воскресенье, 25 мая 2014 г.

Верования ненцев в конце 18-го века


http://kolamap.ru/library/1788.html
"КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ САМОЕДОВ И ЛОПАРЕЙ,
народов обитающих в Сибири: о их вере, о жертвоприношении, о присяге, о учителях веры, о женитьбе, о родинах младенцев, о нравах, о жилищах, о одежде; о болезнях и врачевании оных, о погребении и о проч.
печатано с указного дозволения
в Санкт-Петербурге 1788

Под именами Нума, или Илеумбарта, разумеют они такое Существо, от которого все, что ни есть, зависит; почему почитают его Творцом неба, земли и всех вещей, бытие имеющих.

Нум, или Илеумбарте, по мнению Самоедов, хотя и обладает небом и землею: однако всегда живет на одном небе; ибо такому Существу, которое Самоеды почитают подателем всякого добра, не можно быть на земле, где всякое зло содевается.

Кроме Нума бесчисленное множество находится, по их мнению, духов, называемых Самоедским языком Тадебциями, от него сотворенных, над которыми хотя Нум или Илеумбарте имеет власть; но они не во всем ему повинуются и причиняют людям множество бед; чего делать он им не повелевает. Нум, по умствованию Самоедов, один, без помощи Тадебциев, сотворил небо и землю и один управляет людьми; а Тадебциям дает власть только над теми, которые промысла его не достойны.

Главное сие Божество Самоеды ни под каким изображением чувствам своим не представляют для того, что не знают, в каком виде его изобразить; одних только Тадебциев Идолы наподобие человека делают деревянные, на языке их Хае называемые, по повелению Тадибеев1, которым они будто бы во время Кудеса и во уединенных местах являются в образе человеческом и открывают многие таинства к предсказанию Самоедам будущих приключений и ко изъяснению разных сокровенностей.



Сих Хаев Самоеды не только в лесах; но и на всяком месте по повелению Тадибеев поставляют и переносят с места на место, наблюдая при том то, чтобы оные болваны всегда лицом стояли к востоку; однако ж, никаких поклонений и движений телесных перед ними не делают. О будущей жизни, следовательно, и о том, какова оная будет, никакого понятия сей народ не имеет.

Жертвоприношение Самоедов

Хотя каждое семейство самоедов в собрании народа никаких молитв и жертвоприношений праздничным образом ни Нуму, ни Тадебциям не исправляет; но имеет особливых Хаев, которым приносит жертву в особливое время и содержит их в особливом месте; однако ж есть у них и общее место жертвоприношения на острове, лежащем между твердою и новою землею, называемом Вайгач, где они совершают свое жертвоприношение следующим образом: Самоедин назначенного в жертву оленя (поелику кроме сих животных ничего не употребляют) удавляет пред Хаем, прокалывая ему грудь ножом, и истекшею из раны кровью мажет перстом губы Хаю; потом разрезывает жертвенное мясо на ча[8]сти, ест оное с прочими тут находящимися людьми, и по окончанию сего оглоданную голову и копыта жертвенного оленя втыкает на дерево над головой Хая, в память принесенной на том месте жертвы.

Впрочем, Самоеды начинают ныне сие богослужение оставлять, будучи к тому приведены рассеянным между ними следующим видением: якобы явились одному Самоедину в Карачеи два Самоедина в белой одежде и на белых оленях по воздуху едущие, от коих слышал он голос повелевающий, чтоб Самоеды не делали Хаям жертвенных служений и вовсе бы оное отринули; а отдавали бы все богопочитание одному Нуму; по чему ныне и давят оленей не пред Хаями; но на всяком месте, обращая действия и изречения к Нуму.

Описание Кудеса

Все языческое Самоедской веры учение в сем народе вкореняют и утверждают Самоедские колдуны, называемые Тадибеями, по-русски, Кудесники. Сей Тадибей, приготовляясь к кудесу, или к колдовству, надевает на себя нарочно сшитую для сего одежду; потом, принявшись за Пензер, или барабан, поколачивает в него Ладурабцем, т. е. колотовкою, обшитою кожей. Самоеды, услышав барабанный стук, собираются к Тадибею, садятся около его по обеим сторонам; а он в то время начинает свой Кудес сперва легким биением, и потом, умножая постепенно стук, колотит, наконец, в Пензер изо всей мочи.

В продолжении сего действия самоеды, приноравливая голоса свои к Тадибееву стуку, кричат сперва низким а, наконец, громким и сердитым голосом: гой! гой! гой! Между тем, Тадибей благоговейным шептанием призывает Тадебциев, разглагольствует с ними и, получив таинства, открывающие волю их, терзает иногда сам себя руками или повелевает другим поражать себя разными орудиями; а иногда прокалывает тело свое насквозь Хареем, или тонким шестом, коим во время езды понуждает к бегу оленей; а иногда ножом или другими орудиями. Нередко также сии Тадибеи, которые более хитры и проворны, продевают пред зрителями сквозь утробу свою ремень, по их: Похарею, оставляя висящие в боках оба конца ремня, к коим привязывают потом по оленю, садятся на сани, проезжают в сем положении по несколько сажен и делают сие, как уверяют простодушных Самоедов, по повелению Тадебциев; дабы претерпением такового истязания, в угодность им подъятого, получить от них все то, чего требуют.

О учителях веры Самоедской

Самоеды почитают Тадибеев за служителей своего закона и учителей веры; но не всякий Самоедин может быть Тадибеем и бить Кудес; а тот только, который из роду Тадибейского происходит; поелику право сие, как бы наследственное, из одного рода в другой не переходит. Тадибеи уверяют, что приемлют они в Кудесной науке просвещение от самих Тадебциев с помощью, однако ж, других Тадибеев, довольно в ней искусившихся. Откровение сие начинается почти с малых лет и бывает следующим образом: как только Самоедин или Самоединка станет приходить в понятие: то начнут им показываться Тадебции в яве и принуждать принять себя в их служение; побужденный сими явлениями отрок, не зная управлять Тадебциями, прибегает к знатному Тадибею просить от него наставления; Тадибей дает ему в руки Пензер, открывает ему пользу и употребление оного и научает, как управлять Тадебциями; таким образом будучи он наставлен, вступает в обхождение с Тадебциями и, пришед в совершенный возраст, делается настоящим Тадибеем и бьет Кудес. Самоеды уверяют, что они не по своей охоте и не по научению других принимаются за Тадибейство; но по повелению самих Тадебциев. А хотя бы кто и охоту к тому имел; но не может быть Тадибеем, ежели Тадебциями к сему званию призван не будет. Сии Тадибеи, по мнению Самоедов, могут вредить порчею и благотворить исцелениями людям. Порчи они никакой и ни из чего не составляют; а портят других не естественно, а с помощью Тадебциев, которые по их наущению болезнь в человека впускают; а что касается до исцеления, то Тадибеи вынимают болезнь у Самоедов зубами, ежели оная на наружности тела; а ежели внутри, то разрывают тело ножом и вынимают ее руками; видом она по их мнению подобна червяку, движение имеющему. Во время Кудеса причиненные Тадибею раны никакими лекарствами не исцеляются; но в то же почти время сами исчезают; а остаются только знаки на одежде сих подвижников. Такими ложными слухами уверяют они суеверных самоедов."

Комментариев нет:

Отправить комментарий