Мон-кхмерские народы - народы, разговаривающие на языках мон-кхмерской ветви австроазиатской семьи. Среди мон-кхмерских народов есть народы долго сохранявшие многие элементы архаической культуры (ва, семанги, сенои) и народы организовавшие древние государства Индокитая (кхмеры, моны, вьеты). На мон-кхмерские мифы оказывал влияние индуизм и буддизм.
У более архаичных народов развиты верования в духов природы. Олицетворяющие природу божества и демиурги часто женские.
Общим символом природы и жизни человека служила тыква. Существует миф о потопе и спасении брата и сестры, ставшими предками людей. Другой миф о происхождении человека связан с небесными существами промами и имеет буддийское происхождение.
Шаманские мифы о мировом дереве, которое связывает людей с небом; восхождении на небо с помощью воздушного змея исследователи относят к эпохе распространения донгтонской культуры.
Злые духи в мон-кхмерской мифологии чаще всего люди, умершие преждевременной смертью. Они могут насылать болезни, но не являются важными божествами.
Бхадрешвара - у мон-кхмерских народов наименование Шивы (или Эйсор) В основе культа почитание духа горы.
Наги - в мон-кхмерской мифологии могут обитать под землёй и в водах. Основатель государства кхмеров Прах Тхон проникает в мир нагов с помощью дерева, которое каждую ночь опускается под землю. Там он женился на дочери царя нагов.
Неак Та - духи-хранители местности, могут жить на возвышенностях и в водоёмах
Нореай, Прах Ноpeбй - божество близкое индуистскому Вишну. Является соперником Брахмы, однако вместе с ним был подчинён Эйсором (Шивой).
Банар
Бёрлинг, боланг, мланг, млинг, у народов банар, ма, срэ (мон-кхмерская группа), а также у соседних индонезийских по языку народов на юге Вьетнама птица, которая во время потопа уговорила воды отступить и посоветовала спасшимся брату и сестре вступить в брак. Может быть певчим дроздом или чибисом с белой головой. Также считается, что она придумала общественные нормы и давала вдохновение предсказателям. По полетам дроздов или чибисов могли предсказывать будущее.
Глаих - бог грома и молнии, а также войны. Представляется в облике мощного старика с руками покрытыми густыми волосами.
Дам Рэлунг - дух бамбука.
Ианг Кэйтэй - верховный бог, создатель солнца, животных и растений. Супруга - богиня Йа Конкех, который вылепила из рисового теста небо, землю, русла водоёмов и дно морей, Луну и звезда.
Ианг Сри - бог и богиня риса. Когда созревает рис, у банаров есть обычай протягивать верёвку от поля к дому.
Йа Тайбрай - богиня правосудия в загробном мире Манг Лунг. Взвешивала добрые и злые дела умерших, кормила грудью умерших младенцев.
Йа Тьру Тьрей - богиня правосудия. Заведовала "божьим судом" у банаров:соперники ныряли в воду, правым считался тот кто могу дольше пробыть под водой.
Ту - у банаров владелец волшебного меча, с помощью которого он защищал страну. По легенде Ту направил меч против тайфуна и тот сломался. У Ту осталась рукоятка, а лезвие было унесено рекой к вьетам. В результате был заключен договор о взаимной дружбе между банар и кхмерами, по которому вторые хранили лезвие, а банар рукоять.
Аналогичные мифы есть у других мон-кхмерских народов.
Нду - верховный бог-демиург у ма, срэ, банаров и других народов на юге Вьетнама. Может иметь облик красной птицы. Создал в подземном мире огонь, орудия и людей. Дал людям домашних животных.
Сет, Сет Сам Брам и Рок - сыновья Глаих. Сет удаляет любое зло из жизни, враждует со злым братом Роком (у некоторых групп банаров добрый персонаж наоборот Рок). Сет - мифический первопредок банаров и других народов. Также присутствует в мифологии народа седанг.
Кхаси
У Бискуром - культурный герой у кхаси, посланный богом, обучил людей искусствам и ремёслам.
У Блей У Нонгбух Нонгтхау (букв. «бог создатель мира») верховный бог у кхаси.
Кхмеры
Каундинья - у кхмеров основатель древнего государства, индийский брахман. По легенде, ему было обещано богом, что он сможет основать государство там, где упадёт его стрела. Стрела упала в Фунани. где он встретил и женился на наге Соме (Луне), став основателем династия. Существует вариант мифа, в котором династию основывает Камбу Свайямбхува (солнечного происхождения) и апсара горы Меру. Миф про Каундинью существует также в мифах тям (во Вьетнаме).
Крон Пали - у кхмеров создатель земли. Мог выступать в облике крокодила. Отождествлялся с богиней земли Прах Тхорни, с богом земли Прах Пхумом, с богом-строителем Прах Писнокаром.
Махешвара - у кхмеров бог неба, спускающийся на гору Мотан и порождающий жизнь. Культ возник под влиянием шиваизма и буддизма.
Промы - у кхмеров прародители людей, живущие в одном из миров на горой Сомеру. В мифе первых людей уничтожают тевода (обители другого мира над горой Сомеру) с помощью семи солнц и потопа. После апокалипсиса на землю были посланы промы, который начали есть пищу и разделились на мужчин и женщин. Миф имеет буддийское происхождение.
Кхму
Потоп. В мифе кхму брат и сестра идут в лес, где ловят крысу. Крыса просит отпустит её и в благодарность предупреждает о предстоящем потопе. Брат и сестра по её совету пережидают потоп в полом дереве. а оставшись единственными людьми становятся предками народов. Подобные мифы существуют у других народов Индокитая, в качестве советчика может выступать краб, а способом спасения - большой барабан.
Ма и срэ
Брахтинг - у срэ загробный мир. Является противоположностью мира живых и находится в стране соседей срэ тьору.
Бунг - культурный герой у народов ма, срэ и соседних индонезийских(по языку) народов во Вьетнаме. Бунг похищает огонь и культурные растения у бога Нду из подземного мира, обучает людей использовать различными орудиями и изготавливать их, строить жилище. По другой версии Бунг сам выковывает небо и землю. Ему помогает птица козодой.
Ду - у срэ культурный герой, давший людям рис. По легенде, когда люди вышли из под земли, с ними не было матери риса, которая осталась в камне. Ду попытался похитить рис, но тот вернулся в камень. Тогда он принёс буйвола в жертву матери риса, она захотела выйти, но не смогла. В итоге Ду посылает семерых муравьёв вниз, которые приносят семь сортов риса.
Нду - верховный бог-демиург у ма, срэ, банаров и других народов на юге Вьетнама. Может иметь облик красной птицы. Создал в подземном мире огонь, орудия и людей. Дал людям домашних животных.
Серден - у ма, срэ и других народов на юге Вьетнама культурный герой. Обучает людей изготовлению орудий, научившись от Солнца. Располагает созвездия в качестве подсказок для изготовления вещей. Так, Большая Медведица воспринималась как лодка, а Созвездие Девы как плуг. Прародитель ма и срэ.
Мон
Деватау сотапан (букв. "духи, победившие водный поток"), в мифологии монов (мон-кхмерская группа) в Нижней Бирме мужские духи противоположные женских водным божествам нагам.
В 15 веке были канонизированы 36 деватау сотапан. Каждому из 32 округов и 4 провинций государства Раманадесы был присвоен свой дух покровитель.
Итангейя Сангасои, в мифологии народа мон - первая женщина, создала все полезные вещи. Первый мужчина Паосангейя появился позже и стал искасть Итангейя Сангасои.
Мыонги
За Зэн - прародительница людей у мыонгов. Родила два яйца, из которых вышли двое сыновей. От их брака с феями родились демоны и птицы Тунг и Тот. Птицы снесли огромное яйцо. которое высиживали очень долго и наконец из него появились предки разных народов.
Палауны
Тузанди - у палаунов девушка-нага, прародительница разных народов. Вступила в брак с сыном солнца Схурия ("Солнце" от санскр. Сурья). Тузанди рождает три яйца, но выбрасывает два из них в реку после того как Схурия бросает её. Яйца вылавливают и из них появляются предки китайских, палаунских и качинских правителей. Третье яйцо разбивается и даёт начало месторождению драгоценных камней.
Пор
Арак Кол - злое божество у народа пор. Дух случайно убитого братом человека. Вызывал болезни и требовал человеческих жертв, в последствии животных. Вероятно олицетворяет Луну, тогда как убивший его брат - Солнце.
Самре
Окнха Мау - божество смены сезонов, растений и людей у народа самре (Кампучия) доброе божество. Супруга Окхна Мау, Нанг Панг, живёт на горе, тогда как сам Окнха Мау на лесной опушке. Грозы являются проявлениями его гнева.
Окхна Меас - у народа самре (Кампучия) злое божество. Вызывает болезни, может быть в облике тигра, змеи. Супруга - Нанг Вар также вредит людям.
Семанги
Карей - божество грома у семангов, племён джахай, ланох и кента. Может считаться создателем мира.
Манои, Ланиг, Куунг ("вода") - первая женщина у семангов и создательница мира. . Может выступать в образе черепахи.
Та Педн, Кето, Мольтек, Англай - у семангов небесный бог. Создатель мира вместе с еной Манои.
Та Пиаго и Та Тангой - у семангов культурные герои, супруги. Та Пиаго был деревом перахом, а Та Тангой рамбутаном. Обучали люди искусству наносить орнамент.
Источник:
Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева
Комментариев нет:
Отправить комментарий