Божества
Амыш, Емыш - бог - покровитель овцеводства. Брат Тхагаледжа и Мамыша. Ловит и приручает диких зверей, а также хозяин волшебных отар овец. С его культом связан обычай хоронить покойников вместе с овцой и ряд праздников. Соответствует Джабран у абхазов, осетинский Фалвара.
Ахын - бог-покровитель крупного рогатого скота.
Джагупатха (от адыг. жьэгу, "очаг", пэ, "перед", тхьэ, "бог") - божество очага.
Жиг-Гуаша, Жыг-гуаша (кабардино- черкес.), Чыгы-губша (адыг.) (от жыг или чъыгы, "дерево" и гуащэ, "хозяйка") - богиня-покровительница деревьев. Выглядит как дерево с верхней частью в виде женщины из золота и серебра. Находится на берегу моря в окружении тхаухудов. .
Зекуатхв (от адыг. зекIуэ, "поход" и тхьэ, "бог") - бог - покровитель путешественников, всадников.
Кодеш, Коpдеш - божество моря в облике большой рыбы, удерживающей море в берегах. В четь Кодеша проводился праздник зимой, когда друг друга обливали водой.
Мезгуаше - богиня плодов и съедобных трав, позднее также богиня охоты. С распространением патриархата заменяется мужским божеством Мезитхой.
Мезитха - бог лесов, охоты и диких зверей. Ездит на свинье с золотой щетиной.
Мерем - богиня земледелия и пчеловодства. Образ сформировался под влиянием христианской богоматери Марии. Ей был посвящен осенний земледельческий праздник.
Мериса - богиня пчеловодства. Праздник отмечался летом.
Пако - бог зла в нартском эпосе. Находится под охраной орла и дракона. Может посылать гром, ливень и суховей.
Псатха - бог души. Может успокаивать ураганы и бурный океан.
Псыхо-гуаша- богиня или покровительница рек и дождей. Имеет волшебный гребень, может вступать в связь с мужчинами. Может побеждать людей, если те пугаются при встрече с ней.
Пшишан - бог скотоводства.
Созереш - божество земледелия, позже также стад и домашнего благополучия. Его символ, деревянный обрубок с семью сучьями, хранили в амбарах и после снятия урожая совершали моление. По более поздним представлениям, С. являлся также покровителем стад, домашнего благополучия.
Тлепш - бог кузнечного ремесла.
Тха - верховный бог и вероятно демиург. В поздних представлениях разделяет функции с Тхашхо.
Тхагаледж - бог плодородия и земледелия
Тхаухуд - добрый дух в виде девушки, которая может быть бесстрашно сражаться и заживлять раны.
Тхашхо - верховный бог и демиург, образ сформировался как развитие образа Тха. С распространением ислама ассоциировался с Аллахом.
Шибле - бог грома и молнии. После распространения христианство отождествлялся с пророком Ильёй, позже, при рапространении ислама - с Аллахом. К погибшим от молнии (как от милости Шибле) относились как к святым, чтили их могилы.
Разные существа и места
Бляго - дракон, воплощающие враждебные силы природы или завоевателей. Вода, которую бляго изливает из пасти оказывается дождём. Он перекрывает источник воды и за доступ к нему требует девушек. Затмения светил объясняются тем, что их проглатывает бляго. Чтобы спугнуть его и освободиь солнце и луну стреляют из ружей. Соответствует абхазскому агулшапу, грузинскому вешапи.
Даушджерджий Джардж, Аушаджбр, Аушагйр - святой Георгий у адыгов, который вытеснил языческое божество Мезитху. Может выступать как покровитель охотников.
Иныжи - великаны антагонисты нартов.
Испы - карлики, обладающие огромной физической силой, умом и мужеством. Вместо лошадей ездят на зайцах, используют великанов иныжей для работы. Научили нартов производству серпов. Соответсвуют абхазским ацанам, осетинским бцента.
Мезиль - существо с выступом в виде топора на груди, которое пугает в лесу одиноких путешественников. Образ сложился в результате трансформации бога охоты Мезитхи. Аналогичный персонаж у абхазов - Абнауаю.
Нашгушидза, Нагучица - старуха-людоедка железными зубами, похищает детей. Живёт в лесу, иногда с дочерью. В нартском эпосе прародительница испов. Может стать "молочной матерью" и советчицей герою сказки если тот касается её груди губами и проходит испытание.
Ошхамахо - гора (Эльбрус), место где живут боги.
Уды - ведьмы-оборотни.
Хашхавило - чудовище с туловищем быка и головой собаки, находится на берегу моря, в оврагах, затонах. Если человек оглядывается на него. то гибнет.
Источник: Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева.
Амыш, Емыш - бог - покровитель овцеводства. Брат Тхагаледжа и Мамыша. Ловит и приручает диких зверей, а также хозяин волшебных отар овец. С его культом связан обычай хоронить покойников вместе с овцой и ряд праздников. Соответствует Джабран у абхазов, осетинский Фалвара.
Ахын - бог-покровитель крупного рогатого скота.
Джагупатха (от адыг. жьэгу, "очаг", пэ, "перед", тхьэ, "бог") - божество очага.
Жиг-Гуаша, Жыг-гуаша (кабардино- черкес.), Чыгы-губша (адыг.) (от жыг или чъыгы, "дерево" и гуащэ, "хозяйка") - богиня-покровительница деревьев. Выглядит как дерево с верхней частью в виде женщины из золота и серебра. Находится на берегу моря в окружении тхаухудов. .
Зекуатхв (от адыг. зекIуэ, "поход" и тхьэ, "бог") - бог - покровитель путешественников, всадников.
Кодеш, Коpдеш - божество моря в облике большой рыбы, удерживающей море в берегах. В четь Кодеша проводился праздник зимой, когда друг друга обливали водой.
Мезгуаше - богиня плодов и съедобных трав, позднее также богиня охоты. С распространением патриархата заменяется мужским божеством Мезитхой.
Мезитха - бог лесов, охоты и диких зверей. Ездит на свинье с золотой щетиной.
Мерем - богиня земледелия и пчеловодства. Образ сформировался под влиянием христианской богоматери Марии. Ей был посвящен осенний земледельческий праздник.
Мериса - богиня пчеловодства. Праздник отмечался летом.
Пако - бог зла в нартском эпосе. Находится под охраной орла и дракона. Может посылать гром, ливень и суховей.
Псатха - бог души. Может успокаивать ураганы и бурный океан.
Псыхо-гуаша- богиня или покровительница рек и дождей. Имеет волшебный гребень, может вступать в связь с мужчинами. Может побеждать людей, если те пугаются при встрече с ней.
Пшишан - бог скотоводства.
Созереш - божество земледелия, позже также стад и домашнего благополучия. Его символ, деревянный обрубок с семью сучьями, хранили в амбарах и после снятия урожая совершали моление. По более поздним представлениям, С. являлся также покровителем стад, домашнего благополучия.
Тлепш - бог кузнечного ремесла.
Тха - верховный бог и вероятно демиург. В поздних представлениях разделяет функции с Тхашхо.
Тхагаледж - бог плодородия и земледелия
Тхаухуд - добрый дух в виде девушки, которая может быть бесстрашно сражаться и заживлять раны.
Тхашхо - верховный бог и демиург, образ сформировался как развитие образа Тха. С распространением ислама ассоциировался с Аллахом.
Шибле - бог грома и молнии. После распространения христианство отождествлялся с пророком Ильёй, позже, при рапространении ислама - с Аллахом. К погибшим от молнии (как от милости Шибле) относились как к святым, чтили их могилы.
Разные существа и места
Бляго - дракон, воплощающие враждебные силы природы или завоевателей. Вода, которую бляго изливает из пасти оказывается дождём. Он перекрывает источник воды и за доступ к нему требует девушек. Затмения светил объясняются тем, что их проглатывает бляго. Чтобы спугнуть его и освободиь солнце и луну стреляют из ружей. Соответствует абхазскому агулшапу, грузинскому вешапи.
Даушджерджий Джардж, Аушаджбр, Аушагйр - святой Георгий у адыгов, который вытеснил языческое божество Мезитху. Может выступать как покровитель охотников.
Иныжи - великаны антагонисты нартов.
Испы - карлики, обладающие огромной физической силой, умом и мужеством. Вместо лошадей ездят на зайцах, используют великанов иныжей для работы. Научили нартов производству серпов. Соответсвуют абхазским ацанам, осетинским бцента.
Мезиль - существо с выступом в виде топора на груди, которое пугает в лесу одиноких путешественников. Образ сложился в результате трансформации бога охоты Мезитхи. Аналогичный персонаж у абхазов - Абнауаю.
Нашгушидза, Нагучица - старуха-людоедка железными зубами, похищает детей. Живёт в лесу, иногда с дочерью. В нартском эпосе прародительница испов. Может стать "молочной матерью" и советчицей герою сказки если тот касается её груди губами и проходит испытание.
Ошхамахо - гора (Эльбрус), место где живут боги.
Уды - ведьмы-оборотни.
Хашхавило - чудовище с туловищем быка и головой собаки, находится на берегу моря, в оврагах, затонах. Если человек оглядывается на него. то гибнет.
Источник: Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий