"Термин «кут» тюркоязычных народов Саяно-Алтая выражает понятие, называемое в этнографической литературе душой. У алтайцев, по В. Вербицкому, кут — душа в смысле жизненной силы, присутствия духа, плодородия, счастливости. Если человек растерялся или испугался, говорят: кут чыкты или кут чыгыт парды, т.е. кут вышла, кут выскочила. Если земля
перестала родить, говорят: йер кудун парды (кут земли ушла) и т.д.. У телеутов кут — это зародыш, приходящий в человека извне (от духов-небожителей), дающий начало жизни человеку и растущий вместе с ним, и начало, поддерживающее жизненную силу." Л. Потапов
Кут моет быть свойственна и зверям, растениям, его дает местная природа, которую олицетворяют "хозяева" ээзи.
У народов Саяно-Алтая кут часто дают священные горы. У шорцев шаманы могли испрашивать кут на детей, урожай, скот, диких зверей в ходе моления духу горы.
У хакасов хут — душа живого человека. Если она покидает его, человек начинает болеть, а если не возвращается вовсе,— человек умирает.
У тувинцев кут — душа, животворная сила, а у якутов — одна из душ.
Термин «кут» сохранился и у современных киргизов в значении зародыша детей и скота, как и у алтайцев. Кут, по народным представлениям, падал сверху через дымовое отверстие. Этим термином киргизы называли и идолов из свинца или олова, хранившихся в семье старшей женщины
Источник
Л.Потапов. Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных.
http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Texts/PotapovUmay.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий