пятница, 14 июня 2013 г.

Осетинская мифология

Мифология осетин, народа относящегося к индоиранской группе индоевропейских народов. В формировании мифологии участвовали скифы, сарматы, аланы, а также племена оставившие памятники кобанской культуры. Позже влияние оказывали и тюркские народы. Одним из основных источников по мифологии осетин является эпос о нартах, мифических богатырях.

Авд дзуары ("семь святых") - собирательное божество из 7 общих (Аларды, Уацилла и др.) и местных божеств. Может показываеться в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями, освещающей путь. Покровительствуют урожаю, домашним животным, здоровью людей.

Аларды - властелин оспы. Согласно мифам, Аларды живёт на небе, откуда
спускается по золотой лестнице. Он изображается красным или светлым крылатым чудовищем, Чтобы умилостивить, его называли "золотым" и т.п. прозвищами, приносили жертвы.

Аминон - существо женского рода, грозный страж, охраняющий ворота, ведущие в царство мёртвых.

Анигал — в осетинской мифологии и нартском эпосе божество пчёл, покровитель пчеловодства.

Артавыз, в осетинской мифологии злой дух. Согласно мифу, Артавыз был сотворён богом, чтобы принести людям добро, но стал учить их противоположному. Тогда бог велел богу-громовнику Уацилле втащить Артавызы к себе. Уацилла навёл на небо тучу, ударил цепью и поднял Артавызы наверх. Здесь Артавыз был пригвождён внутрь луны и находился под охраной часовых.

Архурон , в осетинской мифологии божество, насылающее накожные болезни. Но Архурон может просить верховное божество о ниспослании людям богатства и всякого благополучия.

Атынаг - божество урожая, в частности обильных трав и полевых работ. Перед началом сенокоса в честь А. устраивали пиршество, на котором не было мясных блюд

Афсати
- божество диких зверей, покровитель охотников. В качестве жертвы ему охотники брали с собой три пирога в лес, а в случае удачной охоты делали благодарственный шашлык.

Барастыр - правитель загробного мира

Борхуарали( осет. «владыка злаков»), - божество хлебных злаков

Бынаты Хицау - покровитель жилищ. Бынаты Хицау живёт в кладовой и часто изображается в виде старухи. Может напускать болезни на жителей дома и домашних животных.

Галагон - хозяин ветров, дух плодородия

Дауаги,  духи - покровители людей, зверей, лесов, вод, ветров.

Джеры́ дзуарр - божество, которое исцеляет душевнобольных.
Считалось, что Джеры дзуар обитает на горе возле селения Джер в Южной Осетии. Для исцеления от имени больного жертвовали мясо, а его самого подвешивали на веревке над пропастью, угрожая сбросить, если он не назовет вселившихся в него злых духов. Названные имена записывали и сжигали.

Дзанат - рай, находящийся в центре загробного мира. Представляет собой сад с накрытыми столами.

Дзуар —собирательное название божеств, духов, аналог христианского ангела-хранителя. Обозначает также святилище, посвященное определённому божеству. В нартском эпосе существует группа дзуаров, имеющая название «Семь дзуаров», состоящая из наиболее почитаемых и известных дзуаров, с которыми нарты имели дружеские отношения.
Дзуары могут приобретать различные формы: они могут являться в разных видах: в облике человека (Ног Дзуар), барана (Фыры дзуар).
Название «дзуар» даётся также святилищу определённого божества. В этом святилище, которым может быть любое место (дольмен, пещера, роща, куча камней, горы, строение и т. п.), совершаются жертвоприношения в честь божеств, духов.

Донбеттыр ("водяной Петр") — в осетинском нартском эпосе повелитель воды, морской стихии. Образ связан с апостолов Петром после принятия христианства осетинами в 6-11 веке. Донбеттыр считался покровителем рыбаков. Ему поклонялись они, соблюдая в момент промысла определенные обряды (подобно тому, как было с Афсати). У Донбеттыра много дочерей (соответствующих русским русалкам), обитающих в речках и озёрах, они распоряжаются питьевой водой.

Зальский змей (осет. Залиаг калм) — в осетинской мифологии и нартском эпосе мифологическое существо, которое изображается в виде змеи.

Зендон - ад, находится в загробном мире, закрыт на замок, ключ от которого у Барастыра

Карчикалой, в осетинской мифологии покровитель птиц

Кафтысар-хуандон-алдар - в нартском эпосе хозяин рыб

Курдалагон, Курд-Ала-Уаргон — божество покровитель кузнецов. К нему обращаются с просьбой сделать подковы для лошади умершего, чтобы он мог путешествовать в стране мёртвых.

Мыкалгабырта - божество плодородия, одно из трёх, кроме Реком и Таранджелоз, осетинских святилищ.К Мыгалгабырта обращались с просьбой послать богатый урожай хлебов, увеличить стада и избавить людей от бед и болезней.

Никкола - осетинской мифологии божество урожая, один из самых влиятельных и благожелательных к людям небожителей. Имя этого божества произошло от имени христианского святого Николая Чудотворца.

Реком - божество плодородия. К Реком обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Реком являлся многофункциональным божеством, кроме просьб, связанных с сельским хозяйством, к нему обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил.

Руймон - чудовище в виде змеи. Было рождено от оленя слепым, но может стать зрячим и убить людей. Чтобы этого не произошло небесных духи отрубают от него куски и дают умершим людям, которые от этого молодеют, становясь того возраста, в котором они умерли.

Саниба - дух, которого просили послать дождь, тепло, урожай хлебов, уберечь людей и скот от болезней

Сау бараджы дзуар - покровитель разбойников. Обитает в пещере и едет на вороном коне впереди воров и грабителей.

Сау дзуар (буквально "черный святой") - считалось, что от него зависит урожай злаков, особенно пшеницы черного сорта

Сафа - создатель и покровитель надочажной цепи, мог наслать кожные болезни, если трогать цепь грязными руками. Сафу призывали во время грозы, а также его имя входило в текст клятвы.

Таранджелоз - божество плодородия.

Тутыр - хозяин волков. Разгневавшись на волков, Тутыр затыкает им глотки каменьями и таким образом морит их голодом.

Уастырджи - покровитель мужчин, путников и воинов, враг мошенников, воров и клятвопреступников. Соответствует святому Георгию. Изображался на белом коне, в белой бурке. Интересуется тем, помогают ли люди друг другу в нужде. Может появляться в облике нищего. В празднествах в честь Уастырджи не могли участвовать женщины

Уацилла (уац, "божество", "божественный"; Илла, имя Ильи-пророка),  бог-громовержец, покровитель хлебных злаков и плодородия.

Фалвара
покровитель мелкого рогатого скота; изображался без левого глаза, т.к. считалось что Тутыр в мирной беседе с Фалварой. выбил ему глаз, чтобы дать возможность своим волкам подкрадываться к стадам с левой стороны.

Хетаджи дзуар - божество урожая хлебных злаков, покровитель путников и воинов.

Хоралдар - божество хлебов, покровитель урожая,.

Хохы дзуар - покровитель гор, также посылает урожай хлебных злаков, охраняет домашних животных от болезней, насылает непогоду.

Хуцау
единый великий бог, творец земли, мать земли, небожитель, невидимое божество которое всё видит, всё замечает, всё знает о происходящем на земле. О нуждах и заботах людей ему доносят зэды, дауаги, Уацилла и особенно часто наиболее любимый им Уастырджи.


Источники: Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева.



Комментариев нет:

Отправить комментарий