пятница, 12 июля 2013 г.

Вирадж

Вирадж ("«господствующий», «возглавляющий»; m.f.
«повелитель», «повелительница»)
Ригведа
В Ригведе Вирадж упоминается в Пуруша-сукте (10.90) -

"От него Вирадж родилась,
От Вираджи - Пуруша.
Родившись, он стал выступать
Над землей сзади и спереди."

И интерпретируется исследователями как женский космогонический принцип.


Яджурведа
Варуна получает Вирадж с помощью десятисложного размера (стихосложения), Шукла-Яджурведа(9.33), Кр.-Яджурведа (Т.-С. 1.7.11.2)
В других местах также встречается ассоциация Вирадж с числом 10 (Тайттирия-самхита, 2.2.5.3, 3.3.5.5),  а также с тридцатисложным размером


В гимне для изгнания ракшасов призывается Вирадж в следующем перечислении:
"Ты Вирадж, убивающий соперников, Самрадж - убивающий врагов, (Тайттирия-самхита, 1.3.2.1)
Вирадж связывается с пищей (annaM)(Т.-с., 3.3.5.5.), южным направлением (Т.-с., 4.4.2.1), называется стихотворным размером (сando).(Т.-с. 3.1.6.3). Сравнивается с годом (Т.-с., 5.6.7.1) и боги получают Вирадж Агни в результате жертвоприношений.

Праджапати увидел Вирадж, и с помощью него (нее) создал прошлое и будущее. (Т.-с.,3.3.5.2).
Агни - сияние богов, а Вирадж - сияние стихотворных размеров (или гимнов) (Т.-с., 7.1.1.1)


Атхарваведа 
Вирадж посвящены мистические гимны-восхваления (8.9), (8.10).
 В гимне (8.9) говорится, что Вирадж "Лишенная дыхания, она движется дыханием дышащих.", "В чьем завете и по (чьему) побуждению чудо (yakSam) приходит ", "Все затрагивающую, (всему) соответствующую Вирадж Одни видят, другие не видят ее. ", " Она та самая, что воссияла первой.
Войдя, она бродит среди тех других. "

В гимне (8.10): "Конечно, Вирадж была вначале этим (мирозданием). Когда она
родилась, все перепугалось, (думая) так: «Это она станет этим
(мирозданием)». ".
Ее призывают боги и люди как "силу, свадху, удовольствие, полную радости". Боги от нее получают (как молоко от коровы) травы, простор, воды и жертву с помощью различных гимнов.
Также асуры получают от нее майю, отцы (предки) - свадху, люди - землепашество и зерно, риши - молитвы и тапас, боги - питательную силу (urja), гандхарвы и апсары - хороший запах, "существа другого рода" - сокрытие, змеи - яд. При этом у асуров ее ребенком был Вирочана, у отцов - Яма, у людей  - Ману, сын Вивасвата, у риши - Сома, у богов - Индра, у гандхарвов и апсар - Читраратха, у существ другого рода - Кубера, у змей - Такшака.

В обращении к Каме (9.2) Вирадж называется его дочерью и отодждествляется с Вак (речью).
В гимне (9.10) - "Вирадж — (это) речь, Вирадж — земля, Вирадж — воздушное
пространство, Вирадж— Праджапати. Вирадж стал смертью,
верховным владыкой (богов) садхья. В его власти что было, что
будет. "

В гимне к Рохите (13.1) Солнце (Сурья)- называется теленком Вирадж.

К Вирадж, как к земле, обращаются в гимне 3.17 "На удачу в пахоте", с просьбой о плодородии.
Обращаются в заклинании о защите (в перечислении с другими богами) (8.5),
В символическом описании года как колесницы, Вирадж называется дышлом колесницы (8.8)

В упанишадах
В Брихадараньяка-упанишаде (2.4) - Вирадж находится в левом глазу и является супругой Индры, который находится в правом глазу. "Место их соединения – пространство в сердце, их пища – красный комок в сердце, их покров – то, что подобно сети в сердце; путь, по которому они идут, – артерия, идущая вверх от сердца. Как волос, расщепленный на тысячу частей, таковы у него [человека] артерии, называющиеся хита и утвержденные в сердце. "

Дальнейшее развитие
После ведийского периода Вирадж о становится важным понятием в упанишадах (творческий, материальный принцип, по Шанкаре, Вирадж — материя, супруга Индры как огня Вайшванары; в ряде случаев Вирадж отождествляется с пищей) и в школе веданта.

Источники: 
The Yajur Veda (Taittiriya Sanhita)
translated by Arthur Berriedale Keith
Ригведа, перевод Т.Я Елизаренковой
Атхарваведа, Шаунака. перевод Т.Я Елизаренковой
Мифы народов мира, под ред. С.Токарева

Комментариев нет:

Отправить комментарий