четверг, 28 ноября 2013 г.

Варуна (в Ригведе)

Варуна - в ведийский период бог вод,  дождя, закона, справедливости, один из Адитьев.
Часто встречается в гимнах в паре с Митрой

17 век. 
Индра и Варуна
Есть гимны, которые одновременно обращаются к Индре и Варуне (1.17, 4.41, 4.42, 6.68, 7.82) - они называются двумя вседержителями и воплощают силу духа,  лучшими из богов, щедрейшими из щедрых, богатство которое они дают разбивают дурные речи завистников (6.68).
 Также к ним в паре обращаются в гимне (3.62)..

Они наделяют сокровищами и поражают врагов ваджрой (4.41). Их призывают для защиты (7.82), просят "создать простор в решающую минту".

  Варуна живет на небе с Индрой товарищем (7.34).  В них заключена сила народов (7.82)
В гимне (7.82) говорится, что "все боги на высшем небосводе
Со(единили) в них двоих силу, о быки, соединили мощь.", а они создали всех существ вселенной.  Их просят сделать набухшими поэтические мысли (7.82). Тех, к кому они приходят на обряд обходят нужда, опасности и мучение. (7.82)


Митра и Варуна
Варуна и Митра умножают и укрепляют всемирный закон (Rta) (1.2), (1.23)
Митра и Варуна помогают молитве (dhiya) (1.2), их называют мудрецами (kavi) (1.2), асурами, Варуну - мудрым асурой (1.24),  далеко смотрящим (1.25).
Они повелители света закона (1.23), хранители закона (6.51),  колесничие закона (7.66) , усиливаются от закона (7.66), подавили беззаконие (1.152), охраняют амриту в коровах (1.71), управляют мыслями вдохновенного (1.152), истинные цари речи (vak) (6.51), правят в соответствии с законом (6.62), преданные закону (7.39) вседержители с чистой силой действия (8.23)
Они  запрягают силу действия неба (1.151), владеют чудесной силой майи (1.151), (5.63),  самодержцы, хозяева неба и земли, управляют вселенной (5.63), истинные повелители, усиливающие закон (5.65),  удержали Землю и Небо (5.62), помещают Солнце на небо как яркую колесницу (5.63), вызывают дождь и течение вод (5.68), поддерживают "три светлых пространства, три неба, три (воздушны) пространства (5.69), объединяют людей (5.72), несопоставимы с богами по величию (6.67) Сурья считается глазом Митры - Варуны (10.37)
Их называют двумя Рудрами (5.70), они связаны с размером вирадж (10.126).

Они "с необагренными кровью руками, защищающие издалека благочестивого," (5.62), созерцают безграничность и границы (5.62), у них нерушимая асурская высшая сила (7.65)
Варуна называется ведущим прямо, а Митра знающим (1.90), они ведут через проявления враждебности (10.126)

Вместе с другими богами к ним часто обращаются в различных гимнах. Их призывают для того, чтобы слова одержали верх в состязаниях (1.152), для защиты (5.70) (7.50), счастья и блага (5.69)..  Их просят об умножении растений, проливании дождя (5.62) (7.64), сделать молитвы набухшими (5.71). . Для того, кому они помогают проливается сладкий дождь с неба (5.63), который они заставляют изливаться с помощью асурской волшебной силы (māya). 
Митра и Варуна дали людям пуру (племя) коня Дадхикравана (4.39), преодолевающего препятствия.

От Митры и Варуны происходит один из риши Васиштха (7.33)

У Митры буланый конь, а у Варуны коричневый (7.44)


Несколько раз встречается сочетание  Митра, Арьяман, Варуна (1.186). (7.63). В гимне (7.66) они  "установили осень, месяц и день, Жертву, ночь и гимн. Их просят "переправить через беду" (8.67)


Варуна
Варуна сделал широкий путь для Солнца (1.24) (7.87) , пустил потоки рек, впадающих в море (7.87),  начертал рекам пути для бега (10.75),  укрепил небо, измерил протяженность земли, завладел всеми мирами, как вседержитель (8.42) "в море нисходит Варуна, как день, как белая капля (7.87),

Варуна называется "мудрым пастырем бессмертия" (8.42). 

 Сурья называется глазом, которым Варуна смотрит "на деятельного среди людей". (также Сурья глаз и Митры, Агни), стоя в воздушном пространстве словно мерой Солнцем измерил землю (5.85), также его просят о создании простора для оружия (6.75)..
Он движется по морям (1.161), находится в водах (7.44), одевается в реки (9.90), называется четырехликим (5.48), грозным и тысячеоким (7.34). Его дом - стовратный и высокий (7.88).

Его просят о снятии грехов, не карать за грехи(7.88) , ослабить узы (2.28), оберегать от опасности (2.28).  Сотворившего грех, он поражает смертельным оружием (2.28)

Распространен мотив всеведения и всеприсутствия Варуны  - Ригведа (1.25) (он знает след птиц, морские челны, путь ветра и т.д "Оттуда все сокрытое наблюдает внимательный,сотворенное и что будет сотворено".) . Живет у истока рек, окруженный семи сестрами, обнял ночи, волшебной силой спрятал зори, укрепил вершины гор, видный отовсюду, тайный океан, мощный, ногою-лучом он рассеял колдовские чары, опорой держал врозь два мира (8.41)

 В Атхарваведе (4.16) одновременно представляет 2 океана и присутствует в каждой капле воды, Варуна правит богами (АВ 1.10), его повеления всегда сбываются, он замечает любой обман (АВ 1.10)

Варуна создает молитву (brahmA), открывает сердцем мысль (matiM), связан с появлением закона (Rta) (1.105)/, вождь закона (7.40) открывает путь (4.55), следит за мыслями людей (8.41)
Он выпустил реки течь и разделил их (2.28),

" как заклатель – шкуру, разбил
Землю, чтобы разостлать ее под солнцем. Среди деревьев протянул он воздух,
Волю к победе Варуна (вложил) в скакунов, молоко - в коров.
Вдохновение – в сердца, Агни – в воды,
Солнце поместил на небо. сому – на гору." (5.85)


Также он царит над всем (1.25) (10.132), боги следуют решению Варуны (4.42) (8.41). Подчеркивается, что его обет крепок (dhRtavrato) или он поддерживает соблюдение его (1.44)


Другие божества
Агни называется братом Варуны (4.1), также Агни называют Варуной, когда он рождается (5.3) и просто В. (7.12)

Варунани (?) (предположительно супругу Варуны) призывают на счастье (1.22) (2.32), к ней обращаются вместе с другими супругами богов (5.46)











Комментариев нет:

Отправить комментарий