоазийскую Кибелу, но М. Артамонов предполагал, что в этом случае изображалась Апи, мифическая родоначальница скифов и божество земли. По словам Диодора Сицилийского, скифы произошли от  Зевса (по данным Геродота от Геракла) и змееногой богини. Также Артамонов делает предположение, что Табити, Апи и Аргимпаса  представляли аспекты одного и того же божества.
Изображения из кургана Куль-Оба. 

По словам Геродота, греческому Зевсу соответствовал бог Папай, который был супругом Апи. Известно о  весеннем празднике скифов, в связи с которым производился ежегодный передел земли. Во врем праздника совершался акт бракосочетания с землёй, для чего избиралcя человек, олицетворявший  небесного бога Папая и бывший символом производительной силы.

По легенде, которую приводит Геродот  у прародителя скифов Таргитая (сына Зевса и дочери Борисфена)было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша, двух старших братьев предметы обжигали, только младший смог их взять, и поэтому ему отдали царство. У Валерия Флакка супруга аналога греческого Зевса "нимфа с «полузвериным телом и двумя змеями»"

Кроме того у скифов был соответствующий Аполлону Гойтосир, Фагимасад аналог Посейдона, и Арей и Геракл (их скифские имена неизвестны) .По словам Геродота Арей почитался в виде меча. Остальным богам скифы вообще не строили храмов и алтарей, а богу войны, почитавшемуся в виде меча, посвящали особое сооружение, которое устраивалось в виде громадной кучи хвороста; на вершине её делалась площадка, где и втыкался старинный меч. В жертву богу войны приносили животных и пленных (одного из сотни) . В жертву другим  богам скифы приносили всякий скот, особенно лошадей

Источники:
Скифо-сарматское время. / АСГЭ. Вып. 2.  Л.: 1961. М.И. Артамонов
Антропоморфные божества в религии скифов
Миф народов мира, под ред. С.А.Токарева

Комментариев нет:

Отправить комментарий