Вьето-мыонгская мифология - мифология вьетов и мыонгов, разговаривающих на языках мон-кхмерской ветви австроазиатской семьи. Вьеты и мыонги составляют основное население Вьетнама.
О мифологических сюжетах можно судить уже по памятникам культуры бронзового века - донгшонской (5-2 вв. до н.э). Встречаются изображения солнечных дисков, животных (лань, птица) расположенных вокруг диска, людей, фигурки жаб (вероятно как подательницы дождя).
Начиная с середины 1-го тыс. н.э. мифы вьетов сливаются с буддийскими и даосскими представлениями, а также с мифологическими представлениями народов Южного Китая. Так, Будда выступает в сказках в качестве доброго волшебника. Первопредок вьетов Лак Лаунг Куан считается потомком древнекитайского бога земледелия Шэн-нуна. Верховный бог Нгаук Хоанг - сооответствует даосскому Нефритовому императору. В средние века, во Вьетнаме строили храмы, в которых поклонялись предкам, а также фольклорным героям.
Есть миф о рождении первопредков вьетов из 100 яиц, содержавшихся в мешке рожденном Эу Ко от первопредка Лак Лаунг Куан (отождествляется с драконом). Среди животных, в облике которых выступают божества встречаются черепаха, дракон. Баньян считается деревом-обителью духов.
Распространены культы местных духов-покровителей, покровителей ремёсел и профессий (в качестве которых могут почитаться реальные исторические личности).
Мифология мыонгов представлена более цельно, чем мифология вьетов в мифолого-эпическом сказании "Рождение земли и рождение воды". У мыонгов часто встречается мотив рождения из дерева, так например появляется богиня-прародительница людей За Зэн. Есть также миф о появлении первых людей из яйца, снесённого птицей Тот.
В качестве культурных героев выступает овод (похищает огонь), черепаха (учит строить свайные дома).
Мифология вьетов
Ким Куи ("золотая черепаха"), дух-покровитель в виде черепахи, которая символизровала долголетие и прочность, была также связана с магией и гаданиями. По легенде изгнала злых духов, которые мешали строительству крепости. Также черепаха выступает хранительницей волшебного меча в мифе о Ле Лои выгнавшем китайских завоевателей из Вьетнама в 15 веке.
Каук - божество-подательница дождя в облике жабы. В сказке Каук собирает зверей и ведёт их к Небесному властителю требовать дождь.
Лак Лаунг Куэн и Эу Ко - муж и жена, от которых родился мешок с сотней яиц, из которых вылупились 100 сыновей (50 ушли с Лак Лаунг Куэном к морю, 50 - с Эу Ко в горы).
Нам Тао и Бак Дау - божества созвездий Южного Креста и Большой Медведицы, ведают перевоплощениями, жизнью и смертью соответственно по поручению Нгаук Хоанг. Представляются в виде близнецов.
Нгаук Хоанг - верховное божество. Имя Нгаук Хоанг происходит от китайского Юй-хуан ("Нефритовый император"), считается реинкарнацией бога-демиурга Тхэн Чу Чёя. Нгаук Хоанг отец богинь солнца и луны, создатель животных. Также создатель человека с помощью 12 женских божеств баму. Перед каждым новым годом по лунному календарю, духи домашнего очага рассказывают ему о добрых и злых делах людей.
Онг Кут ("господин обрубок") - водяной дух, хозяин речных рыб, креветок, крабов, змей и т.п в облике змеи без хвоста. Топит и грабит корабли. пленит людей.
Тао Куэн - божество земли. Может быть в облике дракона или старика. За неделю до нового года по лунному календарю отправляется к верховному богу Нгаук Хоанг, в это время нельзя возделывать землю.
Тхэн Зо - божество ветров в облике человека без головы.
Тхэн Беп - дух домашнего очага. Может отождествляться с Тао Куэн. Накануне нового года по лунному календарю улетает к верховному божеству Нгаук Хоанг на карпе, который превращается в дракона.
Тхэн Биен - божество моря в облике черепахи, которая находится на дне моря.
Тхэн Лыа - божество огня в облике старухи. Может поджигать дома людей, опустошать угодья.
Тхэн Люа - бог риса в облике старика. Если он покидает селение или показывает в щегольской одежде, можно ждать плохого урожая. Если же появляется в лохомотьях - то хорошего.
Тхэн Мат Чанг и Тхэн Мат Чёй - богини Луны и Солнца. Могут являться дочерьми верховного божества Нгаук Хоанга и женами небесного медведя. Когда тот соединяется с одной из супруг, происходит лунное или солнечное затмение.
Тхэн Сэт - бог грома и молнии, а также наказания, однако мог карать невиновных, за что Нгаук Хоанг (верховный бог) заключил его в путы и заставил петуха клевать его тело.
Тхэн Чу Чёй - демиург, который поднявшись на ноги, поднимает на землёй небо. После создаёт из камней из земли столп для того, чтобы подпирать небеса, а позже разбрасывает столп, остатки которого превращаются в скалы, острова и холмы. На месте же из которого Тхэн Чу Чёй брал камни, образуется море. Остатками столпа считается гора Тхатьмон.
Источник:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева.
О мифологических сюжетах можно судить уже по памятникам культуры бронзового века - донгшонской (5-2 вв. до н.э). Встречаются изображения солнечных дисков, животных (лань, птица) расположенных вокруг диска, людей, фигурки жаб (вероятно как подательницы дождя).
Начиная с середины 1-го тыс. н.э. мифы вьетов сливаются с буддийскими и даосскими представлениями, а также с мифологическими представлениями народов Южного Китая. Так, Будда выступает в сказках в качестве доброго волшебника. Первопредок вьетов Лак Лаунг Куан считается потомком древнекитайского бога земледелия Шэн-нуна. Верховный бог Нгаук Хоанг - сооответствует даосскому Нефритовому императору. В средние века, во Вьетнаме строили храмы, в которых поклонялись предкам, а также фольклорным героям.
Есть миф о рождении первопредков вьетов из 100 яиц, содержавшихся в мешке рожденном Эу Ко от первопредка Лак Лаунг Куан (отождествляется с драконом). Среди животных, в облике которых выступают божества встречаются черепаха, дракон. Баньян считается деревом-обителью духов.
Распространены культы местных духов-покровителей, покровителей ремёсел и профессий (в качестве которых могут почитаться реальные исторические личности).
Мифология мыонгов представлена более цельно, чем мифология вьетов в мифолого-эпическом сказании "Рождение земли и рождение воды". У мыонгов часто встречается мотив рождения из дерева, так например появляется богиня-прародительница людей За Зэн. Есть также миф о появлении первых людей из яйца, снесённого птицей Тот.
В качестве культурных героев выступает овод (похищает огонь), черепаха (учит строить свайные дома).
Мифология вьетов
Зием Выонг ("государь Зием"; Зием от санскр. Yama) - хозяин и судья в преисподней. Назначен Нгаук Хоангом ("нефритовым императором"). Загробный мир находится под землёй, там обитают духи и умершие, ожидающие перевоплощения. Тем, кто собирается возвращаться в мир живых дают кашицу забвения. Земля там вверху, а небо внизу, то, что белое в мире живых, в зием выонг - чёрное, и т.п. Умершие и живые встречаются раз в году в 1-й день 6-го месяца лунного календаря.
Каук - божество-подательница дождя в облике жабы. В сказке Каук собирает зверей и ведёт их к Небесному властителю требовать дождь.
Лак Лаунг Куэн и Эу Ко - муж и жена, от которых родился мешок с сотней яиц, из которых вылупились 100 сыновей (50 ушли с Лак Лаунг Куэном к морю, 50 - с Эу Ко в горы).
Нам Тао и Бак Дау - божества созвездий Южного Креста и Большой Медведицы, ведают перевоплощениями, жизнью и смертью соответственно по поручению Нгаук Хоанг. Представляются в виде близнецов.
Нгаук Хоанг - верховное божество. Имя Нгаук Хоанг происходит от китайского Юй-хуан ("Нефритовый император"), считается реинкарнацией бога-демиурга Тхэн Чу Чёя. Нгаук Хоанг отец богинь солнца и луны, создатель животных. Также создатель человека с помощью 12 женских божеств баму. Перед каждым новым годом по лунному календарю, духи домашнего очага рассказывают ему о добрых и злых делах людей.
Онг Кут ("господин обрубок") - водяной дух, хозяин речных рыб, креветок, крабов, змей и т.п в облике змеи без хвоста. Топит и грабит корабли. пленит людей.
Тао Куэн - божество земли. Может быть в облике дракона или старика. За неделю до нового года по лунному календарю отправляется к верховному богу Нгаук Хоанг, в это время нельзя возделывать землю.
Тхэн Зо - божество ветров в облике человека без головы.
Тхэн Беп - дух домашнего очага. Может отождествляться с Тао Куэн. Накануне нового года по лунному календарю улетает к верховному божеству Нгаук Хоанг на карпе, который превращается в дракона.
Тхэн Биен - божество моря в облике черепахи, которая находится на дне моря.
Тхэн Лыа - божество огня в облике старухи. Может поджигать дома людей, опустошать угодья.
Тхэн Люа - бог риса в облике старика. Если он покидает селение или показывает в щегольской одежде, можно ждать плохого урожая. Если же появляется в лохомотьях - то хорошего.
Тхэн Мат Чанг и Тхэн Мат Чёй - богини Луны и Солнца. Могут являться дочерьми верховного божества Нгаук Хоанга и женами небесного медведя. Когда тот соединяется с одной из супруг, происходит лунное или солнечное затмение.
Тхэн Сэт - бог грома и молнии, а также наказания, однако мог карать невиновных, за что Нгаук Хоанг (верховный бог) заключил его в путы и заставил петуха клевать его тело.
Тхэн Чу Чёй - демиург, который поднявшись на ноги, поднимает на землёй небо. После создаёт из камней из земли столп для того, чтобы подпирать небеса, а позже разбрасывает столп, остатки которого превращаются в скалы, острова и холмы. На месте же из которого Тхэн Чу Чёй брал камни, образуется море. Остатками столпа считается гора Тхатьмон.
Источник:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева.
Эу Ко и Лак Лаунг Куан - мифические прародители вьетов Изображение на празднике Тет в 2009 году. @Pinus Источник |
Комментариев нет:
Отправить комментарий