среда, 3 февраля 2016 г.

Мифология народов Восточной Индонезии и Мадагаскара

Среди коренных народов Восточной Индонезии распространены несколько ветвей австронезийской языковой семьи. Ветвь малайско-полинезийских языков Барито также присутствует у малагасийцев Мадагаскара.

1.Центрально-восточные малайско-полинезийские языки

Народы Алуне, Вемале - остров Серам
Нунусаку - мировое дерево в мифах алуне и вемале. Представляется как дерево варингин. Нунусаку растёт на вершине горы на западе острова Серам, рядом с истоком трёх рек. В дереве живут души первопредков и змея Ниту Элаке.


Народ Вемале
Мулуа Сатене - богиня смерти из триады богинь, вместе с Хаинувеле и Рабие. Была сотворена богом Тувале вместе с людьми из цветка банана, и стала повелительницей людей. Заставила людей пройти сквозь девятиступенчатый спиралевидный лабиринт (который символизирует смерть) в отместку за убийство людьми Хаинувеле. Тех, кто прошел лабиринт Мулуа Сатене превращала в смертных, а тех кто нет - в зверей и духов. После этого суда Мулуа Сатене стала повелительницей мёртвых. на горе Салахуа на юго-западе Серама.
Рабие - богиня луны. Вначале жила на земле вместе с первыми людьми. После в неё влюбился бог солнца Тувале, который поихитил Рабие и унёс под землю, затем Рабие появилась на небе как супруга Тувале, Луна. Когда Тувале настигает Рабие начинается полнолуние.
Тувале - бог солнца. Является людям в виде безобразного человека, покрытого сыпью. Творец людей, которых он создал из бананов.
Хаинувеле («стебелёк кокосового ореха») одна из триады богинь Появилась из кокосового цветка и крови Аметы. Обладала способностью создавать драгоценности, за что её решили убить односельчане. После убийства Амета закопал части её тела в разных местах, и из них выросли съедобные корнеплоды.


Народы летийцы, бабарцы  - Бабарские острова

Ит Матроми ("наш господин") - верховный бог, который не вмешивается в дела людей.

Упулере ("господин солнце") - бог солнца. Каждый год он вступает в священный брак с Упунуса, богиней земли.


Народ манусела  - остров Серам
Алахатала - верховный бог, демиург, которых находится на вершине невидимой девятиступенчатой горы Оха. Алахатала создал все из собственных плевков. Создавая людей, он дал им 6 заповедей - не не прелюбодействовать, не красть, не убивать, не лгать, не перечить родителям, не давать ложных клятв. Алахатала наделил людей двумя душами. Эфанаа - душа человека, которая постоянно живёт тела и выглядит как прозрачная фигурка с крыльями. Акара -вторая душа человека, постоянно остаётся у Алахаталы. После смерти эфанаа отправляется к Алахатале, предолевая препятствия, а акара заступается за неё. Аналогичное верховное божество есть и у других индонезийских племён ( Джоу Лахатала у тобело (остров Хальмахера), Опо-Лахатала у буруанцев (остров Буру), Летала, или Латала, - на восточном Флоресе, Maхатала - у даяков-нгаджу (южный Калимантан), Ала Тала у тораджей (остров Сулавеси). Все имена восходят к арабскому "Алла та алла".
Оха - невидимая гора, на её нижних ступенях находится Солнце и Луна, добрые духи, помощники Алахаталы.


Народ нгада - остров Флорес
Дева - верховное божество, который по некоторым мифам создал богиню земли Ниту и оплодотворяет её дождём. Также создатель первых людей из земли Ниту, первые люди в свою очередь поднял Деву лежавшего на Ниту.

Риунги (остров Флорес)
Тэзэ - прародительница, которая сама создала себя на скале в океане. Лист дерева, которое выросло на скале, оплодотворил Тэзэ и в результате появился Лена который вместе с Тэзэ считается прародителем риунгов. Из мяся и костей двоих из детей пары Лена создал культурные растения.


2.Южносулавесийские языки
Народ бугийцы  - остров Сулавеси
Батара Гуру - бог, который превратил средний мир в землю. Старший сын Топалланрове. Деревья, животные и птицы появились и листьев магических растений, которые Батара Гуру кидал на землю, спускаясь по радуге в бамбуковой трубе. Также ввёл выращивание культурных растений. Вместе с супругой Ве Ньилитимо является предком людей. После жизни на земле стал верховным богом.

Ве Ньилитимо («лик влажного муссона») - богиня, дочь Гурурисэллэнга, которую тот послал на землю, где она стала женой Батара Гуру.

Гурурисэлээнг - бог нижнего, подводного мира. Создатель земли вместе с Топалланрове.

Саверигадинг - внук Батара Гуру, герой эпоса. Посещал небо. страну мёртвых и совершал морские пуштешествия. Женился на принцессе Ве Чудаи, с которой после земной жизни они стали править в нижнем, подводном мире, приняв престол от Гурурисэллэнга.

Сангиасэрри - дочь Батара Гуру от наложницы, после смерти стала рисом.

Топалланрове ("творец") - бог-творец и правитель верхнего мира.

Народ тораджа - Сулавеси.
Ндара - богиня подземного мира, которая несёт землю на голове и руках.


3.Калимантанско-филиппинские языки
Народ бахау - Калимантан
Амей Авинг -  бог нижнего мира, покровитель земледелия, отец зёзд и фаз луны. В некоторых мифах создал людей из коры мирового дерева.
Создание мира - большой камень, упавший в воду с неба, стали точить черви, которые из песка и экскрементов создали на нём землю. Затем на эту землю упала рукоять меча (или щипцы) и выросло мировое дерево, которые оплодотворила упавшая с неба лиана. От дерева и лианы родились первопредки - монстры без рук и ног. Из листьев дерева появились духи и боги.
Тамей Тингей - бог верхнего мира и верховный бог. Определяет судьбу людей и следит за выполнением адата.

Народ минахасы  - Сулавеси
Мунтуунту - верховное божество, правитель неба. Сын богини Лумимут и солнечного бога Тоара. Также имеет эпитеты Синима-интана ("создавший землю") и Эмпунг-ваиланвангко("всемогущий бог")


4.Ветвь языков Барито

Народ дусуны  - Калимантан,
Кинорохинган и Варунсансадон - демиурги, муж и жена, которые появились из изначальной скалы. Варунсансадон создала землю из комков грязи с собственного тела, а кузнец Кинорохинган выковал небо. После они создали из земли людей. Так как людям было нечего есть, супруги из сострадания убили свою дочь Тогорионг. из частей тела которой возникли культурные растения.
Ушастая Сова (Puak) была возлюбленной Месяца; небо было близко к земле, сияло семь Солнц; одна женщина беременна, ей стало плохо от жара; ее муж пошел на восход, перестрелял шесть Солнц из духового ружья; седьмое бежало, забрав в собой небо, теперь оно высоко; Ушастая Сова в это время спустилась с крыши дома подобрать упавший гребень, осталась на земле, с тех пор плачет по Месяцу

Народ мурут
Puok была женой верховного бога Kohlong, чье лицо видно на лунном диске, жила с ним на луне; вынимая навекомых из волос мужа, уронила гребень на землю; вызвалась сама слетать за ним в данной ей мужем крылатой одежда из перьев; на земле человек отдал ей гребень, пригласил в дом; она рассказала, как Кохлонг определяет судьбы всех людей; Кохлонг. наказал ее за болтливость, ее тело стало тяжелым, она не смогла долететь до луны; одежда приросла к телу, Puok стала совой, кричит по ночам, зовя мужа


Народ нгаджу - Калимантан и Сулавеси
Басухун Булоу Сарамэи Рабиа («река намытого золотого песка») - подводная река, на берегу которой расположены селения существ, которые находятся там в антропоморфном виде и принимают облик крокодилов на земле.
Джата -змееобразная богиня нижнего (подводного мира). Вход в этот мир находится в омуте мировой реки. Между хвостом и головой Джаты находится земля, созданная Махаталой.
Космогония - Из алмазной диадемы Махатала создает мировое древо, на ветви которого садятся птицы носороги (воплощение верхнего и нижнего мира), которые в борьбе уничтожают друг друга и дерево. Из их и дерева останков появляются элементы ландшафта и пара первых людей, которые плавают по океану нижнего мира в золотой и алмазной лодке, пока Махатала не бросает им горсть земли из осколков солнца и луны.
Махараджа Буно - культурный герой и первопредок. Происходит от первых людей, созданных Махаталой вместе с Махараджей Сангеном и Махараджей Сангиангом.
Махатала - демиург, бог верхнего мира. Появился после возникновения космоса от соприкосновения золото и алмазных гор, которые плавали в первоокеане. Находится на вершие небесной горы. Является вечным за счет того, что оживляет себя с помощью живой воды. Составляет двойственное единство с богиней Джатой.
Раджи - 5 повелителей духов, персонификации аспектов божественного двойственного начала Махаталы-Джати. Пали (или Ньаро) - громовержец, следит за исполнение людьми права и табу, Онтонг - отвечает за удачу и счастье, Сиал - приносит несчастья, Перес - повелитель болезней, Ханту —  повелитель злых духов и волшебства, который действует через колдунов — хантуэно. С верхним миром ассоциируется Пали, Сиал и Онтонг, с нижним - Перес, Ханту, Сиал и Онтонг.
Санген - существа, которые охраняют порядок мироздания, потомки Махараджи Сангена, живут в изначальной деревне перволюдей.
Сангианг - существа-покровители людей, которые защищают их от злых Раджей. Потомки Махараджи Сангианга, живут в верхнем мире над туманным земным морем.


Народ малагасийцы
Предки малагасийцев переселились с островов Малайского Архипелага на Мадагаскар около 2 тысяч лет назад, ассимилировав местное население.
Выделяют два уровня мира - небо и землю, разделенные верховным богом Андриаманитрой. Небо и земля могут персонифицироваться как мужские божества занахари ("творцы") или андриаманитра ("благоухающие повелители"). Занахари-земля создаёт из глины первых людей и животных, а занахари-небо даёт им жизнь, но требует чтобы они поднялись на небо. Земля отказывает ему в этом, в отместку Небо делает людей смертныи. С распространением на Мадагаскаре христианства бога-отца стали также называть занахари.
Если небесное и земное божество выступают в облике мужчин, то божества воды олицетворяются в виде женщин (Фара, Рафара, Фаравари), аналогично индонезийским мифологиям. Водный мир связан со страной мёртвых.

По религиозным представлениям мальгашей, животворная сила, исходящая от бога-творца,
дает жизнь и концентрируется в некоторых местах или некоторых существах: во
второстепенных божествах, в духах вод, деревьев, камней; в духах, которые овладевают
живыми людьми и заставляют их танцевать, в тотемных животных. Духи предков наблюдают за живыми, обладая способностью защищать или наказывать их — судя по их
заслугам. Несоблюдение обычаев предков является грехом, оскорблением мертвых, гнев
которых следует умилостивить жертвоприношениями или подношениями. 
    
Источник: Мифы народов мира под ред. С. А. Токарева


Комментариев нет:

Отправить комментарий