Письменные источники относятся к 1 в. до н. э. — 4 в. н. э. и часто содержат ложные этимологии имён богов и интерпретации их функций, поэтому многие вопросы ранней римской мифологии остаются спорными. Значимым в римской религии было почитание деревьев и рощ (которые посвящались богам). Во главе пантеона стоял Юпитер, наиболее почитаемые боги назывались отцами (патер) как и сенаторы. Умерший отец становился богом для своих сыновей (сын поднимал кость отца с погребального костра и объявлял, что покойный стал богом). Уже с конца 6 — начала 5 вв. до н. э. началось заимствование греческих богов с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами,
Аврора - персонификация рассвета, которая соответствует греческой Эос.
Амур - божество любви. Соответствует греческому Эроту. Также соответствует римскому Купидону.
Анна Перенна (букв. "год (в ж.р.) непрерывный") - богиня нового года. Ее празднество отмечали 15 марта, устраивая пир на берегу Тибра. В поздний период существовали предания о том, что изначально Анна Перенна была сестрой Дидоны, прибывшей к Энею в Италию и утопившейся в реке Нумиции из-за преследования жены Энея. Или же она была старухой, кормившей пирогами плебеев которые шли на священную гору и позже установили ее культ.
Беллона - богиня войны. Могла считалаться матерью (иногда сестрой, кормилицей) Марса и богиней подземного мира (Corp. Gloss. lat. VI, с. 135). С 1 в. до н. э. Б. была отождествлена с каппадокийской богиней Ma, и культ её принял оргиастический характер, при этом римским гражданам участие в нём воспрещалось. Особенно культ Беллоны распространился в Римской империи в 3 в. н. э. Жрецы (беллонарии) носили чёрное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры.
Бона Деа («добрая богиня»). Священнодействия в честь Бона Деа отправлялись в мае в её храме на Авентине, в декабре — в доме высшего магистрата, жена которого приносила богине жертвы от всего римского народа. В священнодействиях участвовали весталки и замужние женщины, присутствие мужчин было запрещено. Бона Деа отождествлялась с учёной дочерью Фавна, принявшей облик змеи, чтобы избежать кровосмесительной связи с отцом (Serv. Verg. Aen. Vili 314), с матерью-землёй, Юноной, Гекатой, (Macrob. Sat. I 12, 18). Также связывалась с лесом, растительностью, особенно лекарственной, магией. Культ Бона Деа был наиболее широко распространён среди низших классов, из которых часто выходили её служительницы — министры и магистры. Эпитеты: «полевая», «кормилица», «целительница», покровительница сельской общины — пага (Pagana), отдельных имений и местностей и вместе с тем «могучая», «светоносная», «небесная», «царица». Иногда Бона Деа. объединяли с богом лесов и усадеб Сильваном. Ей посвящались рощи, часовни с очагами, зеркала. Изображалась с рогом изобилия и змеями.
Божества - иногда к божествам обращались «или бог, или богиня», «или муж, или женщина», с добавлением слов «или каким бы другим именем ты ни пожелал называться». Авл Геллий писал (II, 28), что искупительная жертва в случае землетрясения приносится «или богу, или богине», поскольку не было точно известно, какое именно божество трясет землю, и неопределенность диктовалась стремлением избежать ошибки.
Божества - иногда к божествам обращались «или бог, или богиня», «или муж, или женщина», с добавлением слов «или каким бы другим именем ты ни пожелал называться». Авл Геллий писал (II, 28), что искупительная жертва в случае землетрясения приносится «или богу, или богине», поскольку не было точно известно, какое именно божество трясет землю, и неопределенность диктовалась стремлением избежать ошибки.
Вейовис (Veiovis, от ve — отрицание и lovis — Юпитер) - бог подземного мира, противопоставлявшийся Дионису; иногда интерпретировался как Юпитер подземного царства. Мог отождествляться с Аполлоном (Aul. Gell. V 12). Позже культ был вытеснен культом Диспатера.
Венера - богиня садов, постепенно была отождествлена с греческой Афродитой, и стаа богиней красоты и любви, а также прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Особую популярность В. приобрела в 1 в. до н. э., когда её покровительством пользовались: Сулла, Помпей, и особенно Цезарь, считавший её прародительницей Юлиев (В. Genetrix). Эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов, — Serv. Verg. Aen. I 720) и др. Отождествлялась с египетской Исидой и ближневосточной Астартой.
Вертумн - бог перемен (времен года, течения рек, настроений людей, стадияй созревания плодов). Муж Помоны. По одной версии, первоначально сабинский бог (Liv. XLIV 16, 10); по другой — бог г. Вольсинии, главное божество этрусского союза, получившее в Риме храм после победы над Вольсиниями в 494 до н. э. (Propert. V 2, 3; Varr. V 46).
Виктория - богиня победы
Виртус - персонификация мужественности
Волтурн, Вултурн - бог одноименной реки в Италии, имевший своего жреца-фламина и праздник Волтурналий, связанный также с культом Тиберина — бога реки Тибр.
Волтурн, Вултурн - бог одноименной реки в Италии, имевший своего жреца-фламина и праздник Волтурналий, связанный также с культом Тиберина — бога реки Тибр.
Вулкан - бог огня. Введение культа приписывалось Титу Тацию (Dion. Halle. II 50). Вместе с Вулканом почиталась богиня Майя (Маестас), которой приносилась жертва в первый день мая (Ovid. Fast. V 1 след.). Позже почитался как защитник от пожаров, вместе с богиней Стата Матер. Соответствует греческому Гефесту, но в самом Риме не связывался с кузнечным делом, в отличие от Рейна и Дуная. Вулкан по преданию мог на десять лет отсрочивать веления судьбы (Serv. Verg. Aen. Vili 398).
Гении(genius, от gens, «род», gigno, «рождать», «производить»), изначально прародители рода. Позже боги мужских внутренних и физических сил. Считалось, что каждый мужчина имеет своего Гения. Постепенно стало считаться что гений рождается вместе с человеком и руководить его действиями. После смерти гении могли бродить около земли или присоединяться к другим богам. Гения могли иметь города, местности, союзы и т.д. Гении могли появляться в виде змей, но изображались как юноши с рогом изобилия, чашей и пр. Гению Рима был посвящён на Капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол гени— хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги (Serv. Verg. Aen. II 351). по Сервию, при рождении человек получает двух гениев: один побуждает его к плохому, другой к хорошему, а после смерти наша судьба определяется их свидетельством, в зависимости от чего душа скорее или медленнее переселяется в новое тело, а за большие заслуги пребывает с богами
Гонор - персонификация мужественности
Диана - богиня растительности, охоты, помощница при родах, олицетворение луны. Подробнее
Диспатер (Dis pater), в римской мифологии бог подземного мира. Отождествлялся с греческим Плутоном.
Индигеты (Indigetes), в римской мифологии группа богов. Либо почитались вместе с другой группой - новенсидами (или новенсилами), либо как исконно римские боги им противопоставлялись (как богам новым). Характер этих групп был неясен самим римлянам. Индигетов толковали как богов, входивших в совет Юпитера, как хранителей отдельных городов (Serv. Verg. Aen. XII 794; Georg. I 498). Иногда они именовались "отечественными богами Индигетами", хранящими Рим вместе с Ромулом и Вестой (Verg. Aen. I 498 - 499). Индигеты трактовались также ни в чём не нуждающимися богами или теми, в которых нуждаются люди, или теми, которых призывают и умоляют (на основании сопоставления с жреческими книгами - индигитаментами, содержавшими перечень богов, призываемых в тех или иных случаях), или богами, не имеющими собственных имён (Serv. Verg. Aen. XII 794; Georg. I 21; I 498). Наиболее вероятно отождествление Индигетов с обожествлёнными людьми - героями, почитавшимися обычно в определённой ограниченной местности. Эней почитался под именем Юпитера Индигета как бог (Liv. I 2, 6; Serv. Verg. Aen. I 259) или, по греческой версии, ему соорудили героон как отцу и богу - хранителю этого места (Dion. Halic. I 64, 5).
Диспатер (Dis pater), в римской мифологии бог подземного мира. Отождествлялся с греческим Плутоном.
Индигеты (Indigetes), в римской мифологии группа богов. Либо почитались вместе с другой группой - новенсидами (или новенсилами), либо как исконно римские боги им противопоставлялись (как богам новым). Характер этих групп был неясен самим римлянам. Индигетов толковали как богов, входивших в совет Юпитера, как хранителей отдельных городов (Serv. Verg. Aen. XII 794; Georg. I 498). Иногда они именовались "отечественными богами Индигетами", хранящими Рим вместе с Ромулом и Вестой (Verg. Aen. I 498 - 499). Индигеты трактовались также ни в чём не нуждающимися богами или теми, в которых нуждаются люди, или теми, которых призывают и умоляют (на основании сопоставления с жреческими книгами - индигитаментами, содержавшими перечень богов, призываемых в тех или иных случаях), или богами, не имеющими собственных имён (Serv. Verg. Aen. XII 794; Georg. I 21; I 498). Наиболее вероятно отождествление Индигетов с обожествлёнными людьми - героями, почитавшимися обычно в определённой ограниченной местности. Эней почитался под именем Юпитера Индигета как бог (Liv. I 2, 6; Serv. Verg. Aen. I 259) или, по греческой версии, ему соорудили героон как отцу и богу - хранителю этого места (Dion. Halic. I 64, 5).
Камены - нимфы ручья в посвященной им в Риме у Капенских ворот роще, где они и получали жертвоприношения из воды и молока (Serv. Verg. Aen. I 8; Bue. VII 21). Из их ручья весталки черпали воду для нужд храма Весты (Plut. Numa 13). Не позже начала 3 в. до н. э. К. были отождествлены с музами, на основании сближения их имени со словом carmen, «песня», или глаголом canere, «петь» (Serv. Verg. Ecl. III 59).
Кармента - богиня помощница при родах (Serv. Verg. Aen. Vili 336; Plut. Q. R. 56). Её помощницы (или сестры): Прорса и Постворта (получили свои имена от названий двух положений ребёнка при родах, Aul. Gel. XVI 16). Имя иногда производилось от слова carmen (песня): считалось, что в песнях она предсказывает судьбу новорождённым; при этом её сестры Постворта и Антеворта видят как прошедшее, так и будущее.
Карна - богиня подземного мира. В её праздник карнарии ей приносилась в жертву бобовая каша, а могилы родных украшались цветами. Считалась также защитницей детей и хранительницей внутренних органов человека (Ovid. Fast. VI 106, след.).
Квирин первоначально был богом, почитавшимся сабинами на холме Квиринале , вошедшим в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царём сабинян Титом Тацием. Также Квирин — бог народного собрания,. считался ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетворяет Марса мирного, Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм Квирина внутри городских стен (Serv. Verg. Aen. III 35; VI 859). Квирин назывался также сыном Марса (Овидий, Фасты) и отождествлялся с Ромулом — учредителем важнейших институтов римской гражданской общины, с Янусом, который ведал войной и миром.
Конкордия (Concordia), в Риме персонифицированное и обожествленное понятие согласия, понимавшегося как согласие между гражданами, народом и сенатом, в эпоху империи - между императорами и их соправителями. Первый храм Конкордии был открыт на Форуме в 387 до н.э. М. Фурием Камиллом по случаю примирения патрициев и плебеев (Ovid. Fast. I 637; Plut. Camill. 42), затем отремонтирован и снова посвящен Конкордии после подавления движения Гракхов (как об этом сообщает Аппиан в "Гражданских войнах" I 26), а затем Тиберием в знак согласия в императорской семье. Другие храмы Конкордии сооружались по аналогичным случаям (напр., в 44 до н.э. в память достигнутого при Цезаре согласия между гражданами после окончания Гражданских войн). В эпоху империи Конкордия с эпитетом Августа (как воплощение согласия в войске, между провинциями и Римом и пр.) часто изображалась на монетах и имела святилища в разных частях римского мира.
Конкордия (Concordia), в Риме персонифицированное и обожествленное понятие согласия, понимавшегося как согласие между гражданами, народом и сенатом, в эпоху империи - между императорами и их соправителями. Первый храм Конкордии был открыт на Форуме в 387 до н.э. М. Фурием Камиллом по случаю примирения патрициев и плебеев (Ovid. Fast. I 637; Plut. Camill. 42), затем отремонтирован и снова посвящен Конкордии после подавления движения Гракхов (как об этом сообщает Аппиан в "Гражданских войнах" I 26), а затем Тиберием в знак согласия в императорской семье. Другие храмы Конкордии сооружались по аналогичным случаям (напр., в 44 до н.э. в память достигнутого при Цезаре согласия между гражданами после окончания Гражданских войн). В эпоху империи Конкордия с эпитетом Августа (как воплощение согласия в войске, между провинциями и Римом и пр.) часто изображалась на монетах и имела святилища в разных частях римского мира.
Конс - защитник собранного урожая, зернохранилищ. Почитался вместе с богиней Опс. Его закрытый подземный алтарь открывал ся только дважды в год (21 августа и 15 декабря) в праздник консуалий, когда ему приносились жертвы, устраивались бега, состязались пастухи, украшались венками лошади, мулы, ослы. Впоследствии консуалии слились с праздником «конного» Нептуна, а сам Конс по созвучию его имени со словом «совет» (consilium) считался богом добрых советов (Dion. Halic. II 31; Serv. Verg. Aen. VIII 636; Plut. Q. R. 48).
Лары - покровители сообществ и их земель. Культ происходил из культа мёртвых (Serv. Verg. Aen. V 64; VI 152). Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они могут наказывать господ, слишком жестоких к рабам, которые активно участвовали в культе ларов. Как покровителей общины ларов почитали на перекрестках, где на алтарях развешивались куклы и шерстяные шары по числу жителей. Лары были тесно связаны с лесом и, по распространенному представлению, жили в лесах и водных источниках.Лары изображались в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой. Культ ларов продержался особенно долго после распространения христианства.
Лемуры ( ларвы) - вредоносные призраки мертвецов, не получивших должного погребения, преступно убитых, злодеев и т. п., бродящие по ночам и насылающие на людей безумие. Им были посвящены дни 9, 11 и 13 мая — лемурии, когда закрывались храмы и не совершались браки. Чтобы выгнать Л. из дома, глава семьи должен был, встав ночью и трижды омыв руки, взять в рот чёрные бобы и, не оборачиваясь, бросать их через плечо, девять раз повторяя, что этими бобами он искупает себя и своих близких; затем, ударяя в медный таз, девять раз призвать призрак удалиться из дома.
Луна - персонификация луны, позднее ее культ был вытеснен культом Дианы.
Маны - боги загробного мира (Serv. Verg. Aen. I 143; III 63), затем обожествлённые души предков (dii parentum, dii parentes, V 47). В честь манов в дни поминовения приносились жертвы: на могилы приносили угощения; сами могилы украшались цветами; в паренталии открывался обычно закрытый «камнем М.» (lapis manalis) вход в подземелье — мундус, считавшийся входом в мир мёртвых (Ovid. Fast. IV 821 след.).
Марика,богиня или нимфа, почитавшаяся у реки Лирис в посвященной ей роще. Жена Фавна, мать Латина, отождествлявшаяся с Венерой (Serv. Verg. Aen. VII 47).
Матер Матута, богиня; в её честь 11 июня справлялся праздник матралий, во время которого женщины молились за детей своих сестёр. Вход в храм был запрещён рабыням, но во время праздника в него приводили, а затем с побоями изгоняли рабыню (Ovid. Fast. VI 475 след.).
Меркурий (от merx, «товар», mercare, «торговать») бог торговли, отождествлявшийся с греческим Гермесом. Матерью Меркурия считалась Майя. Изображался с кошелем, носил эпитет «счастливый». В Риме и городах Италии существовали вербовавшиеся из плебеев и рабов коллегии почитателей Меркурия (одного или с Майей), впоследствии ставшие коллегиями императорского культа. Кроме обеспечения торговой прибыли, считалось, что Меркурий может указать зарытый клад. В результате отождествления с Гермесом Меркурий также стал считаться проводником душ в мире мёртвых (Serv. Verg. Aen. I 741), вестником и прислужником богов, покровителем искусств и ремёсел, знатоком тайн магии и астрологии (Serv. Verg. Aen. I 741). В провинциях империи отождествлялся с кельтским богом Лугом.
Минерва, , входившая наряду с Юпитером и Юноной в т. н. капитолийскую триаду, которой был посвящен храм на Капитолии. Соответствует этрусской Менрве. Покровительница ремёсел и искусств. Впоследствии её почитали так же врачи и учителя. Минерва была отождествлена с Афиной, и стала считаться богиней мудрости, войны и городов. В римских провинциях отождествлялась с Суль в Британии, Сулевией в Галлии.
Нептун (Neptunus, Neptunus Pater), бог воды, что обусловило его отождествление с Посейдоном (не позднее начала 3 в. до н. э.). Праздник нептуналии справлялся 23 июля с целью предотвращения засухи (во время праздника строились хижины из листьев). Морской Нептун почитался людьми, связанными с морем или отправлявшимися в морское путешествие, иногда с божествами-персонификациями бури, ветров, штиля, хорошей погоды. В результате отождествления с Посейдоном Нептуна стали связывать с лошадьми.
Нумина - присущие различным предметам и действиям неопределенные силы
Нумина - присущие различным предметам и действиям неопределенные силы
.
Опс - богиня плодородия, богатой жатвы, посевов. Праздник опиконсивия отмечался 25 августа С 3 в. до н. э. Опс отождествляется с греческой Реей и считается женой Сатурна.
Орк - божество смерти, а также само царство мёртвых.
Очищение - считалось, что можно очищать водой, воздухом и огнём. Например для очищения воздухом качались на качелях в праздник Либера.
Очищение - считалось, что можно очищать водой, воздухом и огнём. Например для очищения воздухом качались на качелях в праздник Либера.
Пакс - персонификация мира. Изображалась в виде женщины с кадуцеем, рогом изобилия, колосьями, оливковой ветвью.
Палес, в римской мифологии пастушеское божество, покровительница (реже покровитель) коз и овец. Праздник палилии отмечался 21 апреля, когда богине приносили мёд и молоко, убирали и украшали венками и гирляндами стойла, разжигали из серы и разных трав костры, между которыми проводили для очищения стада, а пастухи трижды через них прыгали и просили защитить людей, скот, собак, снять с пастухов и животных скверну, навлечённую невольной провинностью против сельских святилищ, рощ, могил и вод, дать плодовитость скоту и изобилие растительности, защитить от вредных фавнов и нимф (Ovid. Fast. IV 721 след.). Заканчивался обряд весёлым пиром.
Парки - богини судьбы (равнозначные греческим мойрам).
Пенаты - божества-хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; могли отождествляться с ларами.
Пик, Пикус (Picus, "дятел"), в римской мифологии лесное божество, дававшее оракулы. Супруг Помоны, возлюбленный Кирки, был превращён ею в дятла за то, что отверг её любовь. Один из царей Лаврента, сын Пилумна, отец Фавна (Serv. Verg. Aen. VII 190; X 76; Ovid. Met. XIV 320). Эпоним племени пиценов, которых привёл в места их обитания. У римских авгуров Пик как священная птица бога Марса считался особенно пригодным для гадания по поведению птиц.
Пик, Пикус (Picus, "дятел"), в римской мифологии лесное божество, дававшее оракулы. Супруг Помоны, возлюбленный Кирки, был превращён ею в дятла за то, что отверг её любовь. Один из царей Лаврента, сын Пилумна, отец Фавна (Serv. Verg. Aen. VII 190; X 76; Ovid. Met. XIV 320). Эпоним племени пиценов, которых привёл в места их обитания. У римских авгуров Пик как священная птица бога Марса считался особенно пригодным для гадания по поведению птиц.
Пилумн и Пикумн - боги брака и рождения. Перед домом роженицы этим богам ставилось ложе, убиравшееся после того, как отец признает новорождённого. Пилумн изобрёл пест для дробления зерна. Его брат Пикумн ввёл унавоживание полей. Иногда их отождествляли с Диоскурами. Считались также богами славы, заслуженной похвалы.
Помона - богиня плодов, жена Вертумна или Пика.
Портун (Portunus, Portunus Pater, от portus, «порт»), дверей (возможно, близкий Янусу), особенно входа в реку или море, бог гавани (Verg. Aen. V 241). Праздник — портуналии отмечали на Тибре 17 августа.
Приап - в римской поэзии комический, незадачливый обожатель нимф, наделенный исключительной сексуальной потенцией. Для простых людей он был хранителем садов и земли, а также великим мировым божеством, Приапом Пантеем, отцом и творцом всего сущего, укротителем жестоких и нечестивых людей
Рея Сильвия (Rea, Rhea Silvia), Илия, в римской мифологии мать Ромула и Рема. По одной версии, приближавшей основание Рима к прибытию в Италию Энея, Р. С. была его дочерью или внучкой; по другой, более распространённой, — дочерью царя Альбы-Лонги Нумитора (отсюда вторая часть имени Р. С. от silvius, «лесовик» — прозвище или родовое имя всех царей Альбы-Лонги), изгнанного своим захватившим власть братом Амулием. Амулий, чтобы у Р. С. не было детей, сделал её весталкой. Однако Р. С. родила двух близнецов от полюбившего её Марса (есть версия, что от Амулия в облике Марса). Согласно одним преданиям, Р. С. потом была убита Амулием, согласно другим, — заточена в темницу, откуда её освободили, свергнув Амулия, сыновья, согласно третьим, — она бросилась в Тибр, была спасена богом Тиберином и стала его женой (Liv. I 3; Dion. Halic. I 71; Ovid. Fast. II 598 след.).
Приап - в римской поэзии комический, незадачливый обожатель нимф, наделенный исключительной сексуальной потенцией. Для простых людей он был хранителем садов и земли, а также великим мировым божеством, Приапом Пантеем, отцом и творцом всего сущего, укротителем жестоких и нечестивых людей
Рея Сильвия (Rea, Rhea Silvia), Илия, в римской мифологии мать Ромула и Рема. По одной версии, приближавшей основание Рима к прибытию в Италию Энея, Р. С. была его дочерью или внучкой; по другой, более распространённой, — дочерью царя Альбы-Лонги Нумитора (отсюда вторая часть имени Р. С. от silvius, «лесовик» — прозвище или родовое имя всех царей Альбы-Лонги), изгнанного своим захватившим власть братом Амулием. Амулий, чтобы у Р. С. не было детей, сделал её весталкой. Однако Р. С. родила двух близнецов от полюбившего её Марса (есть версия, что от Амулия в облике Марса). Согласно одним преданиям, Р. С. потом была убита Амулием, согласно другим, — заточена в темницу, откуда её освободили, свергнув Амулия, сыновья, согласно третьим, — она бросилась в Тибр, была спасена богом Тиберином и стала его женой (Liv. I 3; Dion. Halic. I 71; Ovid. Fast. II 598 след.).
Робиго — божествj, отвращавшее от гибели урожай и другие грозившие гражданской общине бедствия (Ovid. Fast. IV 905; Aul. Gell. IV 6, 12)
Рома - богиня, персонификация города Рима
Салюс - богиня здоровья, благополучия, процветания.
Салюс - богиня здоровья, благополучия, процветания.
Сатурн . Не позже начала 3 в. до н. э. стал отождествляться с Кроносом (пожирающим своих детей) и под влиянием представлений о Кроносе стал почитаться как бог золотого века, царь-соправитель (вместе с Янусом) Лация. Будучи царем Сатурн обучал подданных земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни. Праздник Сатурна отмечался 17 декабря и постепенно был продлен до 5-7 дней. Во время него господа и слуги менялись своими обязанностями, проводились карнавалы, люди обменивались подарками — светильниками и глиняными фигурками, избирался шуточный царь сатурналий. В храме Сатурна хранилась государственная казна. Его паредре (женскому соответствию) Луа посвящалось оружие убитых врагов. Позже женой Сатурна стала считаться отождествленная с Реей Опс. В Северной Африке Сатурн отождествлялся с Баалами (верховными богами местности)
Сивиллины книгы - в соответствии с указаниями эти книг в период бедствий или дурных знаков, римляне воздвигали храм тому или иному божеству или проводили посвященные богам праздники .
Сивиллины книгы - в соответствии с указаниями эти книг в период бедствий или дурных знаков, римляне воздвигали храм тому или иному божеству или проводили посвященные богам праздники .
Теллус - , богиня земли и её производительных сил. Призывалась понтификами вместе с Теллумоном, Альтором (кормильцем) и Рузором (возобновляющим плоды земли). Праздник Фордицидии отмечался 15 апреля, во время него Теллус в жертву приносили стельную корову Вместе с Церерой, Теллус в декабре посвящался праздник, когда во имя защиты зимних посевов фламин приносил богиням жертву, призывая двенадцать богов, ведавших отдельными этапами работы хлебопашца (Ovid. Fast. I 657; Serv. Verg. Georg. I 21). Перед жатвой обеим богиням приносили в жертву свинью, что имело также целью искупить возможные нарушения каких-либо религиозных запретов (Aul. Gell. IV 6, 7). Теллус призывалась также при заключении браков (Serv. Verg. Aen. IV 166). В качестве богини подземного мира ей приносилась очистительная жертва фамилией, член которой умирал; её, так же как манов, призывали, обрекая врагов подземным богам (Liv. VIII 6, 10; X 28, 13). Теллус отождествляли с Церерой, Вестой, Юноной. Постепенно культ был вытеснен культом Цереры.
Термин - божество границ, межевых знаков, разделявших земельные участки. Праздник терминалии отмечался 23 января, в него община приносила жертву Терминам выливая мед и молоко в яму у межевого камня, также украшали этот камень и пировали.
Фавн - бог (или боги) полей, лесов, пастбищ, животных, скотоводства. Женским соответствием была Фавна, Фатуя, впоследствии считавшаяся его дочерью и известная как Бона деа (Serv. Verg. Aen. VII 47; VIII 314).
При шуме леса или во сне Фавн давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом (Dion. Halic. V 16). Вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин. В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили Фавну жертву — собаку и козла. После жертвоприношения луперки, обнажённые, с козьей шкурой на бёдрах бежали, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми.
Фаты - божества подобные мойрам
Фебрис - богиня лихорадки.
Ферония - богиня полей, лесов, целебных трав, подземного царства, близкая Бона Деа. Могла отождествляться с Юноной (Serv. Verg. Aen. VII 799). В храме Феронии происходил отпуск на волю рабов
Фидес - богиня верности клятве.
Флора - богиня цветения колосьев, цветов, садов. В праздник в честь Флоры на её алтарь приносили цветущие колосья.
Фонс (Fons, «водный источник») - бог водных источников; праздник фонтаналии отмечался 13 октября, в источники бросали цветочные гирлянды и украшали колодцы.
Форнакс - богиня очага и печей для сушки зерна
Фортуна - богиня счастья, случая и удачи. В классическое время Фортуна идентифицировалась с греческой Тихе. Садоводы почитали Фортуну как богиню плодов. Праздник отмечался 11 июня. Введение культа Фортуны связывалось с царём Сервием Туллием, ставшим из сына рабыни царём (Ovid. Fast. VI 569). Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, или с повязкой на глазах.
Фурии (Furiae, от furire, «неистовствовать») - богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершённые грехи, аналог греческих эриний.
Церера - богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков. В эпоху борьбы патрициев и плебеев Церера возглавляла плебейскую триаду (Церера, Либер и Либера) После примирения патрициев и плебеев Церера стала почитаться как общая богиня, но позже Церера была противопоставлена богиня нобилитета Кибела. Церере вместе с Теллус были посвящены праздники жатвы, а также зимнего посева (сементивы, 13 декабря) и цереалии (19 апреля). Цереалии сопровождались цирковыми и сценическими играми, травлей лисиц, к которым привязывались горящие факелы, и разбрасыванием орехов (Ovid. Fast. IV 681 след.), что должно было защитить от зноя посевы и стимулировать их рост. В 3 в. до н. э. Церера сближается с греческой Деметрой, Либера с Прозерпиной — Персефоной.
Эгерия - речная нимфа, которая была женой легендарного царя Нумы Помпилия и помогла ему разработать законы. Как считалось, Эгерия давала женщинам и легкие роды. Вероятно к ней обращались и для лечения других болезней.
Эгерия - речная нимфа, которая была женой легендарного царя Нумы Помпилия и помогла ему разработать законы. Как считалось, Эгерия давала женщинам и легкие роды. Вероятно к ней обращались и для лечения других болезней.
Юнона - богиня брака, материнства, женщин. Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина — своего Гения). Супруга Юпитера, отождествлявшаяся с греческой Герой. Эпитеты: «царица», Луцина («светлая»), «выводящая ребёнка на свет» («родовспомогательница»), Соспита («вспомоществующая»); Календария — богиня начала каждого месяца — календ, Румина («кормилица»), Фульгура («молниемечущая»), Монета («советница»), в храме которой чеканились деньги, Оссипага («дающая скелет зародышу»). Вместе с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду. Женскими праздниками считались посвященные ЮнонееЛуцине Матроналии (1 марта) и Ноны Капротины (7 июля), в последнем жертвы приносились под священной смоковницей. Юнону при заключении браков, ей приносили благодарственные жертвы после родов,приближавшиеся к её храму не должны были иметь на себе узлы, как затрудняющие роды (Serv. Verg. Aen. IV 518; Ovid. Fast. Ill 257).
Юпитер - бог неба, дневного света, грозы, царь богов, отождествляющийся с греч. Зевсом. Почитался на возвышенностях и в виде камня (Serv. Verg. Aen. VIII 641). Покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Ovid. Fast. IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Ю. Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Также считался гарантом верности клятве (Dius Fidius; Aul. Gell. I 21, 4); как Ю. Термин — хранителем границ, как Ю. Либертас и Ю. Либер — защитником свободы. Считался богом войны и победы. По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог, как душа или разум, а также сущность мира.
Янус (Janus Pater, от ianua, «двери», «ворота») - бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека, Serv. Verg. Aen. I 292). Его праздник — агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии (Ovid. Fast. I 318), Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет «двойной» (Geminus). Считался также богом договоров, союзов (напр., союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома (Ovid. Fast. I 135), а также тем, что он знает и прошлое, и будущее (Macrob. Sat. I 9, 7). В песне салиев Янус именовался «богом богов» и «добрым создателем» (I 9, 14—18). Впоследствии он трактовался как «мир» — mundus (Serv. Verg. Aen. VII 610; Macrob. Sat. I 7, 18—28), как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка (Ovid. Fast. I 104 след.). Царствовал на земле, когда "божества жили в домах людей" (Овидий, Фасты)
источники -
Мифы народов мира под ред С, А. Токарева. статьи Е. М,Штаерман.
Голубцова Е.С. (отв. ред.) Культура Древнего Рима.
Голубцова Е.С. (отв. ред.) Культура Древнего Рима.
Комментариев нет:
Отправить комментарий