(др.-инд. Mitrа, букв. "друг", понимаемый как второй участник договора; в среднем роде - "дружба", "договор"), в ведийской мифологии бог, связанный с договором, людьми, солнцем, один из адитьев.
В большинстве случаев Митра упоминается в паре с Варуной.
Но существуют и обособленные обращений.
Митру называют благосклонным к небесному роду (1.58), Агни называют великим, как Митра.
(1.58), (2.1) (6.3). Агни, " словно Митру, смертные
С помощью восхвалений поставили впереди."(5.16). С Митрой также отождествляется и Савитар(5.85).
Митра - возница небывалого (1.77). Сома называется чистым как Митра (1.91) (9.88), или приятным на вид как он (9.2). Небо и Земля направляют закон Митры. Митру сопровождает Тваштар (6.52). Митра приводит в порядок народ (7.36) (8.102), поля (8.31)
Упоминается, что Митра может вводить в заблуждение богов (10.12)
В (3.5) Агни идентифицируется с Митрой "Митрой становится Агни, когда зажжен," и "достоин призывов как Митра". По мнению комментатора Саяны, Митра здесь означает Солнце.
Митра называется щедрым (4.3), внимательным (4.5).
К Митре отдельно обращен один гимн Ригведы (3.59) (автор Вишвамитра)
1 Митра (другом) называемый, приводит в порядок людей.
Митра удерживает небо и землю.
Митра, не смыкая очей, озирает народы.
Митре возлейте жертву, богатую жиром.
2 Да превзойдет (всех), о Митра, смертный, услаждающий (тебя) жертвой,
Кто старается для тебя, о Адитья, в соответствии с обетом!
Неистребим (и) непобедим поддерживаемый тобою,
Не настигнет его беда ни вблизи, ни издалека.
3 Без болезней, радующиеся жертвенному подкреплению,
Твердо стоя на коленях по (всему) земному простору,
Живя в завете Адитьи,
Да будем мы в милости у Митры!
4 Этот Митра, достойный поклонения, очень благосклонный,
Родился царем с доброй властью, устроителем (обряда).
Да будем мы в милости у него, достойного жертв,
И в добром его расположении!
5 К великому Адитье надо приближаться с поклонением.
(Он) приводит в порядок людей, благосклонен к певцу -
Поэтому для самого удивительного Митры
Возлейте в огонь эту желанную жертву!
6 Помощь бога Митры,
Поддерживающего людей, приносит добычу.
Блеск (его) окружен самой яркой славой.
7 Кто величием превзошел небо, –
Митра далеко простирающийся, –
Славой (он) пре(взошел) землю.
8 Митре, чья сила – в помощи,
Покорились пять народов.
Он несет всех богов.
9 Митра среди богов, среди людей
Для человека, разложившего жертвенную солому,
Создал подкрепления, соответствующие обетам, которых пожелали.
источники:
Мифы народов мира, под ред. С. Токарева
Ригведа, перевод Т. Елизаренковой
В большинстве случаев Митра упоминается в паре с Варуной.
Но существуют и обособленные обращений.
Митру называют благосклонным к небесному роду (1.58), Агни называют великим, как Митра.
(1.58), (2.1) (6.3). Агни, " словно Митру, смертные
С помощью восхвалений поставили впереди."(5.16). С Митрой также отождествляется и Савитар(5.85).
Митра - возница небывалого (1.77). Сома называется чистым как Митра (1.91) (9.88), или приятным на вид как он (9.2). Небо и Земля направляют закон Митры. Митру сопровождает Тваштар (6.52). Митра приводит в порядок народ (7.36) (8.102), поля (8.31)
Упоминается, что Митра может вводить в заблуждение богов (10.12)
В (3.5) Агни идентифицируется с Митрой "Митрой становится Агни, когда зажжен," и "достоин призывов как Митра". По мнению комментатора Саяны, Митра здесь означает Солнце.
Митра называется щедрым (4.3), внимательным (4.5).
К Митре отдельно обращен один гимн Ригведы (3.59) (автор Вишвамитра)
1 Митра (другом) называемый, приводит в порядок людей.
Митра удерживает небо и землю.
Митра, не смыкая очей, озирает народы.
Митре возлейте жертву, богатую жиром.
2 Да превзойдет (всех), о Митра, смертный, услаждающий (тебя) жертвой,
Кто старается для тебя, о Адитья, в соответствии с обетом!
Неистребим (и) непобедим поддерживаемый тобою,
Не настигнет его беда ни вблизи, ни издалека.
3 Без болезней, радующиеся жертвенному подкреплению,
Твердо стоя на коленях по (всему) земному простору,
Живя в завете Адитьи,
Да будем мы в милости у Митры!
4 Этот Митра, достойный поклонения, очень благосклонный,
Родился царем с доброй властью, устроителем (обряда).
Да будем мы в милости у него, достойного жертв,
И в добром его расположении!
5 К великому Адитье надо приближаться с поклонением.
(Он) приводит в порядок людей, благосклонен к певцу -
Поэтому для самого удивительного Митры
Возлейте в огонь эту желанную жертву!
6 Помощь бога Митры,
Поддерживающего людей, приносит добычу.
Блеск (его) окружен самой яркой славой.
7 Кто величием превзошел небо, –
Митра далеко простирающийся, –
Славой (он) пре(взошел) землю.
8 Митре, чья сила – в помощи,
Покорились пять народов.
Он несет всех богов.
9 Митра среди богов, среди людей
Для человека, разложившего жертвенную солому,
Создал подкрепления, соответствующие обетам, которых пожелали.
источники:
Мифы народов мира, под ред. С. Токарева
Ригведа, перевод Т. Елизаренковой
Комментариев нет:
Отправить комментарий